Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

Информационные потребности в сфере предпринимательской деятельности. Московский государственный университет печати. Общая характеристика правового режима информации

Лекция 3.

Информационное обеспечение предпринимательской деятельности

1. Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия

Планирование - важнейший элемент менеджмента. Основная кон­цептуальная цель деятельности предприятия - достигать максималь­ной прибыли, производя то, на что есть спрос. Для того чтобы достичь этой цели, следует разработать стратегию развития предприятия. Разработанная стратегия должна отвечать на вопрос, как в максималь­ной степени использовать имеющиеся возможности предприятия в кон­кретных условиях той внешней среды, в которой предполагает дей­ствовать это предприятие

Возможности предприятия - это его ресурсы. К основным из них относят следующие (схема 1)

Финансовые ресурсы;

Технико-технологические ресурсы;

Кадровые ресурсы;

Правовые ресурсы;

Интеллектуальные ресурсы;

Информационные ресурсы;

Ресурсы по обеспечению безопасности

Глубокое знание и объективная оценка возможностей предприятия, фирмы - важный элемент при разработке стратегии развития Ин­формацией о своих ресурсах обычно располагает сама фирма Это внутренняя информация Однако для оценки имеющихся собствен­ных ресурсов технико-технологической базы, стоимости недвижи­мости и других составляющих корпоративных ресурсов - часто при­влекаются и внешние эксперты Аудиторская проверка по существу является оценкой финансового состояния предприятия, фирмы

Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды.

Основными составляющими внешней среды являются следующие (схема 1):

Общее состояние мировой экономики;

Состояние отраслевых рынков,

Состояние рынков отдельных видов продукции и услуг.

Первые три составляющие необходимы при выработке стратегии, для того чтобы определить, какие элементы мирового, отечественно­го и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение

Бизнеса данной конкретной фирмы. При этом особое внимание уделя­ется изучению спроса, предложения и условий работы на выбранном рынке (схема 2).

Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование либо соответствующими аналитически­ми структурами фирмы, либо специализирующимися на таких иссле­дованиях консалтинговыми агентствами. Документальным отображе­нием предлагаемой или выбранной стратегии развития деятельности предприятия является бизнес-план, или технико-экономическое обо­снование. Бизнес-план выполняет ряд важнейших для фирмы, пред­приятия функций:

Является обоснованием для руководства фирмы, предприятия правильности выбранной стратегии. Принятая руководством стратегия, а следовательно и утвержденный бизнес-план, позво­ляет фирме осуществлять краткосрочное, тактическое планиро­вание, т. е. реализовывать конкретные задачи, направленные на выполнение общего замысла стратегии развития предприя­тия;

Является одним из основных документов, на основании которых банки рассматривают возможность выдачи кредита фирме;

Позволяет фирме, предприятию привлечь потенциальных парт­неров, которые могут внести свой вклад в реализацию стратегии фирмы, предприятия.

2. Бизнес-план и требования к информационному обеспечению

Бизнес-план представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внут­ренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фир­мы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое со­держание, характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.

В табл. 1 содержится информация, которую необходимо получить для разработки различных разделов бизнес-плана.


Раздел бизнес-плана

Внешняя информация

Внутренняя информация

Анализ рынка

Информация о емкости рынка, сегментации рынка; экономических, научно-технических, демографических, экологических факторах; законодательстве

Производственный план

Информация о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий; о технологиях, лицензиях, необходимых для производства

Финансовый план и стратегия финансирования

Статистические данные.

Финансовая информация.

Прогнозы дальнейшего развития.

Ставки кредитов.

Цены на электроэнергию, воду,

Сырье, труд.

Налоговое законодательство.

Курсы валют


Исходный баланс.

Прямые и косвенные издержки на производство.

Показатели сбыта.

Показатели производственной деятельности.

Стоимость основных фондов.

Оборотные средства.

Текущая финансовая информация


План маркетинга: Изучение конкурентов

Исследование цен

Исследование товародвижения и продаж


Информация о возможных конкурентах, их слабых и сильных сторонах, их доле рынка, маркетинговых средствах

Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара

Информация о возможных посредниках, продавцах, транспортных фирмах


Затраты

На разработку,

Производство


Оценка и страхование риска

Состояние банковских структур,

Их репутация.

Информация об оценке надежности

Всех, с кем предприятие

Предполагает иметь деловые

Отношения.

Курсы валют.

Политическая и экономическая

Ситуация в стране.

Криминогенная обстановка

В стране и тенденции ее изменения.

Возможные страховые компании,

Их репутация


Правовое обеспечение деятельности фирмы

Правовая система в части:

Налоговой системы;

- основных прав потребителей и системы их защиты.

Информация о лицензиях, необходимых для производства

3. Внешнеэкономическая деятельность и требования к информационному обеспечению

Прежде чем принять решение о стратегии выхода предприятия на международный рынок, предприниматель должен провести маркетин­говые исследования, т. е. собрать информацию:

О структуре, объеме и ожидаемой выгодности потенциальных рынков;

О характеристике мест, в которых покупатели предпочитают по­купать тот или иной товар;

О характеристике фирм-конкурентов, которые уже работают на этом рынке;

О методах ведения бизнеса, принятых в разных странах.

Исследование рынка предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Рыночное исследование может охватывать мировой товарный рынок, страновой отраслевой рынок или его определенный сегмент (сектор), внутренний (местный) рынок. Поэтому прежде всего определяется объект исследования - конкретный товар и рынок, подлежащий исследованию: внутренний или внешний (страновой, мировой).

Информация, которую необходимо проанализировать для успеш­ного ведения внешнеэкономической деятельности, представлена в табл.


Область исследования

Необходимая информация

Анализ спроса

Уровень покупательской способности населения. Требования к товару. Уровень дохода населения. Статистическая информация о потреблении товара за исследуемый период

Анализ предложения

Статистические показатели по отрасли.

Структура предприятия.

Уровень цен на товары различных моделей.

Доли рынка крупных фирм.

Их производственные возможности.

Перспективы развития предприятия.

Состояние и тенденции развития

Соответствующего мирового товарного рынка


Анализ перспектив развития рынка

Информация из прессы о перспективах развития

Оценки дальнейшей структуры потребительского

Информация о колебаниях рыночных цен.

Информация о состоянии основных

Представителей отрасли


Изучение и оценка деятельности на рынке фирм-конкрурентов

Объемы продаж выпускаемой продукции.

Доля фирм-конкурентов в общем объеме продаж.

Информация о выпускаемых товарах.

Виды и объем услуг, виды транспортировки.

Маркетинговая деятельность конкурентов.

Финансовое положение фирм.

Коммерческие условия сделок.

Научно-технический потенциал и достижения конкурентов


Изучение фирм - покупателей

Интересующего товара на рынке


Возможные покупатели.

Доля потребления конкретного товара.

Поставщики потребляемой фирмой продукции.

Производственные мощности и перспективы их

Расширения.

Размер издержек сбыта.

Примерный размер квот каждой фирмы

В реализации товаров на рынке


Изучение коммерческой практики, транспортных, правовых, торгово-политических и других условий

Типовые, биржевые и аукционные контракты. Особенности условий международных сделок. Условия проведения торгов Тарифы судоходства, фрахтовые, железнодорожные тарифы. Условия перевозок. Законодательство по внешнеэкономической деятельности Торгово-политические условия

Выбор делового партнера для предприятия, занимающегося внешнеэкономической деятельностью

Общие сведения о фирме Статистические показатели. Производственно-сбытовая деятельность. Конкурентоспособность на рынке

4. Методика решения задач кредитования в банке и требования к информационному обеспечению

Кредит является основой банковского дела и базисом, по которому судят о надежности и качестве работы банка. Мировой опыт показы­вает, что доходы банков от кредитования составляют 80 % от общих доходов. Особого внимания заслуживает процесс управления креди­тами, потому что от его качества зависит успех работы банка.

Информационно-аналитическая работа, связанная с решением во­проса о выдаче кредита, обычно организуется в два этапа:

Проверка финансового состояния заемщика;

Проверка бизнес-плана

В табл. 6 приведена информация, которая требуется банку на пер­вом этапе.

При проверке бизнес-плана заемщика кредитный отдел банка про­веряет достоверность исходной информации, на основании которой построен бизнес-план, и правильность обработки этой исходной ин­формации. Состав исходной информации для составления бизнес-плана приведен в табл. 4. Необходимо отметить, что составители бизнес-планов, используемых для получения кредита, обязаны ука­зывать источники информации, из которых получены исходные дан­ные

Информация, необходимая для проверки финансового состояния потенциального заемщика


Область исследования

Внешняя информация

Внутренняя информация

Проверка характера заемщика

Куда и за какими суммами обращался заемщик. Частота обращений за кредитом. Задержки платежей.

Текущая задолженность в банках.

Сведения, характеризующие репутацию фирмы определенным образом (участие в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах и т. д.)


Проверка финансового состояния заемщика

Специальные рейтинги, отражающие финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска. Перечень банков, клиентом которых является данная фирма. Последняя финансовая информация (данные баланса, отчет о прибылях и убытках). Участие в капиталах других компаний

Бухгалтерская отчетность

Проверка отрасли заемщика

Рост рынка, размер рынка.

Характер продукции

Технологический уровень.

Основные поставщики.

Инвестиции.

Обзор действующего законодательства. Влияние правительства на вход на рынок


Издержки производства

Оценка позиции заемщика в отрасли

Доля на рынке. Цены конкурентов. Сильные и слабые стороны производимой продукции.

Объем производства. производственные мощности.


Документальная проверка

Учредительные документы. действующие договоры и проекты. баланс, платежные документы. Лицензии на определенные виды деятельности. ТЭО (технико-экономическое обоснование), бизнес-план. Удостоверение БТИ. ГТД (грузовые таможенные декларации). Квитанция на получение акцизных марок.

Как правило, особое внимание банк уделяет состоянию того рынка, к которому относится заемщик.

Банк должен оценить для себя возможный риск от операции креди­тования, связанный с конкуренцией и состоянием рынка, и только при низком риске для себя (рынок в стадии роста; компания имеет низкие издержки и хороших поставщиков и покупателей) продолжать про­верку. Для оценки конкуренции и состояния рынка большинство бан­ков анализируют следующие критерии:

Состояние дел в отрасли;

Позиция заемщика в отрасли - основная информация для пони­мания конкурентоспособности и наличия потенциала для изме­нения стратегии.

Анализ состояния дел в отрасли особенно необходим банку в случа­ях, когда заемщик является в данной отрасли «новым лицом», т. е. выходит на новый для себя рынок или впервые вступает в самостоя­тельный бизнес.

Выводы

Приведенные примеры показывают то многообразие информации, которое требуется предприятию, фирме для выполнения своих задач. Получение требуемой информации из внешних источников на каждом предприятии (фирме) организовано по-своему. Могут быть выде­лены две основные схемы: централизованная и децентрализованная. В централизованной схеме на одно подразделение возлагается зада­ча получения информации из внешних источников в интересах всех или большинства подразделений фирмы. Это может быть структу­ра, обслуживающая электронный офис, на нее, как правило, возла­гается также и ведение баз данных внутренней информации. Такое подразделение чаще всего называют информационным или инфор­мационно-аналитическим. При децентрализованной структуре доступ к внешней информации организует в своих интересах каждое под­разделение фирмы, например маркетинговый отдел, финансовый от­дел, юридический отдел, служба безопасности предприятия, техниче­ские подразделения и ряд других. Вторая схема, особенно в части доступа к профессиональным базам, работающим на коммерческой ос­нове, представляется нерациональной. Она заменяется первой схемой, как только руководство осознает всю важность получения достовер­ной и своевременной информации для обоснования принимаемых в фирме решений.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1. Какова роль информации при выработке стратегии развития предприятия?

2. Дайте характеристику информации о внешней среде, которая не­обходима для разработки бизнес-плана.

3. В чем особенности информационно-аналитического обеспече­ния разработки бизнес-плана?

4. Какая информация нужна работнику кредитного отдела банка для проверки финансового состояния заемщика?

5. Какие потребности в информации возникают у кредитного отде­ла банка при проверке реализуемости бизнес-плана, представ­ленного заемщиком?

Тесты для студентов:

1. Являются ли ресурсы Интернета основой для принятия решений в предпринимательской деятельности:

2. Какая из схем организации получения информации из внешних источников является наиболее предпочтительной для фирмы:

Централизованная;

Децентрализованная.

3. Информация о какой составляющей внешней среды наиболее труднодоступна:

Общее состояние экономики;

4. Основная доля необходимой для фирмы информации может быть получена:

Из внешних источников;

Из внутренних источников.

5. Информация о каких составляющих внешней среды необходима фирме для обеспечения предпринимательской деятельности:

Общее состояние российской экономики;

Состояние отраслевого рынка;

Состояние рынка конкретной продукции.

6. Сбор информации о фирме кредитный инспектор осуществляет на этапах:

Проверки финансового состояния заемщика;

Проверки реализуемости бизнес-плана;

Реализации проекта.

Контрольные вопросы

Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия

2. Бизнес-план и требования к информационному обеспечению

3. Внешнеэкономическая деятельность и требования к информационному обеспечению

4. Методика решения задач кредитования в банке и требования к информационному обеспечению

1.1. Понятие информации и виды информационных отношений.

В рамках предпринимательского (хозяйственного) права мы рассматриваем три вида правоотношений. Во-первых, отношения, которые складываются при осуществлении предпринимательской деятельности; во-вторых, отношения, складывающиеся в процессе регулирования этой деятельности; и, в-третьих, корпоративные (или внутрихозяйственные) отношения.

Все указанные отношения связаны со сбором, обработкой и передачей информации.

Говоря об информационном обеспечении предпринимательской деятельности, следует рассматривать все отношения, в которых участвует хозяйствующий субъект с потребителями, другими хозяйствующими субъектами, государственными органами, а также между структурными подразделениями хозяйствующего субъекта. Попробуем выделить наиболее крупные группы информационных отношений, т.е. отношений по поводу сбора, обработки, использования и передачи информации, возникающих в предпринимательской сфере.

Участниками первой группы информационных отношений являются государственные органы, уполномоченные получать определенную информацию в соответствии с определенным нормативным актом, с одной стороны, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, на которых возлагается обязанность предоставлять эту информацию данному органу, – с другой.

Правовое регулирование указанных отношений носит публично-правовой характер и касается в основном контроля государственных органов за соблюдением правовых требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности.

Так, Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»* (в ред. от 25 мая 1995 г.) предусматривается обязанность коммерческих и некоммерческих организаций (их руководителей), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (их должностных лиц), граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) его законной деятельности.
* ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.
Вторую группу составляют информационные отношения, возникающие между государственными органами в связи с регулированием предпринимательской деятельности. Так, приказом Государственного комитета РФ по статистике и Налоговой службы РФ от 22 августа 1996 г. № ВА-3-09/71 «Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов» предусматривается ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и Государственного реестра налогоплательщиков (ГРН) с применением общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также определяется порядок обмена информацией (в виде копий отчетов) по хозяйствующим субъектам, не представившим бухгалтерский отчет налоговым органам или органам государственной статистики.

В данном нормативном акте устанавливается, что обмен информацией между статистическими и налоговыми органами осуществляется на безвозмездной основе как на бумажных носителях, так и в автоматизированном режиме по согласованной технологии с учетом требований защиты информации.

Регламентация отношений рассмотренных выше групп информационных отношений имеет целью, главным образом, информационное обеспечение государственных органов, регулирующих предпринимательскую деятельность, для наиболее эффективного принятия решений в этой области.

Третью группу объединяют отношения, возникающие по поводу предоставления государственными органами информации, собираемой в силу их компетенции за счет федерального бюджета, хозяйствующим субъектам на основании закрепленной в нормативном акте обязанности этих органов ее предоставить.

Наиболее общим образом Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»* (в п. 4 ст. 12) определяется, что органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.
*СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
Статья 13 данного Закона возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления создание доступных для каждого пользователя информационных ресурсов по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также осуществление в пределах компетенции массового информационного обеспечения пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Порядок пользования информацией из государственных информационных ресурсов, как установлено в данном Законе, определяется владельцем этих ресурсов самостоятельно на основании действующего законодательства, их уставов и положений, а также договоров на информационные услуги. Однако никаких принципиальных положений, которыми должны руководствоваться владельцы информационных ресурсов при определении такого порядка, данный Закон не определяет.

В качестве примера правового регулирования информационных отношений третьей группы можно назвать «Порядок предоставления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. № 1270*. Данный Порядок устанавливает правила предоставления органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 1996 г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» ** , информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним всем заинтересованным в ее получении пользователям – гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Информация о регистрации предоставляется на основании письменного запроса, в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя, и выдается за плату. Порядок установления платы за предоставление информации и использования полученных средств определяется Правительством РФ.

По мотивированному запросу правоохранительного, судебного или налогового органа ему предоставляется любая (не только по конкретному объекту недвижимого имущества) информация, находящаяся в распоряжении органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанным органам информация предоставляется бесплатно.

В Положении о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденном постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г. № 834***, определяется, что одной из основных задач Госкомстата России является предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов (граждане как пользователи статистической информации не упоминаются, все ограничивается официальной публикацией).
**СЗ РФ. 1996. N° 10. Ст. 880.

** СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1522.

***СЗ РФ. 1996. № 36. Ст. 4198.
Статистические работы, не входящие в федеральные статистические программы, выполняются органами государственной статистики за счет средств заказчика, в том числе по заказам Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации – за счет средств федерального бюджета, а по заказам органов государственной власти субъектов РФ – за счет средств соответствующего бюджета.

Информационные отношения рассматриваемой группы регулируются не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Например, распоряжение мэра г. Москвы от 16 ноября 1995 г. № 606-рм «О внесении изменений и дополнений в Регламент мэрии Москвы» устанавливает, что владельцем информационных ресурсов, информационных систем мэрии г. Москвы, создаваемых за счет средств государственного бюджета, внебюджетных средств, а также полученных иными установленными законом способами, является мэрия и правительство г. Москвы, которые определяют пользователей (потребителей), а также условия использования и распоряжения информацией, являющейся собственностью мэрии и правительства г. Москвы в соответствии с установленным порядком.

Следует оговориться, что вопрос о возможности применения института собственности к информации довольно спорен, однако в данном контексте нас интересует лишь факт регламентации информационных отношений, возникающих на данном уровне.

Регулирование информационных отношений данной группы направлено прежде всего на обеспечение свободного доступа к информации, необходимой хозяйствующим субъектам для предпринимательской деятельности.

1.2. Правовые формы реализации информационных отношений.

В современный период происходит процесс перехода от распределения информации сверху вниз к ее свободному обороту в качестве товара. Тем самым появляются хозяйствующие субъекты, профессионально осуществляющие деятельность, направленную на создание этого специфического товара. В хозяйственном обороте последний может выступать в качестве информационного продукта или информационной услуги.

Таким образом, появляется совершенно иной тип информационных отношений, возникающих уже в частноправовой сфере. Речь идет об информационных отношениях, в которых, с одной стороны, выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие информационную деятельность в той или иной сфере профессионально (она также является одним из видов предпринимательской деятельности), а с другой – пользователь. К указанным информационным отношениям применяется главным образом договорная форма правового регулирования.

Ни правовая доктрина, ни действующие нормы права не знают таких терминов, как «договор на передачу информации», «договор на передачу информационного продукта» либо «информационный договор».

На практике существует множество различных видов договоров, имеющих содержанием передачу определенной информации в той или иной форме. Во-первых, в качестве объекта такого рода договоров может быть результат творческой деятельности. В этом случае создание и передача данного вида информации регулируются нормами авторского права, которые, защищая форму, в которую такая информация облечена, как бы подразумевают защиту и содержательной части. И тогда используются авторские или авторские (лицензионные) договоры в качестве договорной формы регулирования.

Следующими видами договоров, которые могут использоваться в этой области, являются договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, при условии, что результат такого выполнения – именно информационный продукт или услуга. В качестве примера могут быть названы также договоры на передачу «ноу-хау», под которым обычно понимают информацию технического, организационного и коммерческого характера, т.е. знания, необходимые для процесса производства продукта или оказания услуги и составляющие секрет производства.

Здесь были названы лишь некоторые виды договоров, известные законодательству или юридической практике. На самом деле широкое применение приобрели договоры на информационно-консультационное обслуживание, консалтинга, оказание информационных и маркетинговых услуг, которые имеют предметом сбор и предоставление определенного рода информации. Однако содержание данных договорных отношений не регламентируется законодательством, стороны определяют его самостоятельно исходя из принципа свободы договора и ненарушения общих положений об обязательствах, закрепленных в действующем законодательстве.

Информационные отношения частноправового характера могут вникать не только там, где одним из участников является лицо, осуществляющее информационную деятельность, но и между любыми хозяйствующими субъектами. Например, между Федерацией фондовых бирж России и биржами был подписан Протокол соглашения об информационном обмене, который регламентировал обмен информацией по электронным сетям, с соблюдением единых правил кодировки файлов, и информацией, передаваемой в файлах. Устанавливалось также, что по согласованию сторон материалы, полученные сторонами, могут быть переданы третьим лицам, в том числе для опубликования в средствах массовой информации.

Информационные отношения, возникающие во внутрихозяйственных связях, регулируются нормами, разрабатываемыми органами управления хозяйствующего субъекта, или, иначе, корпоративными. Руководствуясь ст. 139 ГК, хозяйствующий субъект может определять перечень сведений, которые содержат информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Принятием соответствующих корпоративных актов могут быть ограничен свободный доступ к такого рода сведениям, а также установлены меры, принимаемые к охране их конфиденциальности. Примерами такого рода нормативных актов могут быть Положение о конфиденциальной информации, устанавливающее перечень сведений конфиденциального характера, и должностные инструкции, устанавливающие требования к работе с информацией, полученной в процессе выполнения сотрудником служебных обязанностей.

§ 2. Основные направления информационного обеспечения предпринимательской деятельности

2.1. Постановка проблемы.

В современный период все более актуальным становится вопрос о появлении и развитии самостоятельного сектора экономики – информационного, а также создании информационной инфраструктуры рынка и экономики в целом.

Заметим, что в Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном Государственным комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом СССР и Государственным комитетом СССР по стандартам 1 января 1976 г. (с изменениями № 1–18, утвержденными в 1977– 1995 гг.), определяется, что к сфере материального производства* наряду с другими отраслями народного хозяйства отнесены информационно-вычислительное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (посреднические услуги; услуги организаций, содействующих в наладке оборудования, в обработке новых технологий, в продаже и приобретении «ноу-хау», патентов и лицензий, а также реклама, аудиторская и маркетинговая деятельность).
* При этом к сфере материального производства, как установлено в данном нормативном акте, относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Таким образом, помимо регулирования возникающих информационных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью (о которых говорилось ранее), назревает необходимость правового вмешательства в развитие информационной среды рынка, где прежде всего и возникают эти информационные отношения, в целях обеспечения равного доступа к необходимой информации, свободы осуществления предпринимательской деятельности, а также поддержания конкуренции и ограничения монопольного владения определенной информацией отдельными хозяйствующими субъектами и государственными органами.

В целях развития и поддержания нормального функционирования информационной инфраструктуры экономики в целом, а также ее информационного сектора федеральное регулирование строится на следующих основных принципиальных положениях.

2.2. Создание информационной инфрастуктуры.

В этом плане государство направляет усилия на наиболее полное удовлетворение информационных потребностей хозяйствующих субъектов. В этих целях всячески содействует созданию систем информационного обеспечения предпринимательства, объединяющих в себе информационные центры, базы и банки данных с использованием унифицированных программных и технических средств и развитых сетей передачи данных, выделяя в первую очередь наиболее неразвитые в этом отношении сферы предпринимательства.

Главным образом, эту цель преследуют постановления Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации»* и от 29 декабря 1994 г. № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса»**.

В связи с информационной поддержкой малого бизнеса может быть назван Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»***, ст. 16 которого нацеливает (но не обязывает) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

* СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3364.

** СЗ РФ. 1995. №2. Ст. 143.

*** СЗ РФ. 1995. №25. Ст. 2343.
Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1992 г. № 908 «О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий» * в целях обеспечения регулярного информирования российских и иностранных инвесторов о возможностях их участия в приватизации государственных предприятий обязывает Министерство имущественных отношений Российской Федерации организовывать и координировать работы органов государственного управления Российской Федерации с иностранными инвесторами в ходе приватизации государственных предприятий, включая сбор и обработку информации, а также развитие системы информационного обеспечения потенциальных инвесторов. В связи с этим учреждается Государственный информационный центр содействия инвестициям.
* САПП РФ. 1992. № 22. Ст. 1914.

2.3. Информационная прозрачность и доступ к информации.

Государством первоначально определяются лишь некоторые сферы рыночных отношений, где закрепление механизма обеспечения доступа к информации является одним из условий равного и свободного взаимодействия участников этих отношений.

Особое внимание в настоящее время уделяется информационному обеспечению рынка ценных бумаг. До принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ** , в котором разд. IV полностью посвящен информационному обеспечению рынка ценных бумаг, этому вопросу также уделялось некоторое внимание. Так, письмо Минфина России от 12 ноября 1992 г. № 05-01-06 «О предоставлении информации фондовыми биржами и фондовыми отделами бирж» *** устанавливало обязанность фондовых бирж и фондовых отделов бирж ежемесячно представлять в Министерство финансов РФ сведения об итогах биржевой деятельности на рынке ценных бумаг и о допуске ценных бумаг и котировке на фондовой бирже. Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. № 662 « О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации» (в ред. от 16 августа 1995 г. и от 4 января 1996 г.) * определил необходимость формирования единых стандартов осуществления и регистрации операций на финансовом рынке Российской Федерации, в том числе на рынке ценных бумаг, обеспечивающих конфиденциальность коммерческих сделок, независимость их участников, защиту информации, учет и защиту прав собственников, а также государственный и общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации. Инструктивное письмо Центрального банка РФ от 4 августа 1995 г. № 183 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке раскрытия информации о банках и других кредитных организациях – эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации» закрепило обязанность коммерческих банков и других кредитных организаций, публично размещающих эмитируемые ими ценные бумаги, раскрывать информацию, содержащуюся в регистрационных документах.
* СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2639.

** СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

*** ВГ. 1992. № 47.
Начало целенаправленной политики государства по повышению уровня информационной прозрачности рынка ценных бумаг положил Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», который установил общие положения, касающиеся порядка и процедуры раскрытия информации, использования служебной информации, требований к рекламе на рынке ценных бумаг.

Вслед за Законом Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008*, наметила пути дальнейшего развития информационной открытости рынка ценных бумаг, предложив программу мер, направленных на повышение стандартов раскрытия информации и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, или иначе – Государственную информационную инициативу.
* СЗ РФ. 1996. № 28. Ст, 3356.

§ 3. Правовой режим информации

3.1. Конфиденциальность информации.

Направлением правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности является закрепление определенного режима для некоторых видов информации.

Общие положения, касающиеся установления различных категорий доступа к информации, а соответственно и видов информации, закрепляются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Статья 9 Закона определяет, что информационные ресурсы могут относиться к общероссийскому национальному достоянию, правовой режим которых устанавливается федеральным законом. В ст. 10 закрепляется, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная Законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

На сегодняшний день существуют два нормативных акта, определяющих перечень сведений конфиденциального характера. Речь идет об Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»* и постановлении Правления Пенсионного фонда РФ от 30 августа 1996 г. № 123 «Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию», который касается определенных в данном нормативном акте сведений о плательщиках страховых взносов (персональных данных), а также сведений, раскрывающих систему, средства и методы защиты информации на средствах вычислительной техники Пенсионного фонда от несанкционированного доступа, а также значения действующих кодов и паролей.

Статья 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», а также п. 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, относят к конфиденциальной информации персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
*СЗРФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
Названный Федеральный закон определяет, что юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных, подлежит обязательному лицензированию.

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке сбора, хранения и использования персональных данных, которые обрабатываются в информационных системах органов государственной власти в соответствии с их полномочиями. В частности, на налоговые органы возлагается обязанность обеспечения сохранности и конфиденциальности сведений налогоплательщиков. Действующее законодательство разрешает передачу конфиденциальной информации о налогоплательщиках из числа юридических и физических лиц без их согласия только в правоохранительные органы и в строго установленном порядке (ст. 109 УПК).

Отдельным государственным организациям и ведомствам в пределах, предусмотренных соглашениями с ними и с учетом требований по сохранению коммерческой тайны, налоговые органы России вправе предоставлять такого рода информацию. Так, порядок предоставления Пенсионному фонду РФ сведений о доходах предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, определен совместным письмом Пенсионного фонда РФ и Госналогслужбы России от 3–4 июня 1993 г. № JI4-16/ 2116-ИН, ВЗ-6-03/196. Передача баз данных налоговых органов сторонним организациям не допускается.

Заметим, что при установлении режима конфиденциальности для информации о лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность, не делается различий для лиц физических и юридических. Исходя же из смысла норм Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, охраняются в качестве конфиденциальной информации лишь персональные данные (в том понимании, как это было определено выше).

Подтверждением тому служит приказ ГТК России от 28 апреля 1994 г. № 180, который определяет, что конфиденциальной считается информация, содержащаяся в грузовых таможенных декларациях о конкретных сделках в привязке к участникам внешнеэкономических связей.

В соответствии с порядком, установленным законодательством, в качестве конфиденциальных могут быть заявлены также другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли. Статья 16 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что информация, предоставленная таможенным органам РФ государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, может использоваться исключительно в таможенных целях.

Информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация (не являющаяся общедоступной и могущая нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица) не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов РФ в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

3.2. Служебная тайна.

Следующим видом конфиденциальной информации является служебная тайна, которая в ст. 139 ГК РФ определяется так же, как и коммерческая тайна, что вряд ли обоснованно. В соответствии с данной статьей информация будет составлять служебную или коммерческую тайну, когда соблюдаются следующие условия: информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, она не известна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Из этого определения следует, что служебная тайна должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, которую как раз в большинстве случаев служебные сведения не содержат. При определении служебной тайны перечисленные в ГК признаки могут быть использованы лишь в качестве основы, учитывая специфику, которая характерна для служебных сведений конфиденциального характера. Главным здесь является то, что перечень этих сведений, а также возложение на служащих (должностных лиц) обязанности охраны их конфиденциальности устанавливаются законодательством, а не обладателем информации (как это предусматривается относительно коммерческой тайны).

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» под служебной информацией для целей настоящего Федерального закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. При этом закрепляется, что лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам.

3.3. Банковская тайна.

Разновидностью служебной тайны можно считать банковскую тайну. Определяя содержание банковской тайны, а точнее круг сведений, которые будут ее составлять, отметим, что ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» дает более широкое по сравнению со ст. 857 ГК РФ понятие банковской тайны*.
* См. подробнее: Олейник ОМ. Основы банковского права. М., 1997.
ГК РФ называет три вида сведений, составляющих банковскую тайну:

А) сведения о банковском счете и банковском вкладе;

Б) сведения об операциях по счету;

В) сведения о клиенте.

В ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» определяется, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

3.4. Коммерческая тайна.

В соответствии с п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, к числу сведений конфиденциального характера относится коммерческая тайна, понятие которой раскрывалось выше. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 был установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну *.
* СП РСФСР. 1992. № 1–2. Ст. 7.
В российском законодательстве пока не существует отдельного законодательного акта, защищающего коммерческую тайну, а в некоторых случаях такая информация нуждается в правовой защите.

Помимо ГК РФ, некоторые нормативные акты уже содержат нормы, запрещающие разглашение конфиденциальных сведений в связи с угрозой нанесения ущерба заинтересованным лицам. Так, согласно ст. 14 Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»** информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в целях осуществления своей деятельности и не передаваться третьим лицам ***. Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливается, что в случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа (территориального органа) сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ст. 15).
** ВВС РФ. 1993. №23. Ст. 821.

*** См.: Финансовые известия. 1993. № 54. С. 8.
Несомненно, требуется принятие отдельного законодательного акта, устанавливающего режим конфиденциальности этой информации. Тогда коммерческая тайна сможет в полной мере пользоваться судебной защитой при условии соблюдения требований этого закона.

В первую очередь должны будут учитываться следующие требования:

Предмет секрета не должен быть общеизвестным фактом;

На получение или создание этого секрета хозяйствующим субъектом должны быть израсходованы собственные средства (что подтверждается финансовой документацией);

Работники должны быть своевременно предупреждены о наличии секрета и порядке обращения с ним;

Хозяйствующий субъект должен принимать реальные меры по защите секрета.

Меры, о которых говорится в последнем из условий, должны касаться: во-первых, установления перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия; во-вторых, определения источников таких сведений; в-третьих, определения каналов и способов утечки сведений, составляющих коммерческую тайну*.
*См.: Отнюкова Г.Д.
Таким образом, правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности на сегодняшний день направлено, главным образом на формирование информационной инфраструктуры рынка, обеспечение его информационной прозрачности, а также гарантирование ограниченного доступа к определенным видам информации, признанных в качестве таковых в соответствии с действующим законодательством.

§ 4. Договоры об информационно-консультационных услугах

4.1. Консалтинг и маркетинг.

В связи с переходом к рыночной экономике резко возросла потребность в получении информационно-консультационных услуг. Предприятие нуждается в информации о потенциальных продавцах и покупателях, их надежности и платежеспособности, сведениях о конъюнктуре рынка, в юридической помощи при составлении или изменении документации, необходимой при регистрации предприятия, его реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, в консультациях по составлению финансовой отчетности и других подобного рода услугах. Указанные услуги могут быть предметом самостоятельных договоров, но могут входить в содержание, например, договоров о посреднических услугах и др.

Соответственно, стороной по договору может быть фирма, специализирующаяся на консалтинге как основном виде деятельности, либо посредническая организация (фирма, контора), для которой консалтинг – один из видов деятельности, даже не являющейся основной.

Консалтинг – деятельность по консультированию клиентов по экономическим и правовым вопросам. Помимо консультаций фирма может осуществлять маркетинговые услуги. Маркетинг – комплекс действий по изучению рынка: спроса на продукцию клиента, текущего и прогнозируемого на перспективу, предложения соответствующих товаров. Изучаются сведения о конкурентах, ценах, качестве товаров и их последующем сервисном обслуживании.

Цель договора маркетинга – выдача клиенту рекомендаций, учет которых позволит ему производить пользующуюся устойчивым спросом продукцию, вносить изменения в ассортимент, улучшать качество изделий, снимать с производства не пользующуюся спросом продукцию. Благодаря маркетингу предприятия имеют возможность производить продукцию, обеспечивая необходимый уровень прибыли для развития предприятия.

По сути и назначению данные услуги предполагают наличие долгосрочного взаимодействия клиента и исполнителя. Поэтому договоры о маркетинговых услугах заключаются, как правило, на срок свыше года. Сроки предоставления исполнителем клиенту информации устанавливаются в договоре с учетом необходимости реагирования на изменение конъюнктуры товарного рынка.

Оперативная текущая информация исполнителя позволяет корректировать эти программы производства и реализации соответствующих товаров. По форме поступающая от исполнителя информация может быть в виде отчета с необходимыми расчетами, приложениями. Возможна передача информации по каналам связи с использованием ЭВМ.

Производство. Приводятся сведения о конкурентах, динамике производства, данные о товарах.

Спрос и потребление. Приводятся сведения о степени удовлетворения спроса, направлении расширения рынка, данные о структуре потребления, динамике торговли.

Цены. Предоставляются сведения об изменении цен (индекс цен), ценах на сырье, делаются расчеты выгодности (прибыльности) производства.

Размер оплаты услуг исполнителя может быть поставлен в зависимость от экономической эффективности рекомендаций.

Но чаще всего оплата производится за фактически оказанные услуги, своевременно предоставленную информацию.

Маркетинг – действенный инструмент регулирования экономики в условиях нормального рынка, конкуренции производителей. В настоящее время при монополизме производителей, дефиците продукции и товаров нет объективных условий для широкого распространения маркетинговых услуг, оказываемых исполнителями по договорам. Многие предприятия пока ограничиваются тем, что создают на базе отделов снабжения и сбыта отделы (подразделения) по маркетингу, не заключая специальных хозяйственных договоров о данных услугах.

Правовой формой консалтинга по юридическим вопросам на практике является договор клиента с юридической фирмой о правовом обслуживании. Договор заключается обычно сроком на год. Но могут быть и разовые обращения клиента в юридическую фирму по какому-либо конкретному вопросу. Услуга в таком случае может составить содержание договора, заключаемого на совершение однократного действия (помощь в составлении документа, представительство в суде и др.). Договор на юридическое обслуживание кроме консультации может предусматривать обязанности юридической фирмы осуществлять по поручению клиента представительство в суде, арбитражном, третейском суде, давать заключение о законности локальных актов предприятия, заключаемых договоров, помогать в составлении договоров, претензий, исковых заявлений.

Оплата производится либо путем перечисления периодических платежей безотносительно к объему услуг, либо за соответствующие услуги в пределах срока действия договора, но чаще всего указанные способы оплаты сочетаются. Например, помимо оплаты за прикрепление к фирме фирма получает определенный процент по каждому выигранному в судебном процессе делу (хозяйственному спору). Разумеется, если предприятие имеет в штате юрисконсульта, нет необходимости прибегать к услугам юридической фирмы.

Предприятия – исполнители услуг могут быть многопрофильными. Например, сочетать юридические услуги и аудит, юридическое обслуживание и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности предприятия-клиента. Это позволяет им выжить в условиях рынка, если спрос на отдельные услуги снижается.

Получение одним предприятием информации о другом предприятии с целью снижения коммерческого риска от возможного с ним сотрудничества по хозяйственному договору сопряжено с известными трудностями (из-за отсутствия необходимых справочников, территориальной удаленности, из-за скудости сведений при официальной публикации об итогах финансово-хозяйственной деятельности или из-за отсутствия такой публикации вообще и пр.).

Существуют организации, специализирующиеся на сборе, обработке, предоставлении интересующей клиентов информации о потенциальных контрагентах. На основе договора о предоставлении такой информации клиент имеет возможность получить сведения о финансовом положении и деловой репутации того или иного производителя, составе учредителей, сведения о банках, обслуживающих предприятие, и другую информацию.

4.2. Инжиниринг.

Разновидностью консалтинга в производственной сфере является инжиниринг. Фирма по договору может оказывать инженерно-консультационные услуги предприятию-клиенту, связанные с подготовкой и техническим обеспечением производства продукции. Фирма может, например, давать рекомендации об использовании сложного оборудования, оказывать помощь в адаптации программных продуктов к условиям производства клиента, осуществить декомпилирование программы для ЭВМ, обеспечивать монтаж и демонтаж оборудования, оказывать иные услуги.

Разнообразны услуги, оказываемые с помощью и на основе использования информационных систем – путем передачи информации по каналам связи с использованием соответствующего банка данных ЭВМ. Деятельности по обмену информацией между организациями предшествуют установка ЭВМ, обеспечение пользователя необходимыми инструкциями, консультациями со стороны организации – владельца информационных ресурсов (систематизированной информации в банке данных ЭВМ).

На основе договоров об оказании информационно-вычислительных услуг осуществляется, например, автоматизированная обработка информации кредитных организаций, оказываемых подразделениями информатизации Банка России (операционный день кредитной организации, ведение ее баланса), передаются электронные.копии выписок по счетам кредитных организаций*.
* См. письмо ЦБ РФ от 18 июня 1997 г. «О взимании платы за услуги банка России» // РГ. 1997. 9 авг.
Возможно автоматизированное ведение бухгалтерского учета: при этом заказчик предоставляет по установленным формам исходную информацию и получает итоговую информацию по форме, согласованной с исполнителем. Деятельность по ведению реестра владельца ценных бумаг может фиксироваться как на бумажных носителях, так и с использованием электронной базы данных (ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг»).

Отношения носят долгосрочный характер: обмен информацией осуществляется в режиме и по регламенту, определенным соглашением сторон с учетом их технических возможностей.

Заказчик по данному договору либо предоставляет исходную информацию и, в свою очередь, получает результаты обработки его информации, либо получает интересующую его уже готовую информацию, накопленную владельцем информационных ресурсов. В последнем случае процесс сбора, обработки информации содержанием договора с заказчиком не охватывается. Помимо собственно информационных услуг возможно оказание услуг по сопровождению программных средств (консультации, обучение персонала по пользованию программой для ЭВМ). Такие услуги оказывает организация, на законной основе поставляющая программные средства (базы данных программы для ЭВМ) пользователям.

Поскольку закон пока не дает легальных понятий « информационные услуги», «маркетинг», «посредническая деятельность», на практике такие договоры называются договорами о взаимном сотрудничестве, о совместной деятельности. В таких случаях юридическую природу договора, его тип необходимо определять, анализируя содержание договора, действительные взаимоотношения сторон.

Встречаются смешанные договоры, по которым стороны оказывают друг другу информационно-консультационные услуги, услуги по подбору друг другу в качестве партнеров третьих лиц (продавцов, покупателей), и в то же время стороны объединяют усилия для реализации совместных программ (строительство, сбор и переработка вторичного сырья с последующим распределением прибыли между сторонами и др.).

Во многих договорах такого рода предусматриваются обязательства по рекламированию продукции клиента, а также взаимной рекламе. Заключая договоры о сотрудничестве, стороны тем самым подчеркивают доверительный характер отношений между ними, не включают в договор меры имущественной ответственности строят отношения между собой на взаимовыгодном сотрудничестве.

Беляев В. Торговля ценными бумагами в сети Интернет // Рынок ценных бумаг. 1999. № 10, 11, 13, 15, 19.

Викулин А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования // Государство и право. 1998. № 7.

Власова О. Законодательство Великобритании: охрана коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации // Хозяйство и право. 1998. № 8.

Гаврилов Э.П. Права на интеллектуальную собственность в новом Гражданском кодексе Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 11.

Дозорцев ВА. Законодательство о научно-техническом прогрессе. М., 1978.

Дозорцев В А. Информация как объект исключительного права // Дело и право. 1996 №4

Закупенъ Т.В. Правовое регулирование создания единого информационного пространства стран – участниц Содружества Независимых Государств // Государство и право. 1997. № 6.

ЗалесскаяМ.В. Недобросовестная конкуренция: некоторые проблемы неправомерного получения, использования и разглашения конфиденциальной информации // Законодательство и экономика. 1999. № 5.

Информация // Закон. 1999. № 10.

Карчевский С. Банковская тайна: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2000. № 4.

Копылов ВА. Информационное право: Учебное пособие. М., 1997.

Лобанов Г. Маркетинговые услуги и себестоимость // Хозяйство и право. 1996. №11.

Медведев А. Компьютерная программа: вещь или нематериальный актив // Хозяйство и право. 1997. № 11.

Олейник ОМ. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право. 1997. № 6, 7.

Отнюкова Г Д. Коммерческая тайна // Закон. 1998. № 2.

Потерякин Д. Передача информации, содержащейся в базе данных // Хозяйство и право. 1996. № 6.

Симкин Л.С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 8.

Скобликов П. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования // Российская юстиция. 1997. № 11.

Соловяненко Н.И. Совершение сделок путем электронного обмена данными // Хозяйство и право. 1997. № 7.

Северин В А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность//Законодательство. 2000. № 1. С. 32–39.

Ткачук И.Б. Коммерческая тайна: Организация защиты, расследование посягательств. М., 1999.

Шаров В. «Ноу-хау» – объект интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 1998. № 7.

Шамаев А. Правовые аспекты деятельности коммуникационных систем (на примере SWIFT) // Хозяйство и право. 1997. № 2.

  1. Понятие об информации, ее ценность
  2. Место современных средств информации в предпринимательской деятельности

Литература:

1. Организация предпринимательской деятельности /Под ред. С.И.Грядова. – М.: Колос, 2003. – С.240-255

2. Попов Н.А. и др. Предпринимательство в АПК. Учебник. – М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001. – С.205-225

3. Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: -ИНФРА-М, 2002. – С.425-430

4. Основы предпринимательского дела: Учебник /Под ред. Ю.М.Осипова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С.170-179

5. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Н.В.Родионовой, О.О.Читанавы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – С.177-188

6. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Международные отношения, 1993. – С.316-327

7. Информационные технологии в экономике /Под ред. Ю.Ф.Симонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

8. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 8000 с.

    1. Понятие об информации, ее ценность.

Информация это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.

Следует напомнить, что согласно теории периодизации общества в экономической науке выделяют 7 периодов. Индустриальной эпохой считаются XVIII-XX вв., постиндустриальная – с 80-х годов 20 века. В эту эпоху отмечаются снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации. Следовательно для предпринимателя очень важными являются вопросы связанные с получением информации и ее использованием.

Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю информации, а также создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, регулируются Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Данным законом определены основные понятия, используемые в информационном обеспечении предпринимательской деятельности:

1. - информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

2. - информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав по использованию информационных ресурсов;

3. - информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

4. - информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий;

5. - информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах, т.е. в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;

6. - конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность тесно связана с такими понятиями как, получение информации, накопление, хранение, обработка и использование информации. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность информации. Полезность и своевременность информации заключается в том, что она создает выгодные условия для принятия правильного и своевременного решения, в последующем получения экономической и другой эффективности. При этом информация обязательно должна быть достоверной, ибо недостоверная информация сводит к нулю и полезность и достоверность. Как правило, сведения представляющие интерес для предпринимателя им перепроверяются. Ценность информации также зависит от ее сохранности, т.е. от возможности утечки информации. Утечка информации приводит ее к обесцениванию.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации не являются коммерческой тайной:

· Организационные сведения (устав, лицензии и т.д.);

· Финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей);

· Сведения о штате предприятия и условиях деятельности;

· Сведения о собственности (размер имущества).

Имеют право на ознакомление с перечисленными сведениями:

· Правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;

· Налоговые службы;

· Аудиторские фирмы;

· Предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ними в сделку.

    1. Источники информации, система их сбора и анализа.

В предпринимательской деятельности используется два основных вида информации - внутренняя и внешняя.

Внутренняя информация подразделяется на:

Бухгалтерскую;

Статистическую;

Производственную.

Бухгалтерская информация представлена в различных формах бухгалтерской отчетности:

Годовой;

Промежуточной (квартальной);

Налоговой.

На основании обобщения и обработки бухгалтерской информации принимаются основные управленческие решения о повышении эффективности производства, о распределении и перераспределении финансовых, трудовых и материальных ресурсов, о распределении прибыли и т.п. Из всех информаций она является наиболее точной, так как в ней отражается движение имущества и обязательств организации, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Недостатком бухгалтерской информации является ее низкая оперативность. Так, наиболее полная информация представляется в годовом отчете, затем в квартальных отчетах, а минимальным периодом пригодным для использования в управленческой деятельности, является календарный месяц. В предпринимательской деятельности значительная часть управленческих решений требует представления информации и обобщения за более короткие периоды (декада, неделя, рабочая смена).

Статистическая отчетность представляет интерес для предпринимателя тем, что в ее основе заложены те же принципы, что при формировании бухгалтерской отчетности. В статистической отчетности, в отличие от бухгалтерской отчетности преимущество отдается натуральным, а не стоимостным показателям. Поэтому на основании данных такой отчетности можно детально отслеживать движение имущества организации, а также его состояние (физическая и моральная изношенность, номенклатура и т.п.).

Основным недостатком статистической информации также является ее невысокая оперативность - большая часть статистической отчетности представляется либо за год, либо за квартал.

Производственная информация представляется и обобщается по окончании каждой рабочей смены (обособленно или с нарастающим итогом с начала отчетного периода). Производственная информация обладает меньшей точностью. Эта неточность обусловлена тем, что сбором и обработкой оперативной информации занимаются работники, не являющиеся специалистами в информационной области – это мастера цехов, бригадиры производственных звеньев и т.п.

Внешняя информация используется организацией, как правило, при осуществлении маркетинговой деятельности.

Для эффективного управления маркетингом необходима своевременная и правильная оценка рынков сбыта и конкуренции.

В этой работе важными являются сбор данных характеризующих рынок и его сегменты; сведения о предприятиях-производителях, работающих на данном рынке; о количестве потребителей; об объемах, приходящихся на отдельных потребителей; о географической концентрации потребителей, о спросе на продукцию и изменениях на него. Кроме того, оцениваются емкость и размер рынка.

Емкость рынка это максимально возможный объем сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года.

Размер рынка - это территория, на котором происходит обмен продукции. Если сфера обмена охватывает территорию района, города, республики или области, то это местный товарный рынок. Если сфера обмена охватывает территорию страны, то это «рынок страны» и т.д. Для большей части сельскохозяйственной продукции значение имеет в основном местный рынок.

Существенное значение имеет оценка цен данной продукции (услуги). Следует учитывать, что цена товара оказывает значительное влияние на объем продаж и величину поступлений от продаж.

Небезынтересной представляется обработка информации о периодах максимального и минимального объемов продаж.

Существенное значение для организации маркетинговой деятельности имеет информация о законодательных ограничениях по продаже того или иного товара (налоговые, таможенные запреты; необходимость наличия лицензии и т.п.); установлению цены на продукцию (государственное peгулирование ценообразования). В отношении сельскохозяйственной продукции государственное влияние имеет тенденцию к максимальной поддержке процесса производства и реализации, а не ограничения.

При осуществлении маркетинговых мероприятий распространение информации о товаре имеет не меньшее значение, чем сбор информации о рынках сбыта. Она включает в себя следующий набор элементов:

· стимулирование сбыта;

· прямой маркетинг;

· паблик рилейшнз;

  • решения, принимаемые службой маркетинга.

Как известно, Минсельхозпродом РФ в 1995 году было принято peшение о создании единого информационного пространства агропромышленного комплекса России.

При этом, головной организацией, ответственной за координацию и методическое руководство было определено ГВЦ Минсельхозпрода России.

В 1998 году перечень мероприятий, выполняемых Минсельхозпродом РФ в области информационного обеспечения расширен. В частности предусматривается: разработка федеральной программы развития информационно-консультационной службы (ИКС) для сельских товаропроизводителей, предусматривающий определение ее организационно-правового статуса и многоуровневой системы финансирования;

Основным направлением развития информационного обеспечения АПК на ближайшую перспективу является внедрение компьютерных технологий, создание баз и банков данных и повышение вследствие этого, оперативности и точности информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Для реализации информационной компьютерной АПК России и ее части - открытой распределенной компьютерной системы проекта АРИС необходимо установление порядка проведения работ по регистрации, экспертизе и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов, разрабатываемых за счет бюджетного финансирования и внебюджетных средств.

Соответствующее положение утверждено приказом Минсельхозпрода России от 18 января 1999 г. № 18. Данным положением определен порядок организации и правила обязательной регистрации, экспертизы и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов (программных продуктов), разработанных па средства бюджетного финансирования и являющихся собственностью Минсельхозпрода России.

Обеспечение бизнеса – комплекс мер и мероприятий, направленных на оптимизацию предпринимательской деятельности, налаживание взаимосвязей внутри и снаружи компании с целью достижения максимальной эффективности работы предприятия, повышения уровня заработка, оптимизации торговых и внешнеэкономических процессов. Обеспечение бизнеса затрагивает множество основных сфер и направлений дятельности – информационную, правовую, финансовую, сферу безопасности и программного обеспечения.

Информационное обеспечение бизнеса

На современном этапе одной из наиболее важных является информационная составляющая бизнеса. От нее напрямую зависит развитие предприятия, эффективность производственного процесса, позиции товаров на рынке и так далее. без информационного обеспечения обеспечен на провал, ведь именно с помощью своевременно поступивших данных можно оценить , его насыщенность, возможность получения ресурсов, условия производства и так далее.

Всю информацию, которая поступает в , можно условно разделить на три категории .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нуртдинова Э.Э.

Аннотация

Отражены роль и значимость информационного обеспечения предпринимательской деятельности как важного фактора повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Сформулированы основные принципы построения информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

поддержка информационный предпринимательство

В эпоху глобальной информатизации ресурсом первостепенной важности стала информация. Она представляет собой особый и наиболее важный элемент организации системы управления, являющийся совокупностью выраженных количественно данных о фактическом и желаемом состоянии систем и подсистем предприятия, внешних условиях его функционирования с обоснованием различных типов управленческих решений .

Информативное преимущество

Данные, необходимые для принятия решений, становятся стратегическим ресурсом, под которым понимается совокупность экономической информации и организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления, хранения и актуализации информации, а также реализованная возможность предоставления ее пользователям в соответствии с конкретными запросами в удобной для них форме в заданные сроки и по оговоренной цене .

Интенсивная информатизация общества, несомненно, открывает для бизнеса новые возможности, в то же время, обусловливая необходимость рациональной организации информационного обеспечения как основы для успешного развития малого и среднего бизнеса и повышения его эффективности.

Предпринимательская деятельность играет важнейшую роль в развитии экономики муниципальных образований, регионов и территорий, страны в целом, определяя темпы и уровень развития экономических систем каждого уровня, их стабильность и устойчивость к кризисным проявлениям в мировой экономике и изменениям на мировых рынках.

В настоящее время в российской практике предпринимательской деятельности наблюдается определенный разрыв между накоплением и использованием информации и знаний, с одной стороны, и практической реализацией развития малого и среднего бизнеса - с другой. С особенными трудностями выживания в высококонкурентной среде сталкиваются малые предприятия, поэтому их конкурентоспособность непосредственно зависит от своевременной, полной и доступной рыночной информации, квалифицированное владение которой может обеспечить значительное стратегическое преимущество перед конкурентами.

Федеральным законодательством устанавливается, а опытом развития отечественного предпринимательства объективно подтверждается, что малый и средний бизнес, помимо финансовой и имущественной поддержки, не в меньшей, а скорее даже в большей степени нуждается в государственной поддержке в сфере информационного и консультационного обеспечения предпринимательской деятельности в целях повышения эффективности оной.

Практика деятельности малых и средних предприятий позволяет выделить информационные ресурсы, играющие особую роль в развитии малого бизнеса и пользующиеся наибольшим спросом, в частности:

Маркетинговые исследования рынков, на которых действуют предприниматели;

Мониторинг экономических и финансовых показателей, колебаний цен;

Изменения в нормативно-правовой базе;

Системы поддержки малого предпринимательства и соответствующие государственные программы и проекты;

Прогнозы и исследования внешнеэкономической информации;

Аналитика деловой прессы;

Социально-экономическая информация.

Как правило, источниками такого рода информационных ресурсов являются органы власти различных уровней и госструктур, поэтому решить проблему информационного обеспечения предпринимательской деятельности без государственной поддержки вряд ли возможно. Представляется целесообразным формирование на всех уровнях государственного управления соответствующей информационной инфраструктуры, призванной обеспечивать растущие информационные потребности субъектов малого бизнеса в экономической и правовой информации, данных органов статистики, производственной, технологической и прочей информации. При этом следует предусмотреть возможность полной или частичной компенсации затрат субъектов малого бизнеса, связанных с информационным обслуживанием, за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Единство целей рождает эффективность

В рамках организации и развития информационного обеспечения субъектов предпринимательской деятельности действующее законодательство предусматривает решение следующих задач :

Объединение существующей на сегодняшний день информационной инфраструктуры, ее оптимизация посредством формирования единого информационного пространства для малого бизнеса;

Активизация использования современных информационных технологий в предпринимательской деятельности и расширение сфер их применения;

Адаптация возможностей сетей деловой информации и СМИ для удовлетворения информационных потребностей малого предпринимательства.

Решение вышеназванных задач возможно при следующих условиях:

Достаточный уровень компетентности собственников информации и ее держателей в вопросах поддержки субъектов малого бизнеса;

Интеграция, согласованное участие и эффективное использование возможностей всех структур поддержки предпринимательской деятельности;

Расширение сфер и возможностей существующей инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

Формирование и развитие адекватной административной и ресурсной поддержки реализуемых мероприятий;

Организация активного взаимодействия с субъектами информационного рынка;

Активное освоение и эффективное использование возможностей перспективных информационных технологий.

Механизм и принципы организации единого информационного пространства для предпринимательской деятельности должны определяться, исходя из анализа потребностей субъектов малого и среднего бизнеса в информационных ресурсах.

Возрастающая роль во всех сферах жизни общества информационных технологий, реализованных в компьютерных сетях, обуславливает снижение востребованности таких традиционных источников информации, как телевидение, радио и печатные СМИ. Поэтому информационное обеспечение предпринимательства целесообразно осуществлять посредством компьютерных информационных систем.

Стремительный рост объемов возникающей и используемой информации, возрастающие требования к ее оперативности и достоверности, а также к скорости принятия управленческих решений, объективно подтверждают необходимость применения унифицированного подхода к поиску и обработке данных на основе использования информационных технологий, преимуществ компьютерных сетей и электронных форм представления информации.

Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства на уровне каждого субъекта РФ должна осуществляться в рамках системы единых подходов к формированию региональных и муниципальных центров поддержки устойчивого развития предпринимательства, единых принципов их деятельности, взаимодействия и сотрудничества с различными структурами власти и сферами общества.

В качестве целей организации системы устойчивого развития предпринимательства можно выделить:

Создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности, что будет содействовать росту экономического потенциала субъектов РФ;

Формирование единой программно-технологической системы информационной поддержки малого и среднего бизнеса в субъектах РФ;

Развитие обширной сети региональных и муниципальных центров поддержки предпринимательства.

Систему устойчивого развития малого и среднего бизнеса целесообразно реализовывать посредством создания структур поддержки предпринимательства на четырех уровнях: региональном, окружном, муниципальном и поселенческом.

На региональном уровне необходимо сформировать краевой или областной Центр поддержки предпринимательства, который призван:

Оказывать информационные, консультационные и образовательные услуги субъектам предпринимательской деятельности с помощью взаимодействия со всеми элементами инфраструктуры поддержки;

Обеспечивать оперативную наполняемость региональных сайтов информационной поддержки;

Координировать деятельность муниципальных информационно-консультационных центров;

Организовывать мероприятия по повышению уровня образования и квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства.

На уровне муниципальных образований в городских округах и районных центрах необходимо организовать информационно-консультационные центры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которые будут предоставлять предпринимателям информационные и консультационные услуги по следующим направлениям:

Возможности использования предусмотренных государством инструментов поддержки;

Вопросы организации и открытия собственного дела;

Разработка и составление бизнес-плана и других документов, необходимых для представления в конкурсные программы поддержки предпринимателей, а также для участия в государственных и муниципальных заказах;

Вывод

Таким образом, формирование многоуровневой системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса обеспечит широкие возможности для всестороннего информирования и консультирования субъектов предпринимательства и ускорит создание единого информационного пространства поддержки предпринимательской деятельности в регионах РФ.

Источники

1. Баталова Т.Н. Некоторые вопросы информационного обеспечения системы управления производством / Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции (27-28 ноября 2007 г.) / Пермский гос. технический ун-т. - Пермь, 2007. - Ч. 2.

2. Марков Д.А., Пыткин А.Н. Особенности функционирования информационной системы промышленного предприятия. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.

3. Мотовилов И.В., Глезман Л.В. Информационное обеспечение механизма управления промышленным комплексом муниципального образования // Российское предпринимательство, 2012. - № 4.

4. Ресурсный центр малого предпринимательства: Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

5. Русакова Е.В. Информационный потенциал промышленных предприятий: оценка, динамика, резервы повышения: диссертация кандидата экон. наук. - Самара: Самарский гос. экономический ун-т, 2006.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Поддержка малого и среднего предпринимательства: региональный аспект. Основные задачи долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 гг." Франчайзинг в предпринимательской деятельности.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Функции, выполняемые малым и средним бизнесом в национальной экономике. Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане. Зарубежный опыт развития малого и среднего бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2014

    Изучение отличительных признаков и видов предпринимательской деятельности. Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Финансирование малого и среднего бизнеса. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие, сущность, признаки малого бизнеса, его социально-экономическая роль. Общие направления государственного регулирования малого предпринимательства. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Субъекты, критерии, функции и особенности малого и среднего предпринимательства. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Рекомендации по программе поддержки и формированию благоприятной предпринимательской среды в городе Иркутске.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике Украины, система государственной регуляции и поддержка малого бизнеса. Кредитование предпринимательской деятельности и проблемы, связанные с этим. Особенности процедуры "малого" кредитования.

    реферат , добавлен 04.08.2010

    Организация предпринимательской деятельности в экономике, анализ сущности предпринимательства, системы государственной поддержки, проблем и перспектив развития предпринимательства. Значение малого и среднего бизнеса в повышении деловой активности.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2011

    Цели и задачи средних предприятий, их место и роль в рыночном хозяйстве. Государственная поддержка среднего предпринимательства. Проблемы развития средних предприятий, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов среднего предпринимательства.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2013

    Изучение процесса становления и анализ современного развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Исследование принципов и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Показатели развития малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса. Анализ государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности. Направления и пути совершенствования форм и методов поддержки бизнеса.

Похожие публикации