Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

Негативные последствия информационных технологий. О негативных последствиях использования информационных технологий

Слабость науки проявляется в том, что:

Наука не способна ответить на смысложизненные вопросы, волнующие человека (зачем жить, какую жизненную стезю выбрать, есть ли Бог, бессмертна ли душа, какой общественный порядок более справедлив и пр.);

Наука не может объяснить многие простые факты (яркая окраска у глубоководных рыб, живущих в вечной темноте; мотыльки, летящие на яркий свет и погибающие в огне; дарвинизм не может объяснить некоторые морфологические особенности человека – тонкая ранимая кожа, крупная голова у плода перед родами, отсутствие шерсти и выдающихся клыков – почему эти признаки исчезли, разве они были вредны для выживания в условиях первобытности? спиральки из вольфрама найденные на севере в Коми в конце 80-х годов);

Наука не способна предвидеть и предсказывать многие события (аномальная жара в центральной России летом 2010, землетрясение и цунами в Японии 11 марта 2011, революции в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии в 2011 году – и это только недавние глобальные события двух последних лет!);

Наука не способна решить многие проблемы (только в медицине не решены проблемы борьбы с раком, СПИДом, гепатитом С и другими заболеваниями типа болезни Паркинсона, шизофрении и пр.)

Негативные последствия развития науки:

Использование науки для неблаговидных, антигуманных целей (создание смертоносного оружия, промывка мозгов, манипуляция общественным мнением);

Негативные последствия НТР (загрязнение и разрушение природы, ГМО, ослабление иммунитета, ускорение темпа жизни вследствие чего стрессы и заболевания)

Сложность и запутанность (а иногда и скучность) науки проявляется прежде всего в таких дисциплинах, как математика, физика, химия, так что сегодня физик-ядерщик не понимает работ своих коллег, специализирующихся в термодинамике, оптике или механике. Григорий Перельман, российский математик, решил одну из сложнейших математических проблем – доказал гипотезу Пуанкаре – и правильность его доказательства математики всего мира проверяли на правильность в течение трех лет!!!

2. Другим источником живучести паранауки являются психологические особенности людей:

    любовь к таинственному, необычному, чудесному;

    желание предвидеть свою судьбу, судьбу близких, страны, мира;

    стремление изменить свою жизнь к лучшему быстро и без усилий, используя волшебные (иррациональные) средства;

    дефицит любви, внимания, понимания (фильм «Секта»);

    необходимость опоры, поддержки в неопределенных жизненных ситуациях, связанных с необходимостью экзистенциального выбора, принятия судьбоносных решений;

    наконец, к паранауке люди нередко обращаются от отчаяния, когда официальная наука не может им помочь (смертельная болезнь – случай Поля Фейерабенда; обращение к экстрасенсам для поиска пропавших родственников).

3. Социальные причины популярности паранауки:

      СМИ используют интерес людей к мистическому и стремятся заработать на этом;

      власть стремится отвлечь людей от насущных социальных проблем и потому способствует (или просто не препятствует) расцвету паранаук, которые дают людям иллюзорную надежду на чудо;

      стремление целителей, экстрасенсов и пр. к славе и обогащению;

      расширение демократии, плюрализма мнений способствует свободному функционированию информации, появлению все новых паранаучных идей и концепций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

В заключении следует отметить, что ненаучность отмеченных направлений не означает их неистинности. Наука – не единственный способ достижения истины. Вспомним, что многие русские философии (И.В. Киреевский, В.С. Соловьев) подчеркивали, что цельная и полная истина не может быть достигнута одной наукой, а только на основе равноправного союза науки, религии, философии, искусства и мистического опыта. Практические успехи отдельных паранаук, например, китайской медицины в лечении различных заболеваний (случай П.Фейерабенда) или православной психотерапии (лечение наркоманов по программе «12 шагов»), заставляют усомниться в обоснованности претензий науки на единоличное владение истиной.

Таким образом, современная гносеология признаёт право на существование различных форм вненаучного знания, признаёт их родство с наукой и возможности получения ими валидного, полезного, достоверного знания. Снятие антагонизма между научным и вненаучным знанием, утверждение «плюралистической системы познания», в которой различные формы осмысления мира признаются равноправными партнёрами, означает расширение критериев рациональности. В этом случае речь идёт о становлении нового, более «мягкого» образа научной рациональности, получившего название постнеклассического .

ЛИТЕРАТУРА

    Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2000, с. 5-60, 227-252.

    Дубнищева Т.Я . Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. C. 15-25.

    Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова : Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 32-52.

    Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос. ун-та, 2008. С. 4-31.

    Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 6-49, 51-58.

    Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры // Вопросы философии, 1992, № 12.

    Бабин Ю.М. Ценностные ориентиры современной России. - Сборник трудов: Проблемы духовной культуры сотрудников противопожарной службы. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.

    Белиловская М. Динозавр из ванной. Технология суеверий // Популярная механика. 2008. № 3.

    Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

    Гинзбург В.П. А стрология и лженаука // Наука и жизнь. 2008. № 1.

    Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – Калуга, МГЭИ, 1997, с. 4 – 29.

    Губарев В. Академик Юрий Осипов: куда же идет наша наука? // Наука и жизнь. 2007. № 9.

    Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 1990, № 1.

    Ильин В.В. Критерии научности знания. - М.: Высшая школа, 1989.

    Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.: МГУ, 1994.

    Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975.

    Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания. – С.-Пб.: Издательство Союз, 2000, с. 7-36.

    Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.А. Наука и квазинаука. – М.: Альфа, 2008.

    Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1988.

    Руденко Б. Схватка с вампиром // Наука и жизнь. 2007. № 2.

    Социокультурный контекст науки. Сб. статей. - М.: ИФ РАН, 1998.

    Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, 1989, № 10.

    Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И /. - М.: Наука, 1994.

    Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/ . - М.: Наука, 1995.

1 Но в действительности могут существовать прототипы, аналоги таких объектов. Например, к идеальному газу близки разреженные реальные газы при температурах, далеких от температуры их конденсации.

2 «Например, принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени – описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую впоследствии название механической картины мира» // В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/. - М.: Контакт-Альфа, 1995, с. 219-220. Отсюда ясно, что как специальные, так и общая научные картины мира носят исторически изменчивый характер.

3 Цицин А.Ф. Астрономическая картина мира: новые аспекты // Астрономия и современная картина мира. – М.: ИФРАН, 1996, с. 3-6.

4 Значение науки для общества определяется по многим направлениям, в частности, наука способствует экономическому и техническому прогрессу, обеспечивает обороноспособность страны, участвует в социализации индивидов, в их воспитании и образовании и пр.

5 Плюрализм философских учений неизбежен не в силу неполноценности или превосходства философии, а коренится в особенностях философского познания, которое всегда стремится «заглянуть за горизонт», т.е. ответить на те вопросы, которые наука либо вообще не может решить, либо не может дать на них чёткого и однозначного ответа. Поэтому многие проблемы, изначально входившие в компетенцию философии, получив общепринятое научное решение, перестают интересовать философов (например, проблема первоначала, занимавшая умы древнегреческих натурфилософов, или проблема первичных и вторичных качеств, бывшая в центре внимания европейской гносеологии 17-18 веков).

6 О роли интуиции, образного мышления в научном творчестве см.: Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // в кн.: Грани научного творчества. – М.: ИФРАН, 1999, с. 79-113.

7 Тем не менее, некоторые выдающиеся учёные, не обладавшие склонностью к абстрактно-логическому мышлению, сделали научные открытия благодаря развитому образному мышлению. Например, Майкл Фарадей (1791 – 1867), заложивший общие основы учения об электромагнетизме, не любил математику и изучал законы электричества на наглядных моделях, в которых отождествлял распространение электричества с движением волн на водной поверхности.

8 Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

9 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. школа, 1989, с. 37.

10 Поскольку эмпирической проверке подвергаются не сами гипотезы или теории, а только их следствия, постольку по законам логики опровержение следствия эквивалентно опровержению гипотезы (логическое правило modus tollens), тогда как из подтверждения следствия правильность гипотезы не вытекает. Соответственно более информативна и адекватна фальсифицирующая, а не верифицирующая стратегия проверки гипотез. Однако, как отмечает А.В. Юревич, и в науке в целом, и в психологии, в частности, гораздо чаще используется верифицирующая стратегия: позитивная (подтверждающая) информация выглядит более убедительной, поэтому в науке ей отдают явное предпочтение, например, редакции научных журналов публикуют в основном статьи, в которых рассматриваются подтверждённые гипотезы; практически невозможно защитить диссертацию, если все выдвинутые предварительные гипотезы не получили подтверждения. / Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // в кн.: Грани научного творчества. – М.: ИФРАН, 1999, с. 100.

11 Если верификация и фальсификация демонстрируют соответствие знания и реальности , то критерий практической значимости указывает на соответствие между знанием и человеческой деятельностью . Кстати, именно этот критерий является, на наш взгляд, основным при оценке психологических теорий, концеций, гипотез.

12 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. школа, 1989, с. 68.

13 Эвристичность (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) – способность теории расширять интеллектуальный горизонт, инициировать постановку новых проблем. Например, психоанализ следует признать наиболее эвристичной психологической теорией, поскольку он способствовал появлению доброй половины направлений современной психологии личности и психотерапии, оказал громадное воздействие на понимание природы человека и общественную жизнь цивилизованных стран. И хотя сегодня психоанализ подвергается масштабной критике за слабую эмпирическую обоснованность, механистичность и мифологичность, гиперболизацию значения сексуальной сферы, низкую степень эффективности терапии, он, во многом именно благодаря ещё не до конца реализованному эвристическому потенциалу, остаётся одной из фундаментальных персоналистических концепций.

14 Когерентность (от лат. cohaerens - находящийся в связи) – согласованность, связность производимого в науке знания с теми исследовательскими результатами, которые расцениваются как фундаментальные и непроблематизируемые. Разделяют внутридисциплинарную и внутринаучную когерентность, в последнем случае речь идёт о соответствии получаемого нового знания общейнаучной картине мира (НКМ), например, презумпции естественности, принципу причинности, закону сохранения энергии и т.п.

15В действительности, критерий фальсифицируемости не всегда срабатывает даже в естествознании: наблюдение, расходящееся с общепринятой теорией, скорее будет объяснено с помощью дополнительных гипотез, нежели станет действительным фальсификатором базовой теории. Поэтому, как отмечает П. Фейерабенд, «для опровержения некоторой теории нужна, по крайней мере, ещё одна теория» // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986, с. 34.

В постоянно меняющемся общественном мире, где будущее развитие таит неизведанные и непредсказуемые варианты, критерий фальсифицируемости, на наш взгляд, не применим. В социальном и гуманитарном познании плюрализм теорий и интерпретаций неизбежен, продуцируется в качестве нормы, тогда как в классическом естествознании плюрализм есть признак неадекватности хотя бы одной из конкурирующих гипотез. Гуманитаристика имеет дело не безмолвно-вещным природным миром, а со смыслами и ценностями, потаёнными в человеческом сознании и аккумулированными в культуре. Но последние не даны как нечто стабильное и неизменное, но, вступая в диалогическое общение с новыми культурами и исследователями, постоянно развиваются, обновляются и преобразуются. Именно поэтому критерий фальсифицируемости теряет в гуманитарных науках всякий смысл . На наш взгляд, критерий фальсифицируемости следует заменить в гуманитаристике более мягким требованиемкритичности , согласно которому способность теории к изменению, восприимчивость к критике свидетельствуют в пользу её научности.

16 Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // в кн.: Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 524.

17 Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/. - М.: Контакт-Альфа, 1995, с. 213.

18 Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, обязательный для опытных наук; в физике существуют особые нормативы обоснования её развитых математизированных теорий, выражающиеся в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности, однако для психологических теорий эти принципы избыточны; современная биология не может обойтись без идеи эволюции и основанных на ней методов историзма, для физики же к этим методам пока не прибегает.

19 Например, в средневековой науке описать вещь или явление значило не только зафиксировать её естественные признаки, но также и обнаружить скрытый от непосредственного наблюдения «знаково-символический» аспект её бытия, т.е. понять связь вещи с Творцом, выявить сакральный смысл её существования. В глубинной психологии К.-Г. Юнга очевиден возврат к подобному пониманию мира: здесь многие психические образы рассматриваются как многозначные символы, а события, происходящие с человеком, трактуются как знаки судьбы.

20 Общезначимость означает признание в качестве научных, т.е. адекватных, правильных, заслуживающих внимания результатов исследований со стороны научного сообщества, мнение которого выражают научные коллективы (кафедры, лаборатории, учёные и диссертационные советы), авторитетные учёные. Как отмечает Б.Г. Юдин своеобразной «валютной единицей», измеряющей признание вклада учёного в науку, является количество цитирования (упоминаний) имени или работ учёного его коллегами: чем чаще цитируется (упоминается) учёный, тем выше его рейтинг, тем значительнее его вклад в науку. / Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И/. - М.: SvR-Аргус, 1994. Ч. II, с. 104.

21 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с.

22Как отмечает А.К. Сухотин, «ключ к размежеванию «научно – лженаучно» находится не в параграфах теории познания и не у обладателей здравого смысла и т.п., а совсем в другой сфере – в сфере нравственно-этического… Лжеучёный тот, кто вступает на нечестный путь искажения фактов, подтасовок, кто становится участником или соучастником обмана. Не ошибка ведёт исследователя в зыбкие владения лженауки, а нежелание признать ошибку, вслушаться в инакомыслящую речь, поставить добытый результат на испытание… Лжеучёным движет не стремление к истине, а тоска по известности, неравнодушие к презренному металлу, к уютным местам в коридорах научной иерархии» // Сухотин А.К. Превратности научных идей. – М.: Наука, 1991, с. 193-195.

23 В ноябре 1993 года автор присутствовал на публичном выступлении «колдуна» Ивана Огнева во Дворце культуры г. Салавата (Башкирия). После нескольких «чудесных исцелений» «колдун» стал раздавать чудовищные рецепты, например, для изменения размера груди он рекомендовал женщинам втирать кору дуба, при этом втирание по часовой стрелке ведёт к увеличению груди, а против часовой – к её уменьшению; мужчинам для увеличения размера детородного органа «колдун» рекомендовал спиртовую настойку на 50 горошинках чёрного перца, при этом подчеркнул, что если перчинок будет 49 или 51, то настойка потеряет всякую эффективность.

24 Несколько лет назад автор присутствовал на проповеди в одном из православных храмов, где священник совершенно серьёзно убеждал паству в существовании под зёмлёй Ада, ссылаясь на тот факт, что «где-то в Башкирии пробурили одиннадцатикилометровую скважину, и из неё были слышны крики грешников, мучающихся в Аду».

25 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М.: Наука, 1989, с. 114.

28 Татусь В.И. Духовно-энергетическое поле, или к вопросу о генезисе Вселенной // http: //filosofia.ru/70589/

Ключевые слова: экзуция, киберпространство, аддикция, трансформация, кардерство, фрикинг, кракерство.

В настоящее время происходят существенные сдвиги в формировании информационной профессиональной культуры специалиста.

Одно из научных направлений на современном этапе развития общества - широкое использование компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому актуальной задачей современного информационного общества является модернизация образования, что предполагает внедрение новой информационной, профессиональной культуры будущего специалиста.

Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что сознание молодого поколения уже погружено в пространство глобальных компьютерных сетей: Интернет, многочисленные WWW сервисы, многочисленные информационные и коммуникативные технологии, что представляет собой потенциал позитивного развития психологических свойств и качеств молодого человека.

Как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают существенное воздействие на формирование психических процессов в деятельности человека.

В своей статье мы ставим задачу проанализировать психологию компьютеризации, иначе говоря, показать особенности преобразования психических процессов и функций под влиянием компьютеризации.

Сегодня развитие компьютеризации наряду с многочисленными позитивными результатами вызывает и потенциально негативные изменения в психологии личности, особенно среди подростков и детей.

С психологической точки зрения, при взаимодействии человека с компьютерными и информационными технологиями происходит трансформация не только отдельных действий, но и человеческой деятельности в целом. Так, Л.С. Выготский, говоря о трансформации и усложнении строения высших психических функций в процессе освоения и применения новых информационных технологий, отмечает их существенную роль в преобразовании деятельности человека .

Ряд ученых (Ю.А. Шрейдер 1976, Н.Н. Елистратова, 2007) даже ставят вопрос о социальной ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за последствия их применение.

Следует дифференцировать позитивное и негативное влияние информационных технологий на психическую деятельность. Информатизация профессиональной деятельности оказывает негативное влияние и на некомпьютеризированные виды деятельности, а также на личность человека в целом. И поэтому, на наш взгляд, психологическое воздействие информационных технологий на человека должно стать предметом тщательного анализа.

Рассмотрим некоторые негативные аспекты психологического последствия применения информационных технологий:

Зоны психологических последствий информатизации. По нашему мнению, зонами психологических последствий информатизации могут быть взаимодействия с информационными технологиями: учебная, трудовая, игровая и другие формы деятельности. Сюда же мы можем отнести консультирование пользователей с экспертами в области ИТ. Опосредствованные зоны психологических последствий информатизации - это посетители специальных аттракционов (связанных с виртуальной реальностью), владельцы кредитных карточек, получатели электронных сообщений, зрители анимационных фильмов и др.

Опосредствованное взаимодействия с ИТ происходит очень сложно, а именно: возникает попытка общения с компьютером как с партнером, или «компьютероподобное общение» (Ю.Д. Бабаева, 1998), что есть имитация личностного общения с пользователями, также оказывающее негативное психологическое действие на пользователя.

Наиболее яркими и во многим негативными примерами изменения личности под влиянием ИТ являются компьютерная игровая наркомания и так называемое хакерство.

Еще одним психологическим последствием информатизации может быть экзуция (от лат. Exutio –

исключение, изъятие, истребление). Таковыми являются данные о постепенном угасании вычислительных навыков (устного счета, складывания, умножения, извлечения корней, возведения в степень и др.), то есть математических навыков, способов научного познания, что вытесняет у обучающихся самостоятельную выработку новых знаний. Иначе говоря, вырабатываются у обучающегося негативные способы познания: преобладание психотехники «благодаря ИТ», воспитание технократа, сужение мыслительной деятельности пользователей ИТ.

Информационные технологии позволяют реализовать социально значимые способы расширения опыта знаний, различные творческие идеи, познавательные потребности, творческие способности. Вместе с тем, возникает в этих условиях возможность ухода особенно детей и подростков от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир «компьютерных груз и в киберпространстве» в виртуальную реальность, то есть возникает реальная угроза развития детского аутизма (от латинского слова autos - «сам», погружение в себя). Как показывает опыт, часто к аутизации приводят компьютерные или электронные игры, хотя некоторые разработанные программные средства могут выступать и как эффективное средство для терапии психических заболеваний, а также современные ИТ могут компенсировать недостаток социальных контактов у людей с поражениями органов движения.

Такие негативные преобразования происходят на глобальном уровне как под влиянием позитивных, так и негативных последствий информационных технологий.

Поэтому считаем необходимым проанализировать некоторые психологические характеристики потенциально негативных последствий информационных технологий, которые вызывают особую тревогу:

1. Агрессивность. Агрессивность сюжетов многих игр вполне очевидна даже неспециалисту. Это же относится ко многим сюжетам телепередач и данный факт также вызывает осуждение и немалое количество возражений. Более того, сюжеты многих предназначенных для детей книг или видеофильмов (включая даже сказки) содержат элементы агрессивности. Так что сама по себе агрессивность, насколько известно специалистам, не может быть полностью устранена особенно из детского и подросткового сознания. Однако компьютерные игры, вполне вероятно, обладают определенной спецификой: в отличие от чтения книги или просматривания неинтерактивного фильма, игроки непосредственно заняты агрессивными действиями, включая убийства других игроков, мобов и т.п. Более того, визуальная картина игровых ситуаций (в том числе агрессивных) становится все более четкой и приближенной к реальности.

Тут уместно высказать следующее допущение. Среди заядлых посетителей компьютерных клубов, в особенности игроков, наверняка встречаются т.н. проблематичные дети и подростки: не нашедшие места среди сверстников, по каким-то причинам "нелюбимые" дети, растущие в сложной семейной обстановке, а кроме того, вполне вероятно, характеризующиеся отставанием психического развития, акцентуациями характера и т.п. Эти дети и подростки, вне всякого сомнения, нуждаются в психологической помощи. Отлучение их от излюбленных ими игр не принесет пользы: нанесет психологическую травму, усугубит неприкаянность и может толкнуть их на необдуманные антиобщественные поступки. Много больше пользы принесла бы организация психологической службы для работы с проблемными детьми и подростками в местах их стихийного скопления, в том числе в компьютерных клубах. Другое предложение состоит в организации систематических психолого-педагогических исследований активности детей и подростков, связанной с применением компьютеров и Интернета.

2. Интернет-аддикции, или зависимости от компьютеров и Интернета, могут быть подвержены и взрослые, и дети. Под зависимостью чаще всего понимают следующий комплекс действий:

Неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу.

Стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; готовность тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги.

Способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой.

Нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете.

Вышеназванные действия действительно часто встречаются у пользователей Интернета.

Терминологически под зависимостью понимается весьма ограниченный набор зависимостей, или аддикций наркотического типа: от табака, алкоголя, наркотиков, а также от азартных игр; имеются и некоторые менее распространенные виды аддикций. В настоящее время предпринимаются все более активные попытки расширить понимание зависимостей за счет разнообразных видов поведения (типа Интернет-аддикции).

Потенциально подверженным Интернет-аддикции людям ("аддиктам") необходима психологическая помощь. Психологическая помощь может быть оказана специалистом общего профиля - или же может быть организована специализированная служба психологической помощи компьютерным "фанатам", или "аддиктам".

3. Хакерство во всем мире считается у молодежи модным стилем поведения, популярность соответствующих стилей поведения и специализированных программ (для "кряка") возрастает. Для популярности хакерства/кардерства/фрикинга/кракерства и т.п. имеется множество объяснений. Следует сказать о профессиональных хакерах-преступниках (занимающихся хищением денежных средств, систематическим приобретением товаров по чужим электронным платежным документам, промышленным шпионажем и т.д.) и о хакерах-любителях (пытающихся заниматься всем тем же плюс составление вирусов и др.) .

Хакеры-профессионалы (т.е. несомненные преступники) неплохо разбираются в юридических последствиях своих поступков и сознательно выбрали данный стиль поведения. На наш взгляд, следует говорить не о борьбе, а о воспитании любителей-хакеров.

Психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа. Компетентное применение ИТ должно стать предметом профессиональной подготовки специалистов компьютеризованной деятельности, так как в условиях перехода к информационному обществу основной задачей является формирование будущего специалиста, обладающего не только профессиональной компетентностью, но и способного творчески профессионально существовать и взаимодействовать в пространстве постоянно обновляющихся информационных потоков.

Статья посвящена анализу негативного влияния информационных технологий на психологию личности. Resume.

This article analyzes the negative impact of information technology on the psychology of personality.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991 г. 480 с.

2. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер.1. Информационные процессы и системы. – 1976. - №1.с.19-27.

3. Елистратова Н.Н. Педагогические условия формирования информационной культуры в образовательном процессе высшего учебного заведения // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1. Педагогика. 2007. - №1. - с.73-75.

4. Ю.Д. Бабаева, Психологические последствия информатизации/ «Психологический журнал", Э 1, 1998, с.88-100.

5. Аверьянова Т.А. Развитие информационной деятельности студентов: Методическое пособие для преподавателей высших учебных заведений. Магнитогорск: МаГУ, 2006. - с.6.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Негативные последствия информационных технологий

Психологические последствия компьютеризации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная жизнь человека немыслима без информационных технологий. Согласно немало известной свободной интернет-энциклопедии "Википедия" информационные технологии это " широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники". В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ -- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационные технологии как явление - это палка с двумя концами. Это объект бесконечных споров учёных всех сфер науки. И главный вопрос спора - хорошо или плохо? Информационные технологии - это безграничные возможности общения с разными людьми на другом конце света, не выходя из дома, это гигабайты информации, книг, фото, видео, статей, это магазины "на диване"? Или стоит смотреть на это по-другому - миллионы людей с опухшими красными глазами, сутками не отходящих от компьютера, которые не живут, а проживают свою жизнь, забыв о друзьях, шелесте настоящих книг из библиотеки и походов по магазинам, помогающим снять стресс?

И в этом реферате мне хотелось бы рассказать именно о тёмной стороне информационных технологий - о негативных последствиях общения с ними.

Негативные последствия информационных технологий

Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в "общении" с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.

Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания.

Так, один из ведущих специалистов в области компьютерных наук, автор книги "Психология программирования" - Б.Шнейдерман поднимает вопрос об ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за последствия их применения. При этом Б.Шнейдерман приводит в пример специалистов - физиков, перед которыми встала проблема ответственности за последствия изобретения и использования атомной энергии. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ "Об информационной культуре", в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. А.Г. Асмолов отмечает, что информационные технологии способствуют уходу детей и подростков от действительности. Ю.Д.Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть "сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области".

Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.

Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).

Все эти виды увлечений при разной феноменологии имеют близкие психологические механизмы и особенности. Во-первых, во всех этих видах деятельности может наблюдаться один и тот же феномен: особое состояние поглощенности деятельностью, названное "опытом потока". Этот особый вид субъективного опыта был описан и продолжает изучаться группой американских психологов, возглавляемой М.Чикзентмихейли. В отечественной психологии в рамках этого направления было проведено психологическое исследование компьютерных игр. В центре внимания работы А.Г.Макалатии находятся особые состояния поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности "отходит в сознании человека на задний план и само легко и точно протекающее действие полностью занимает внимание". Опыт потока обладает следующими характеристиками:

1. Требования задачи воспринимаются как соответствующие умениям;

2. Субъект испытывает чувство контроля своих действий и окружения,

3. Требования к действиям ясны; существует быстрая обратная связь;

4. Концентрации внимания достигается без субъективных усилий;

5. У субъекта присутствует ощущение слияния действий и их осознания; самозабвение.

Опыт потока включает интенсивные положительные эмоции и представляет ценность для переживающего его субъекта. Благодаря этому деятельность, в которой присутствует опыт потока, становится внутреннее мотивированной. В работе А.Г.Макалатии было показано, что переживания, получаемые от компьютерных игр, по всем характеристикам соответствуют "опыту потока". Были выявлены дополнительные механизмы, обеспечивающие "залипание" на процессе игры. Это:

1. своеобразный феномен "незаконченного действия", не позволяющий игроку забыть о недоигранной игре;

2. механизм, сильно напоминающий невротический механизм "бегства", желание игрока забыть на время о неприятной реальности. В случае такого "бегства" интенсивность непосредственного удовольствия от игры снижается, а по ее окончании наблюдается усталость, чувство опустошения, раздражение.

Описания такого рода вовлеченности в деятельность можно встретить и применительно к другим видам увлечения информационными технологиями Так, можно встретить указание на то, что подобное состояние испытывают те, кто увлекается пребыванием в сети Интернет. Описания деятельности программистов, например, следующие: "есть что-то опьяняющее в том, что целая система может быть пущена благодаря отданному мной приказу" сходны с "чувством власти икомпетентности", которое ощущается субъектом во время переживания потока.

Сами хакеры в своем издании "Жаргон хакера" подчеркивают сходство своей деятельности с медитацией, экстазом, слиянием с объектом деятельности.

Необходимо отметить, что сами исследователи опыта потока на своей электронной странице в сети Интернет подчеркивают, что это явление носит универсальный характер: несмотря на то, что люди занимаются совершенно разной деятельностью, "их описания этого опыта удивительно похожи".

Описание переживания опыта потока во многом сходно и с описаниями субъекта, находящегося в "виртуальной" реальности - реальности компьютерной игры или информационного пространства (например, в сети Интернет). Как и при переживании опыта потока, виртуальная реальность существует для субъекта актуально "здесь и теперь", в ней нет прошлого и будущего. Об опыте потока было сказано, что действия и их осознание сливаются, у человека, "находящегося в виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в событиях".

Навигация по сети Интернет (связанная с любым видом деятельности), может способствовать появлению своеобразного ухода от реальности, синдрома зависимости от Интернета, при котором процесс навигации "затягивает" субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Так, в самой сети Интернет уже существуют неофициальные консультации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы специальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Важным представляется и тот факт, что в пятую редакцию официальной классификации психических заболеваний в США "DSM-5" предложено включить раздел "Кибернетические расстройства". В операциональном плане описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие "симптомы", как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых размышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значимых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.

пользователь компьютер психологический информатизация анимизм

Психологические последствия компьютеризации

Некоторые ученые опасаются, что люди, воспользовавшись компьютерами как моделью, начнут мыслить механически, но другие возражают, что благодаря предельно конкретной модели определенного стиля мышления работа с компьютером облегчает понимание такой вещи как стиль мышления. С одной стороны, усиление логического мышления может сопровождаться некоторым подавлением интуитивного начала в мышлении. С другой стороны, компьютер может способствовать развитию познавательных потребностей личности, может дать мощный толчок развитию престижной мотивации.

Компьютер может быть как средством освоения действительности, так и средством ухода от этой действительности в мир виртуальный. Психологи выделяют такие негативные последствия информатизации деятельности человека как персонификация, т.е. осознанное и неосознанное уподобление внутреннего мира человека компьютерам, экзуция, т.е. отмирание ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, различных видов и форм деятельности (например, ряда математических действий). Высказываются также опасения по поводу редукции и деперсонификации общения, которые связываются с постепенным угасанием роли эмоций в традиционном общении, происходящим под косвенным и прямым воздействием ИТ

Деперсонификация общения посредством ИТ также сказывается в формировании образа коммуникативного партнера, который обычно редуцируется до набора сообщений, продуцированных им за определенный отрезок времени. Так, к полной или частичной деперсонификации ведет распространенный среди подростков принцип оценки людей через перечень того, что они умеют в области ИТ.

Наряду с редукцией образа коммуникативного партнера информатизация ведет к расщеплению образа, конструированию противоречивых образов. Известен "эффект помалкивания", который заключается в нежелании людей передавать или сообщать адресату плохие, негативные известия или факты. Для передачи негативной информации люди предпочитают использовать опосредованные формы коммуникации (феномен предпочтения "обезличенных контактов"). Если в соответствии с эффектом помалкивания в непосредственном общении будет сообщаться исключительно позитивная информация, а негативная будет передаваться вдогонку по каналу опосредованной коммуникации, то поневоле сформируются и зафиксируются противоречивые образы партнера.

Феномен анимизма проявляется в использовании как детьми, так и взрослыми анимистических характеристик по отношению к ИТ, аргументируя применимость этих характеристик тем, что компьютеры якобы способны мыслить и действовать, но не способны чувствовать (своего рода отрыв аффекта от интеллекта). Тем самым ИТ дают неожиданный импульс анимистическому способу интерпретации реальности.

Заклю чение

Конечно, у информационных технологий много плюсов - в первую очередь это удобство. Сейчас ИТ захватывают всё большие сферы деятельности человека - это и образование, и искусство и общение. Но все-таки проблема информатизации человеческой жизни, на мой взгляд, очень актуальна. Здесь опасность кроется не в уходе от книжной культуры, а вообще от реальной естественной культуры как таковой в сторону культуры виртуальной, техногенной. Но здесь важно понимать, что всё хорошо в меру. Это выбор каждого человека - что смотреть, что читать и что слушать.

С писок использованной литературы

1). Бабаева Ю. Д., Войскуновский А.Е. Психологические последствия информатизации// Психологический журнал. 1998, т.19(1)

Материалы с сайта ru.wikipedia.org /

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление и развитие информатизации профессионального образования. Основные зоны психологических последствий информатизации. Некоторые психологические механизмы воздействия информатизации. Амбивалентность психологических последствий информатизации.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2013

    Изучение системы "человек-компьютер". Обзор психологических проблем, возникающих при взаимодействии человека с компьютером. Психологическое исследование частоты использования компьютера дома респондентами, рабочего времени проводимого за компьютером.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2012

    Исследование деятельности человека в Интернет-среде. Глобальные преобразований личности в условиях применения информационных технологий. Психологические механизмы воздействия информатизации на индивидуальную и групповую психическую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2011

    Физиологические, гигиенические, учебные аспекты использования информационных технологий в жизни ребенка. Применение компьютеров в контексте православного религиозного воспитания. Компьютерные игры и исследование воздействия технологий влияния на детей.

    дипломная работа , добавлен 08.03.2011

    Происхождение застенчивости, трудности изучения ее генезиса, негативные последствия данной черты. Особенности личности застенчивых людей. Формы проявления застенчивости, методы ее диагностики и способы преодоления: пятнадцать шагов к уверенности в себе.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2011

    Исследование вопросов психологических барьеров и активности личности в психологии. Определение трудностей в общении преподавателей и студентов. Обзор структуры и механизмов активности личности. Анализ особенностей возникновения психологических барьеров.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2013

    Рассмотрение трудностей общения у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностическое исследование детей младшего школьного возраста с трудностями в общении. Составление серии занятий по устранению данной проблемы.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2015

    Особенности и развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте. Агрессивность как форма взаимодействия в детском возрасте. Практическое исследование агрессивности детей дошкольного возраста как формы проявления нарушения в общении со сверстниками.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2014

    Характеристика теоретических основ технологий воздействия на массовое сознание в современном обществе. Изучение моделей информационных технологий, механизма и выработки более новых методов воздействия. Рассмотрение Доктрины информационной безопасности.

    реферат , добавлен 09.01.2012

    Оценка понятия "технология" в системе психологического знания. Изучение психологических технологий профориентации как проблемы в отечественных источниках. Особенности психологических технологий профориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте.


Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности для экономического роста и социального развития государств, но одновременно создаёт проблемы и риски, порождает углубление межгосударственного и внутригосударственного неравенства. В частности, речь идёт о неравных возможностях людей создавать и использовать имеющиеся электронные информационные ресурсы, особенно в Интернете.

Если доступ к использованию этих технологий не будет расширен, то значительная часть населения развивающихся стран не получит пользы от них. Громадный потенциал информационно-коммуникационных технологий недостаточно применяется. Это привело к появлению “цифрового разрыва” (“цифровой пропасти”, “цифрового водораздела”), “виртуального барьера” на пути торговли. Такой барьер способен изолировать от рынков производителей, организации и государства, которые не имеют доступ к новым технологиям.

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер – один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

Информационные технологии способствуют уходу детей и подростков от действительности и считается, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть "сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области".

Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).

Развитие информационных технологий связано и с появлением проблем, барьеров и рисков, порождающих неравенство людей (“цифровой разрыв” и “виртуальный барьер”). Изменение технологий выполняемых работ оказывать порой негативное воздействие на участвующих в этих процессах людей, вызывая у них отрицательные реакции, например, неприятие и отторжение, усталость и другое, порождая информационный шум, а также информационный и психологический барьеры.

Развитие информационного общества, несет с собой не только определенные блага для цивилизации, но ставит перед человечеством множество новых острых проблем. Так, непродуманное внедрение компьютерных технологий может способствовать снижению общекультурного уровня специалистов, увеличивать изоляцию людей друг от друга, подменять живое общения – виртуальным. Искусственная псевдосреда оказывает неоднозначное влияние на психику и личность человека. Это выражается в формировании новых видов зависимостей - компьютерной и виртуальной. Последнее в, свою очередь, приводит к возникновению новых феноменов: маньяка компьютерных игр, экстатического существования в киберпространстве или в виртуальной реальности, появления новых депрессивных состояний человека, ощущающего «разорванность» реального и виртуального миров в своем существовании, смешивание критериев истины, относящихся к разным реальностям и т.д. Эти негативные явления начинают оказывать серьезное влияние на развитие личности и формируют разнообразные асоциальные наклонности поведения. О подобных опасностях еще на заре информатизации предостерегал основоположник кибернетики Н. Винер. В своей работе «Творец и робот» ученый указывал на нерешенность узловой проблемы кибернетики. Это проблема сущности функционирования системы «человек-машина». В подтверждение небезосновательных опасений Н. Винера можно привести пример создания гибридного компьютера, который получил название – «биокомпьютер». Инженеры всемирно известной корпорации «Intel» изыскивают волонтеров на предмет вживления микрочипов в клеточную структуру нейронов мозга человека для реализации этого проекта. На фоне неоспоримо радужных научно-технических перспектив такого проекта вырисовываются контуры еще малоизученных негативных этических и социальных последствий подобных изысканий. Это ставит перед обществом задачу морально-нравственной оценки технико-технологических инноваций, а также усиливает социально-этическую ответственность ученого, инженера, технолога в области изобретений и научных открытий.

Чтобы минимизировать проявления негативных последствий глобальной компьютеризации общества необходимо учитывать гуманитарный аспект в организации информационного процесса. Решающим шагом в этом направлении становится включенность духовной и нравственной составляющих в структуру развития информационного общества. В течение долгого времени артефакты техники и сама техническая деятельность рассматривались с позиции нейтрализма по отношению к обществу и человеку. Считалось, что техника не является плохой или хорошей. Она нейтральна по отношению к природе и социуму. Однако, она не нейтральна в этическом плане. Именно этот аспект долгое время оставался тени. В основном, оценка технических достижений проводилась на базе технико-экономических критериев: рациональной целесообразности; экономической эффективности; уровня производительности и т.д. Другими словами, эта оценка не выходила за рамки самого техникознания и оказывалась односторонней и неполной. В таком подходе не могли быть учтены разнообразные социальные последствия развития техники, то как она влияет на социум, политику, безопасность, экологию, здоровье людей и т.д.


Только в середине ХХ века многие ученые осознали недостаточность наличия экономико-технических критериев для комплексной оценки технической деятельности. В результате эксперты стали выдвигать на передний план нравственно-этические аспекты оценки техники и ее социальных последствий.

Разнообразная технико-технологическая деятельность, ее характеристики, результаты и достижения стали оцениваться по критериям, которые были сформированы в гуманитарном знании. Так, немецкий Союз инженеров, сформировал постоянную комиссию по оценке мировых технических достижений цивилизации. Оценка проводится на основе ряда разнообразных критериев. Важнейшими из них являются: уровень развития личности, качества окружающей среды, здоровье, качество общества, безопасность и т.д. Эти критерии отражают степень гуманности, этичности, «человекоразмерности» и совместимости современных технических достижений человечества.

По указанным причинам в настоящее время особо значимой является этическая сторона деятельности инженера и его социально-нравственная ответственность в сфере технического творчества. Развитие информационных технологий и современных компьютерных систем немыслимо без осознания этой ответственности. Так, американский философ Х. Сколимовский отмечал, что компьютеры во многом подменили важнейшие функции человека и лишили его распорядительных и властных полномочий в принятии ответственных решений. Подобные преобразования затрагивают различные сферы жизни общества. Например, они значительно расширяют возможности человека непосредственно (интерактивно) участвовать в различных социально-культурных, социально-политических мероприятиях. Однако, с другой стороны создается и серьезная опасность глобального (тотального) контроля за индивидом не только со стороны разнообразных властных структур государства, но и криминальных организаций.

Немецкий философ А. Хунинг, акцентируя внимание на этико-философских аспектах развития техники и технологии, указывает на то, что в современных условиях на человечество возлагается огромная ответственность за обладание мощной техникой, которая возвышает его над всем живым на Земле и в состоянии уничтожить все человечество и цивилизацию в целом.

Таким образом, перспективы человечества в рамках устойчивого сосуществования с техносферой, связаны с разработкой системы разумных нравственно-этических ограничений технологического развития. В этой связи особо актуальными для первоочередного решения являются следующие задачи. Во - первых, это - определение мер ответственности ученого за состояние техносферы, во-вторых, это - осмысление глубины и масштабов негативных последствий техногенеза. В-третьих, это - выработка механизмов прогнозирования и предупреждения техногенных катастроф, что позволит человечеству определить путь выживания в глобализирующемся мире.

Похожие публикации