Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество. О негативных последствиях использования информационных технологий

Жизненный цикл информации. Информационная сфера

Информация может существовать кратковременно (например, в памяти калькулятора в процессе проводимых на нём вычислений), в течение некоторого времени (например, при подготовке какой-либо справки) или очень долго (например, при хранении важных личных, коммерческих, общественных или государственных данных). Эти периоды времени определяют жизненный цикл информации, состоящий из следующих стадий: появление, существование и исчезновение (“смерть”).

Поскольку информация имеет цену и является товаром, её зачастую воспринимают как услугу, продукт или изделие. Здесь же отметим, что жизненный цикл изделия затрагивает два основных его состояния.

Первое состояние связано с процессами его производства, осуществляемыми от момента подготовки проекта до выпуска конкретного изделия. В основе его лежит концепция управления жизненным циклом изделия (англ. “Product Lifecycle Management”, PLM), объединяющая существующие разработки в единое интегрированное решение. Она затрагивает конструкторский, технологический, производственный этапы, завершением которых является коммерческий этап. Такое решение включает: 1) систему управления инженерными данными (англ. “Product Data Management”, PDM), связывающую все компоненты и обеспечивающую взаимодействие с системами, предназначенными для управления ресурсами предприятия (ERP), взаимоотношениями с клиентами (CRM), и с поставщиками (SCM). Данная концепция распространяется на предприятия как с дискретным, так и с непрерывным производством. Реализация PDM систем способствует повышению эффективности разработки изделий, снижению расходов и времени на проектирование, повышению качества и себестоимости выпускаемой продукции, сокращению ошибок и более простому учёту требований клиентов. Однако предприятиям при этом приходится решать технологические, финансовые, организационные и психологические проблемы. При этом наибольшей из них является проблема внутренней неорганизованности на предприятии, когда отсутствует общая идеология, и различные структуры пытаются решать свои локальные задачи, как правило, дешёвыми программными и техническими средствами.

Второе состояние определяет период существования изделия с момента его выпуска, эксплуатации, когда изделие становится продуктом или услугой и до окончания использования (утилизации). Жизненный цикл продуктов и услуг рассматривается в четвёртом занятии.

Жизненный цикл свойственен большинству живых и неживых объектов, например, человеку, животным или растениям. В информационных технологиях в этом случае говорят о жизненном цикле технических средств, компьютерных программ, сайта или портала, линии связи, соединяющей, например, провайдера интернет-услуг и его пользователя.

Развитие информационных технологий осуществляется за счёт научно-технического прогресса (НТП), способствующего созданию новых средств производства, совершенствованию различных служб обслуживания и т.п. В результате создаются огромные распространяемые в обществе массивы (объёмы), информации которые формируют информационную среду (сферу).

Под информационной сферой понимается любая деятельность, направленная на:

  • 1) создание и распространение информации;
  • 2) формирование информационных ресурсов, подготовку и предоставление информационных продуктов и услуг;
  • 3) потребление информации.

Негативные последствия внедрения информационных технологий

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер - один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

Темпы развития информационных технологий в современном мире становятся все больше и больше. Развивается компьютерная техника, совершенствуются уже имеющиеся приложения, создаются новые методы и средства информатизации общества.

В последнее время специалисты по IT-технологиям вплотную занялись разработкой интеллектуальных систем, внедряемых в различные сферы деятельности человека. Новые технологии открывают новые возможности, меняя наш мир и делая его более удобным. Но это удобство сопровождается изменениями в структуре потребностей и мотивации, изменением образа мысли и образа жизни, навыков и даже топологии телесности человека. Автоматизированными инновационными технологиями оборудованы как производства, транспорт, социальные учреждения, так и политические, экономические и культурные организации. Данный феномен изменяет, реконструирует все бизнес-процессы, происходящие в том или ином структурном подразделении предприятия. И, как и любые ноу-хау, инновации в сфере информационных технологий имеют свои последствия. Последствия эти могут быть как положительные, так и отрицательные, ведь революция в компьютерном мире открывает следующую страницу в развитии науки и общества в целом.

Электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, электронная почта, конференции в режиме реального времени обеспечивают возможность рационального использования таких жизненно важных ресурсов, как время, здоровье, деньги. Огромные потоки и массивы информации, которые раньше обладали рутинными свойствами, сегодня становятся объектом деятельности компьютера, что позволяет экономить временные ресурсы сотрудников организации. Человеку дается возможность избавиться от рутинных работ и заниматься лишь активной творческой деятельностью, где требуется воображение, фантазия и креативность индивида. Телеработа, телекоммъютинг (telecommuting), расширение сектора SOHO (малый и домашний офис) позволяют работать дистанционно, и это является положительной стороной информатизации. Благодаря такой возможности очень часто стал применяться гибкий график работы для многих специальностей, причем затраты (такие как офисное помещение, транспортные расходы, производственная инфраструктура) всех участников существенно сокращаются.

Сотрудник организации может более эффективно использовать те временные интервалы, когда его организм работает максимально продуктивно. Появление новых интеллектуальных автоматизированных систем в аграрном и промышленном секторе может избавить человека от тяжелого ручного труда, что впоследствии положительно скажется на здоровье и продолжительность жизни населения. Также положительным аспектом информатизации является оптимизация работы многофункциональных центров, которые позволяют сократить бюджетные издержки, сэкономить время получателя госуслуг и расширить его возможности. Разработка электронного правительства обеспечивает повышение эффективности государственных функций во всех сферах общественного развития. Процесс информатизации - это процесс не только технический и технологический, но также и социальный, поскольку он воздействует на большинство сфер человеческой деятельности и на самого человека. На данный момент в обществе имеет место мнение, что технический прогресс имеет психопатологические последствия. Это способствует развитию и хронификации психических заболеваний, особенно заболеваний невротического плана. На самом деле психологические нагрузки, стресс, раздражительность людей увеличиваются, и это можно увидеть невооруженным глазом.

Развитие технических средств - актуальный процесс, который вызывает определенные психологически изменения. Эти изменения могут быть очень масштабными, например такие феномены, как киборгизация и инвалидизация. Киборгизация - такой процесс, при котором человек, имеющий технические средства, использует их постоянно, и даже не замечает этого, а при длительном неиспользовании техники остро ощущает и переживает ее нехватку. Прежде всего, это касается смартфонов, которые имеются у каждого современного человека. Мобильный телефон позволяет получить доступ к любой информации, находящейся во Всемирной паутине, позволяет связаться с людьми, находящимися в другой стране или на другом материке. Смартфон заменяет живое общение, люди все чаще используют смс-сообщения вместо звонков. Чрезмерное пребывание в виртуальном мире и социальных сетях вызывает зависимость от них, теряется чувство реальности, в которой требуется выполнение каких-либо обязанностей. Живое, открытое общение заменяется на виртуальное. Причем это происходит даже с самыми близкими людьми, друзьями, родственниками, членами семьи.

Отсюда очень часто вытекает непонимание, разногласия, конфликты. Кстати будет упомянуть об одном эксперименте, который провела семейный психолог детской поликлиники. Эксперимент вошел в книгу «Любить или воспитывать?». Суть эксперимента заключалась в том, что детям подросткового возраста предложили добровольно провести 8 часов без каких-либо гаджетов, компьютеров, радио и телевизора. Результаты испытания достаточно плачевны: из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь трое. Оказалось, что выполнение, казалось бы, такой простой задачи очень сложно осуществить, не прилагая никаких усилий. У некоторых детей возникли суицидальные мысли, некоторые испытали острые «панически атаки», а также прямые вегетативные симптомы. Описанная ситуация позволяет сделать вывод, что уже в подростковом возрасте проявляется зависимость от социальных сетей и в целом от Интернета. Врачи описывают все новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьезно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится все сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и концентрироваться на содержании.

Специалисты описали восемь наиболее распространенных психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь. К их числу относятся номофобия (страх остаться без мобильного телефона), синдром фантомного звонка, киберболезнь («цифровая морская болезнь»), «Эффект Google», Facebook-депрессия, онлайн- игромания, киберхондрия и интернет-зависимость. Все эти нарушения разрешаются отказом от социальных сетей или снижением времени использования смартфона. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данном этапе развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Противоречивый процесс всеобщей компьютеризации и информатизации грозит тяжелыми социальными последствиями.

Исчезает разнообразие идей, творческий подход к труду, снижается качество образования. В отличие от традиционного общества, сейчас наиболее ценным продуктом человеческой деятельности становится информация и связанная с ней интеллектуальная собственность, в которой воплощены огромные затраты средств, времени и труда.

Существенные изменения происходят в социальной структуре общества: мобильность экономики, основанной на высоких технологиях, привела к возрастанию социальной мобильности в обществе, поскольку теперь преимущество в продвижении по лестнице социальной иерархии имеет индивид, получивший необходимое образование и имеющий доступ к новейшей информации. Особенно важным обстоятельством является то, что в связи с этим меняется психология человека, где чувства «притупляются» и уходят глубоко вовнутрь его. При постоянной жизни в виртуальном пространстве и общении на «ты» с машиной у человека, особенно молодого, заглушается эмоциональная сторона психики и одновременно формируется безразличие к миру человеческих чувств. Это ведет ко все большему оскудению духовной жизни. Наблюдается общий ценностный и нормативный кризис у молодежи.

Потеря ориентации в ценностно-нормативной системе вызывает у молодежи либо чувство растерянности и утраты смыслообразующих ориентиров, либо стремление любой ценой добиться в жизни успеха и материального благополучия, надеясь при этом не на государство или власть, а исключительно на себя и свою семью . Однако необходимо признать также и огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объемам информации. Наше общество становится все более образованным .

Литература 1. Хахалева, О.А. Последствия развития информационных технологий в современном обществе / О.А. Хахалева // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 87-94.

Дорошенко Кристина Вячеславовна

С каждым днём техника и различные современные технологии всё прочнее входят в нашу жизнь, и сегодня мы уже не представляем ни одного дня без них. Различные приборы и технологические новинки - от компьютеров, электронных книг, планшетов и смартфонов, до социальных сетей и компьютерных игр - всё это не просто изменило нашу жизнь, но и наши привычки, которые как помогают нам в жизни, так и усложняют её, формируя зависимости и меняя наш характер.

Когда мы говорим о негативном влиянии техники на нашу жизнь, то обычно вспоминаем в первую очередь - воздействие источников электромагнитного излучения, например, компьютера. Действительно, источники слабого электромагнитного излучения, действующего в течение длительного промежутка времени, являются опасными. К таким источникам, помимо компьютера, относятся также аудио- и видеотехника, мобильные телефоны, телевизоры и бытовая техника. Под влияние электромагнитного излучения попадают нервная, иммунная, половая и эндокринная системы организма.

Это то, что знают о влиянии современной техники и технологий, хотя бы поверхностно, многие из нас. Однако это ещё не всё. Поговорим о другой, не менее важной, стороне такого влияния. Ранее в статье « » уже упоминалось о том, что 85% людей испытывают приступы ярости, истерики, сильного стресса, доходящего до нервного срыва, и другие нервные расстройства от… проблем, возникающих в работе технологических устройств.

Так, «синдром песочных часов» - развивающийся от одного только ожидания при работе за компьютером, когда на экране курсор застыл в виде песочных часов - может вызвать отчаяние, чувство бессилия и панику.

В то же время, такая незаменимая вещь, как Интернет, также имеет свою обратную сторону. Японские и английские медики детально исследовали вопрос о том, как . Поводом к подобным исследованиям стало возрастающее число жалоб пациентов на проблемы с памятью.

Итоги исследования, поведённого в одной из японских больниц среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, удивили не только учёных. Оказалось, что новое поколение, приученное к устройствам «внешней памяти», утрачивает основные функции памяти. Люди всё хуже запоминают новую информацию, становятся не способными выделить из большого объёма информации необходимое.

Современная техника, Интернет всегда под рукой, и уже нет необходимости держать что-то в памяти, куда проще найти нужную информацию в Сети.

Что касается социальных сетей и подобных современных средств связи, здесь ситуация также не оптимистична. Социальные сети, используемые многими для расширения круга общения, завязывания новых контактов и т. п., лишь усиливают чувство одиночества.

Если говорить об украинцах, то, по словам экспертов, тратя до 27 часов в месяц или чуть менее одного часа в день на общение в социальных сетях.

Продолжение следует…

Ключевые слова: экзуция, киберпространство, аддикция, трансформация, кардерство, фрикинг, кракерство.

В настоящее время происходят существенные сдвиги в формировании информационной профессиональной культуры специалиста.

Одно из научных направлений на современном этапе развития общества - широкое использование компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому актуальной задачей современного информационного общества является модернизация образования, что предполагает внедрение новой информационной, профессиональной культуры будущего специалиста.

Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что сознание молодого поколения уже погружено в пространство глобальных компьютерных сетей: Интернет, многочисленные WWW сервисы, многочисленные информационные и коммуникативные технологии, что представляет собой потенциал позитивного развития психологических свойств и качеств молодого человека.

Как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают существенное воздействие на формирование психических процессов в деятельности человека.

В своей статье мы ставим задачу проанализировать психологию компьютеризации, иначе говоря, показать особенности преобразования психических процессов и функций под влиянием компьютеризации.

Сегодня развитие компьютеризации наряду с многочисленными позитивными результатами вызывает и потенциально негативные изменения в психологии личности, особенно среди подростков и детей.

С психологической точки зрения, при взаимодействии человека с компьютерными и информационными технологиями происходит трансформация не только отдельных действий, но и человеческой деятельности в целом. Так, Л.С. Выготский, говоря о трансформации и усложнении строения высших психических функций в процессе освоения и применения новых информационных технологий, отмечает их существенную роль в преобразовании деятельности человека .

Ряд ученых (Ю.А. Шрейдер 1976, Н.Н. Елистратова, 2007) даже ставят вопрос о социальной ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за последствия их применение.

Следует дифференцировать позитивное и негативное влияние информационных технологий на психическую деятельность. Информатизация профессиональной деятельности оказывает негативное влияние и на некомпьютеризированные виды деятельности, а также на личность человека в целом. И поэтому, на наш взгляд, психологическое воздействие информационных технологий на человека должно стать предметом тщательного анализа.

Рассмотрим некоторые негативные аспекты психологического последствия применения информационных технологий:

Зоны психологических последствий информатизации. По нашему мнению, зонами психологических последствий информатизации могут быть взаимодействия с информационными технологиями: учебная, трудовая, игровая и другие формы деятельности. Сюда же мы можем отнести консультирование пользователей с экспертами в области ИТ. Опосредствованные зоны психологических последствий информатизации - это посетители специальных аттракционов (связанных с виртуальной реальностью), владельцы кредитных карточек, получатели электронных сообщений, зрители анимационных фильмов и др.

Опосредствованное взаимодействия с ИТ происходит очень сложно, а именно: возникает попытка общения с компьютером как с партнером, или «компьютероподобное общение» (Ю.Д. Бабаева, 1998), что есть имитация личностного общения с пользователями, также оказывающее негативное психологическое действие на пользователя.

Наиболее яркими и во многим негативными примерами изменения личности под влиянием ИТ являются компьютерная игровая наркомания и так называемое хакерство.

Еще одним психологическим последствием информатизации может быть экзуция (от лат. Exutio –

исключение, изъятие, истребление). Таковыми являются данные о постепенном угасании вычислительных навыков (устного счета, складывания, умножения, извлечения корней, возведения в степень и др.), то есть математических навыков, способов научного познания, что вытесняет у обучающихся самостоятельную выработку новых знаний. Иначе говоря, вырабатываются у обучающегося негативные способы познания: преобладание психотехники «благодаря ИТ», воспитание технократа, сужение мыслительной деятельности пользователей ИТ.

Информационные технологии позволяют реализовать социально значимые способы расширения опыта знаний, различные творческие идеи, познавательные потребности, творческие способности. Вместе с тем, возникает в этих условиях возможность ухода особенно детей и подростков от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир «компьютерных груз и в киберпространстве» в виртуальную реальность, то есть возникает реальная угроза развития детского аутизма (от латинского слова autos - «сам», погружение в себя). Как показывает опыт, часто к аутизации приводят компьютерные или электронные игры, хотя некоторые разработанные программные средства могут выступать и как эффективное средство для терапии психических заболеваний, а также современные ИТ могут компенсировать недостаток социальных контактов у людей с поражениями органов движения.

Такие негативные преобразования происходят на глобальном уровне как под влиянием позитивных, так и негативных последствий информационных технологий.

Поэтому считаем необходимым проанализировать некоторые психологические характеристики потенциально негативных последствий информационных технологий, которые вызывают особую тревогу:

1. Агрессивность. Агрессивность сюжетов многих игр вполне очевидна даже неспециалисту. Это же относится ко многим сюжетам телепередач и данный факт также вызывает осуждение и немалое количество возражений. Более того, сюжеты многих предназначенных для детей книг или видеофильмов (включая даже сказки) содержат элементы агрессивности. Так что сама по себе агрессивность, насколько известно специалистам, не может быть полностью устранена особенно из детского и подросткового сознания. Однако компьютерные игры, вполне вероятно, обладают определенной спецификой: в отличие от чтения книги или просматривания неинтерактивного фильма, игроки непосредственно заняты агрессивными действиями, включая убийства других игроков, мобов и т.п. Более того, визуальная картина игровых ситуаций (в том числе агрессивных) становится все более четкой и приближенной к реальности.

Тут уместно высказать следующее допущение. Среди заядлых посетителей компьютерных клубов, в особенности игроков, наверняка встречаются т.н. проблематичные дети и подростки: не нашедшие места среди сверстников, по каким-то причинам "нелюбимые" дети, растущие в сложной семейной обстановке, а кроме того, вполне вероятно, характеризующиеся отставанием психического развития, акцентуациями характера и т.п. Эти дети и подростки, вне всякого сомнения, нуждаются в психологической помощи. Отлучение их от излюбленных ими игр не принесет пользы: нанесет психологическую травму, усугубит неприкаянность и может толкнуть их на необдуманные антиобщественные поступки. Много больше пользы принесла бы организация психологической службы для работы с проблемными детьми и подростками в местах их стихийного скопления, в том числе в компьютерных клубах. Другое предложение состоит в организации систематических психолого-педагогических исследований активности детей и подростков, связанной с применением компьютеров и Интернета.

2. Интернет-аддикции, или зависимости от компьютеров и Интернета, могут быть подвержены и взрослые, и дети. Под зависимостью чаще всего понимают следующий комплекс действий:

Неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу.

Стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; готовность тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги.

Способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой.

Нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете.

Вышеназванные действия действительно часто встречаются у пользователей Интернета.

Терминологически под зависимостью понимается весьма ограниченный набор зависимостей, или аддикций наркотического типа: от табака, алкоголя, наркотиков, а также от азартных игр; имеются и некоторые менее распространенные виды аддикций. В настоящее время предпринимаются все более активные попытки расширить понимание зависимостей за счет разнообразных видов поведения (типа Интернет-аддикции).

Потенциально подверженным Интернет-аддикции людям ("аддиктам") необходима психологическая помощь. Психологическая помощь может быть оказана специалистом общего профиля - или же может быть организована специализированная служба психологической помощи компьютерным "фанатам", или "аддиктам".

3. Хакерство во всем мире считается у молодежи модным стилем поведения, популярность соответствующих стилей поведения и специализированных программ (для "кряка") возрастает. Для популярности хакерства/кардерства/фрикинга/кракерства и т.п. имеется множество объяснений. Следует сказать о профессиональных хакерах-преступниках (занимающихся хищением денежных средств, систематическим приобретением товаров по чужим электронным платежным документам, промышленным шпионажем и т.д.) и о хакерах-любителях (пытающихся заниматься всем тем же плюс составление вирусов и др.) .

Хакеры-профессионалы (т.е. несомненные преступники) неплохо разбираются в юридических последствиях своих поступков и сознательно выбрали данный стиль поведения. На наш взгляд, следует говорить не о борьбе, а о воспитании любителей-хакеров.

Психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа. Компетентное применение ИТ должно стать предметом профессиональной подготовки специалистов компьютеризованной деятельности, так как в условиях перехода к информационному обществу основной задачей является формирование будущего специалиста, обладающего не только профессиональной компетентностью, но и способного творчески профессионально существовать и взаимодействовать в пространстве постоянно обновляющихся информационных потоков.

Статья посвящена анализу негативного влияния информационных технологий на психологию личности. Resume.

This article analyzes the negative impact of information technology on the psychology of personality.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991 г. 480 с.

2. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер.1. Информационные процессы и системы. – 1976. - №1.с.19-27.

3. Елистратова Н.Н. Педагогические условия формирования информационной культуры в образовательном процессе высшего учебного заведения // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1. Педагогика. 2007. - №1. - с.73-75.

4. Ю.Д. Бабаева, Психологические последствия информатизации/ «Психологический журнал", Э 1, 1998, с.88-100.

5. Аверьянова Т.А. Развитие информационной деятельности студентов: Методическое пособие для преподавателей высших учебных заведений. Магнитогорск: МаГУ, 2006. - с.6.

Развитие информационного общества, несет с собой не только определенные блага для цивилизации, но ставит перед человечеством множество новых острых проблем. Так, непродуманное внедрение компьютерных технологий может способствовать снижению общекультурного уровня специалистов, увеличивать изоляцию людей друг от друга, подменять живое общения – виртуальным. Искусственная псевдосреда оказывает неоднозначное влияние на психику и личность человека. Это выражается в формировании новых видов зависимостей - компьютерной и виртуальной. Последнее в, свою очередь, приводит к возникновению новых феноменов: маньяка компьютерных игр, экстатического существования в киберпространстве или в виртуальной реальности, появления новых депрессивных состояний человека, ощущающего «разорванность» реального и виртуального миров в своем существовании, смешивание критериев истины, относящихся к разным реальностям и т.д. Эти негативные явления начинают оказывать серьезное влияние на развитие личности и формируют разнообразные асоциальные наклонности поведения. О подобных опасностях еще на заре информатизации предостерегал основоположник кибернетики Н. Винер. В своей работе «Творец и робот» ученый указывал на нерешенность узловой проблемы кибернетики. Это проблема сущности функционирования системы «человек-машина». В подтверждение небезосновательных опасений Н. Винера можно привести пример создания гибридного компьютера, который получил название – «биокомпьютер». Инженеры всемирно известной корпорации «Intel» изыскивают волонтеров на предмет вживления микрочипов в клеточную структуру нейронов мозга человека для реализации этого проекта. На фоне неоспоримо радужных научно-технических перспектив такого проекта вырисовываются контуры еще малоизученных негативных этических и социальных последствий подобных изысканий. Это ставит перед обществом задачу морально-нравственной оценки технико-технологических инноваций, а также усиливает социально-этическую ответственность ученого, инженера, технолога в области изобретений и научных открытий.

Чтобы минимизировать проявления негативных последствий глобальной компьютеризации общества необходимо учитывать гуманитарный аспект в организации информационного процесса. Решающим шагом в этом направлении становится включенность духовной и нравственной составляющих в структуру развития информационного общества. В течение долгого времени артефакты техники и сама техническая деятельность рассматривались с позиции нейтрализма по отношению к обществу и человеку. Считалось, что техника не является плохой или хорошей. Она нейтральна по отношению к природе и социуму. Однако, она не нейтральна в этическом плане. Именно этот аспект долгое время оставался тени. В основном, оценка технических достижений проводилась на базе технико-экономических критериев: рациональной целесообразности; экономической эффективности; уровня производительности и т.д. Другими словами, эта оценка не выходила за рамки самого техникознания и оказывалась односторонней и неполной. В таком подходе не могли быть учтены разнообразные социальные последствия развития техники, то как она влияет на социум, политику, безопасность, экологию, здоровье людей и т.д.


Только в середине ХХ века многие ученые осознали недостаточность наличия экономико-технических критериев для комплексной оценки технической деятельности. В результате эксперты стали выдвигать на передний план нравственно-этические аспекты оценки техники и ее социальных последствий.

Разнообразная технико-технологическая деятельность, ее характеристики, результаты и достижения стали оцениваться по критериям, которые были сформированы в гуманитарном знании. Так, немецкий Союз инженеров, сформировал постоянную комиссию по оценке мировых технических достижений цивилизации. Оценка проводится на основе ряда разнообразных критериев. Важнейшими из них являются: уровень развития личности, качества окружающей среды, здоровье, качество общества, безопасность и т.д. Эти критерии отражают степень гуманности, этичности, «человекоразмерности» и совместимости современных технических достижений человечества.

По указанным причинам в настоящее время особо значимой является этическая сторона деятельности инженера и его социально-нравственная ответственность в сфере технического творчества. Развитие информационных технологий и современных компьютерных систем немыслимо без осознания этой ответственности. Так, американский философ Х. Сколимовский отмечал, что компьютеры во многом подменили важнейшие функции человека и лишили его распорядительных и властных полномочий в принятии ответственных решений. Подобные преобразования затрагивают различные сферы жизни общества. Например, они значительно расширяют возможности человека непосредственно (интерактивно) участвовать в различных социально-культурных, социально-политических мероприятиях. Однако, с другой стороны создается и серьезная опасность глобального (тотального) контроля за индивидом не только со стороны разнообразных властных структур государства, но и криминальных организаций.

Немецкий философ А. Хунинг, акцентируя внимание на этико-философских аспектах развития техники и технологии, указывает на то, что в современных условиях на человечество возлагается огромная ответственность за обладание мощной техникой, которая возвышает его над всем живым на Земле и в состоянии уничтожить все человечество и цивилизацию в целом.

Таким образом, перспективы человечества в рамках устойчивого сосуществования с техносферой, связаны с разработкой системы разумных нравственно-этических ограничений технологического развития. В этой связи особо актуальными для первоочередного решения являются следующие задачи. Во - первых, это - определение мер ответственности ученого за состояние техносферы, во-вторых, это - осмысление глубины и масштабов негативных последствий техногенеза. В-третьих, это - выработка механизмов прогнозирования и предупреждения техногенных катастроф, что позволит человечеству определить путь выживания в глобализирующемся мире.

Похожие публикации