Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

«О Доктрине информационного противоборства России. Информационное противодействие — как эффективный метод борьбы с терроризмом

Информационная борьба во внутреннем вооружённом конфликте как следствие стратегической информационной борьбы.

В статье рассмотрены основные средства и методы информационной борьбы, показаны значение и роль информационной борьбы в современных войнах и вооружённых конфликтах, а также взаимозависимость информационной борьбы на стратегическом уровне и борьбы во внутреннем вооружённом конфликте.


Опыт мировых и региональных войн последнего столетия наглядно показывает, что эффективность военной организации при достижении военных, следовательно, политических и экономических целей и при решении задач обеспечения обороны и безопасности государства непосредственно зависит от эффективности подготовки и проведения мероприятий информационной борьбы (ИБ). Данное утверждение также справедливо применительно к локальным войнам и вооружённым конфликтам, а также внутренним вооружённым конфликтам (ВВК), которые на современном этапе зачастую носят асимметричный характер, несводимый только лишь к неравенству сил противоборствующих сторон, но также заключающийся в различии их статусов, идеологий, организационных форм .


Ветхозаветная притча гласит, что стены древнего Иерихона пали на седьмой день осады после того, как иудейский царь Иисус Навин в точности выполнил ниспосланное ему предписание: "Пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдёт в город, устремившись каждый со своей стороны" (Ветхий Завет, Книга Иисуса Навина)

Кроме того, совершенно очевидно, что на современном этапе развития производительных сил, по мере перехода ведущих стран к так называемому супериндустриальному обществу информационная борьба, понимаемая как борьба в информационной сфере посредством воздействия на информационные объекты противоборствующей стороны и защиты собственных информационных объектов от подобного воздействия, будет только усиливаться. Главная цель информационной борьбы - это осуществление управляющего или деструктивного воздействия на сознание и психику противника для формирования его поведения, для запуска механизмов управляемой конфронтации в интересах решения задач вооружённой борьбы. Практика последних нескольких десятилетий также показывает, что стремительное развитие средств и предопределяемое этим совершенствование форм и способов информационной борьбы позволяют добиваться военно-политических целей, эффективно действуя сразу в нескольких его измерениях - социально-экономическом, социально-политическом, дипломатическом и собственно военном. Необходимо отметить, что некоторые исследователи данной предметной области дополнительно выделяют космическую сферу информационной борьбы .

Примерами геополитических поражений, во многом ставших возможными вследствие эффективного ИБ, могут служить развал мировой социалистической системы и последовавшее за этим уничтожение СССР - события, которые, по мнению некоторых отечественных исследователей, не были предопределены . Другим, не менее ярким примером, может быть так называемое "триумфальное шествие Советской власти", о котором В.И. Ленин писал, что оно стало возможным во многом благодаря борьбе, "соединившей в себе не столько военные действия, сколько агитацию" .

В качестве примера региональных изменений, триггером которых стали, безусловно, средства и технологии информационной борьбы, можно привести стремительную трансформацию политических режимов в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки, хаотизация политических процессов в регионе, начавшиеся в конце 2010 года . В этой связи представляется, что создание в конце 2008 года Африканского регионального командования ВС США, предназначенного для отстаивания американских военно-политических и экономических интересов во всех африканских странах (за исключением Египта), было одним из элементов стратегии установления контроля над континентом, а само командование стало организационной основой информационной борьбы в регионе. При этом изначально планировалось, что данное командование возьмёт на себя функции интегратора и станет осуществлять общее руководство силами и средствами силовых и гражданских американских ведомств, а также деятельностью национальных и международных неправительственных организаций, что нашло отражение в организационно-штатной структуре командования .

Исход противоборства в ходе внутреннего вооружённого конфликта - ровно так же, как и в ходе геополитической или региональной борьбы - в значительной степени определяется успехом противоборства информационного. Однако здесь необходимо отметить, что вооружённая борьба в рамках внутригосударственного конфликта является следствием двух взаимосвязанных процессов - разрешения внутренних государственных противоречий военным путём, а также внешнего воздействия (силового, экономического, дипломатического или информационного). Иными словами, ИБ нижнего уровня зачастую является прямым следствием аналогичного противоборства более высокого уровня. Так, продолжающаяся уже несколько лет гражданская война в Сирии является производной от противоборства региональных лидеров, а также ведущих мировых держав. Следовательно, проблему информационной борьбы в ВВК нельзя рассматривать в отрыве от международных социально-экономических процессов более высокого уровня.

Однако вне зависимости от уровня, на котором проистекает информационная борьба, для воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание людей используются информационно-психологические и информационно-технические средства и методы, при этом первоочередными объектами информационной борьбы в зависимости от целей и задач вооружённого конфликта, масштабов кампании могут служить:

Сознание и воля военно-политического руководства страны;

Общественное мнение и система его формирования (в первую очередь, средства массовой информации, в том числе и электронные);

Социальная среда и духовная сфера, мировоззрение, идеологические установки и психика граждан;

Коммуникационные и информационно-вычислительные сети, базы данных органов государственной власти, государственных структур и предприятий оборонно-промышленного комплекса, используемые при выполнении управленческих функций;

Автоматизированные системы управления технологическими процессами в ключевых сегментах инфраструктуры государства (транспорт, топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтяная промышленность, водоснабжение, телекоммуникации и связь, банки, финансы и другие);

Системы управления войсками и оружием .

По существу, объектом ИБ служит вся информационная сфера, понимаемая как совокупность информации, субъектов, осуществляющих сбор, обработку, распространение и использование информации, информационной инфраструктуры, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Продолжение:
[мнение]

Статья "Информационная борьба во внутреннем вооружённом конфликте как следствие стратегической информационной борьбы" опубликована в военно-научном журнале "Вестник Сибирского отделения Академии военных Наук" (2014, № 27. С. 22 - 31).

Библиография:

1. Ленин В.И. Война и революция. Полное собрание сочинений, 5-е изд. - т. 32. М.: Государственное издательство политической литературы, 1969. - С. 79.
2. Степанова Е.А. Асимметричный конфликт как силовая, статусная, идеологическая и структурная асимметрия / Военная мысль, 2010, № 5. - С. 51 - 54.
3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 20 - 21
4. Панарин И.Н. Система информационного противоборства / Военно-промышленный курьер, 2008, №41(257).
5. Панарин И. Н. Первая мировая информационная война. Развал СССР. - СПб.: Питер, 2010. - С. 7, 162 - 173.
6. Ленин В.И. IV Чрезвычайный Всероссийский Съезд Советов. Полное собрание сочинений, 5-е изд. - т. 36. М.: Государственное издательство политической литературы, 1969. - С. 95.
7. Политические движения в арабских странах: Предпосылки, особенности, перспективы. Материалы конференции "круглого стола" / Социальные сетевые технологии и революционный процесс в Египте / Исаев Л.М. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - С. 43 - 47.
8. Политические движения в арабских странах: Предпосылки, особенности, перспективы. Материалы конференции "круглого стола" / Арабская весна в глобальном и региональном измерениях / Фитуни Л.Л. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - С. 81 - 89.
9. Аничкина Т.Б. АФРИКОМ - новое региональное командование ВС США / Россия и Америка в XXI веке, 2008, № 2.
10 . Р. Кларк, Р. Нейк. Третья мировая война: какой она будет? - СПб.: Питер, 2011. - С. 15 - 38, 86 - 91, 97 - 121.
11. Шеховцов Н.П., Кулешов Ю.Е. Информационное оружие: теория и практика применения в информационном противоборстве / Вестник Академии военных наук, 2012, №1 (38). - С. 35 - 41.

Технологическая революция привела к появлению термина «информационная эра»; это стало результатом того, что информа­ционные системы стали частью нашей жизни и изменили ее корен­ным образом. Информационная эра также изменила способ ведения боевых действий, обеспечив социальных субъектов беспрецедент­ным количеством и качеством информации.

Теперь можно наблюдать за ходом боевых действий, анализировать события в режиме он-лайн.

Однако следует разграничивать понятия борьбы в информацион­ную эру и информационной борьбы. Борьба в информационную эру использует информационную технологию в качестве средства для успешного достижения результатов. Для информационной борьбы информация - отдельный объект или потенциальное оружие и вы­годная цель. Технологии информационной эры сделали возмож­ным прямое манипулирование информацией противника.

Таким образом, можно констатировать, что государства стремятся приобрести информацию, обеспечивающую выполнение их целей, воспользоваться ей и защитить ее. Эти использование и защита могут осуществляться в экономической, политической и военной сфе­рах. Знание об информации, которой владеет противник, является средством, позволяющим усилить мощь одной стороны и понизить мощь другой. Информационное оружие воздействует на информа­цию, которой владеет противник, и его информационные функции.

Информационная борьба - это любое действие по использова­нию, разрушению, искажению информации противника и ее функ­ций, защите своей информации против подобных действий, исполь­зованию собственных информационных функций.

Это определение является основой для следующих утвержде­ний. Информационная борьба - это любая атака против информа­ционной функции независимо от применяемых средств.

Информационная борьба - это любое действие по защите сво­их собственных информационных функций независимо от приме­няемых средств. Информационная борьба-это лишь средство, а не конечная цель. Ее можно использовать как средство для проведе­ния стратегической атаки или противодействия.

Чтобы информационная борьба была эффективной, нужно, что­бы противоборствующая сторона делала три вещи:

1) наблюдала обманные действия;

2) посчитала обман правдой;

3) действовала после обмана в соответствии с целями обманы­вающего.

Информационная борьба имеет следующую структуру: 1) психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию противника;

2) информационное противодействие - не позволяет оппоненту получить точную информацию;

3) дезинформация - предоставляет оппоненту ложную информацию о силах и намерениях;

4) физическое разрушение - может быть частью информационной борьбы;

5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы оппонент узнал о возможностях и намерениях;

6) прямые информационные атаки - искажение информации без
видимого изменения сущности, в которой она находится.
Цели информационной борьбы:

1) контроль за информационным пространством;

2) использование контроля за информацией для ведения информационных атак;

3) повышение общей эффективности вооруженных сил с помощью
повсеместного использования военных информационных функций.

Результаты исследований окружающего мира и человека, техническая революция, лежащая в основе широкого внедрения информационных систем и технологий во всех сферах деятельности человека, изменения, происходящие в международных отношениях, с одной стороны, позволяют , а с другой - вынуждают разрабатывать новые нетрадиционные средства поражения.

На рубеже тысячелетий военный фактор по-прежнему играет важную роль, более того, многие государства продолжают совершенствовать свои вооруженные силы, оснащая их новейшей техникой. В мире идет активный поиск новых средств вооруженной борьбы. Внушительные достижения за последние десять лет в области компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий сделали мир уязвимым перед новым оружием, возможно, более опасным, чем ядерное. Речь идет о войне нового поколения - информационной, направленной не столько на непосредственное уничтожение противника, сколько на достижение политических целей без ведения боевых действий. Достичь этого можно решительным подавлением воли противника к сопротивлению, способностью с первых часов войны парализовать его государственное и военное управление, нанести сокрушительное поражение армии и тем самым поставить перед необходимостью полной и безоговорочной капитуляции.

Возросшее значение информационного потенциала, как одной из составляющих мощи государства и его вооруженных сил развитие и совершенствование невоенных средств достижения политических целей а именно "информационного оружия" способствовало выделению такого вида борьбы, как информационная борьба.

Идея стратегии так называемых "непрямых действий" не нова. Еще в V веке до н.э. китайский военный теоретик Сунь-Цзы писал: "Тот, кто умеет вести войны, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго".

Западные специалисты определяют информационную войну как способ вооруженной борьбы, направленный на достижение военного превосходства над противником с помощью информации. Американские эксперты выделяют шесть основных составляющих информационной войны:

1. разведка военного, экономического, политического и культурного потенциалов противника и воспрепятствование аналогичным действиям с его стороны;

2. разрушение или подавление информационной системы боевого управления связи войск противника и защита своих аналогичных систем;

3. обеспечение беспрепятственного доступа к глобальным информационным системам и воспрепятствование доступа к ним противника;

4. широкое использование автоматизированных систем управления как средств информационного обеспечения боевой деятельности;

5. установление мобильной информационной и разведывательной баз данных;

6. компьютерное воспроизводство реального поля боя, его широкое использование.

Средства информационной борьбы

Для раскрытия сущности информационной борьбы определим соотношение понятий “борьба” и “противоборство”.

В общем случае борьба предполагает активное столкновение противоположных общественных групп, противоположных направлений, интересов.. Она обусловлена наличием конфликтных отношений между сторонами А и В, в качестве которых могут выступать гocyдарства или социальные субъекты.

Конфликт представляет собой столкновение интересов различных социальных социально-политических субъектов, форму разрешения противоречий между ними с политико-дипломатических, экономических, идеологических военных и других средств и соответствующим им форм борьбы.

Противоречия могут носить различный харак­тер, что определяет тип взаимоотношений между сторонами. Если противоречия носят агонистический характер, то стороны А и Б являются соперниками, в случае, если характер противоре­чий антогонистический, то - противниками. Так вид борьбы, в основе которой лежит противоречие, является: например, спортивная борьба.

Так как отсутствует строгое определение термина ""противоборство" с учетом вышеизложенного дадим ему следующее определение:

Противоборство:

тип взаимоотношений, для которого характерно наличие антагонистических противоречий между сторонами А и В;

состояние характеризующее взаимоотношение сторон А и В, при котором между ними су­ществуют антагонистические противоречия(Рис.1)

Рис.1 . Типы взаимоотношений между сторонами А и B .

Информационная борьба - один из видов че­ловеческой деятельности, характерный для всех этапов развития общества. Информационная борь­ба велась и ведется на разных уровнях как в мир­ное, так и в военное время с использованием раз­личных средств, охватывая такие важные сферы деятельности общества, как политическая, эконо­мическая, военная и духовная.

Как вид борьбы информационная борьба харак­теризуется соответствующими объектом воздей­ствия, средствами и способами достижения постав­ленных целей.

Объектом воздействия в информационной борьбе является информационный ресурс, который вклю­чает в себя информацию, носители информации информационные технологии и информационную инфраструктуру. При этом информация и ее носители, которые составляют основу информаци­онных процессов, являются непосредственным объектом воздействия в информационной борьбе, а информационная инфраструктура - косвенным.

Под информацией как под объектом воздей­ствия понимают систему идеальных (субъективных) образов объектов, процессов и явлений окружающего мира в сознании человека, а также множество признаков, присущих мате­рии и формирующих идеальные образы.

Такой подход к определению информации предполагает, что ее носителями являются энерге­тические поля (колебания и волны) электромагнитной, механической и другой природы, потоки заряженных частиц, а также биохимические про­цессы, протекающие в живом организме, комплекс которых объединен общим названием "механизм электрической возбудимости". Колебания (волны), потоки заряженных частиц, на которые реагируют различные сенсоры (электронные устройства, ор­ганы чувств), характеризуются набором пара­метров. Значение (величина) этих параметров и является тем признаком, множество которых фор­мирует образ объекта, явления и процесса в созна­нии человека.

Источниками информации являются сами объ­екты, процессы и явления, излучающие (отражаю­щие) колебания (волны) различной природы, а также испускающие потоки заряженных частиц, и, конечно, центральная нервная система (мозг) человека.

С учетом предложенного определения инфор­мации выделим следующие ее формы (рис. 2):

Рис.2 . Классификация информации .

образная - как продукт отражения в сознании человека объективной реальности в виде идеаль­ных (субъективных) образов;

признаковая (материальная) - как свойство материи.

Образная информация представлена такими психическими составляющими личности, как зна­ния, навыки и умения, которыми человек обо­гащается на протяжении всей жизни. При этом:

знания - преимущественно логическая ин­формация об окружающем и внутреннем мире че­ловека, зафиксированная в его сознании, т. е. знания представляют собой устойчивые образы объектов, процессов и явлений, сформированные в результате познания человеком себя и окружаю­щего мира;

навыки - система образов, определяющая способность человека выполнять под руководством сознания конкретные действия без специального сосредоточения внимания;

умения - система знаний и навыков, опреде­ляющая способность человека достигать поставлен­ную цель (задачу) под руководством сознания.

В зависимости от источника и носителя информа­ции признаковая информация присуща (Рис. 2):

информационно-техническим системам в виде сигналов, данных, программ (алгоритмов),

объектам материального мира в виде харак­ теристик и параметров

документальным источникам в виде знаков (символов) и сообщений.

Различие в форме и видах информации опреде­лило области ее видения, которым присущи свои носители и источники информации. Такими облас­тями являются:

Информативные признаки объектов, явлений и процессов окружающего мира;

Информационно-технические системы и средства;

Психика человека.

Помимо антитеррористической (силовой) составляющей, противодействие терроризму включает в себя и профилактическую (превентивную) работу.

Если антитеррористическая составляющая направлена на уничтожение или обезвреживание действующих участников незаконных вооруженных формирований (НВФ), то профилактическая работа нацелена на нейтрализацию потенциальных террористов и их пособников, составляющих социальную базу терроризма.

Практика показывает, что успех в проведении антитеррористических (силовых) операций не всегда приводит к прямому положительному эффекту в профилактической составляющей борьбы с терроризмом. В условиях, когда на силовые подразделения фактически возложена и антитеррористическая и профилактическая работа, успешные и эффективные операции со стороны властей нередко ожесточают молодых участников бандформирований. Более того, ситуация, когда и антитеррористические, и профилактические мероприятия в регионе осуществляют только силовые структуры, при определенных обстоятельствах способны усугубить положение. Практика показывает, что на фоне регулярно проводящихся спецопераций, в ходе которых уничтожаются лидеры террористов, эмиры вилайятов, а также среднее руководящее звено террористического подполья, не удается пресечь сам процессе рекрутирования «рядовых» террористов. На смену одним приходят другие. Надо признать: информационную войну террористические силы и их союзники на Северном Кавказе в настоящее время выигрывают. В общественном мнении республик Северного Кавказа не создано атмосферы нетерпимости к боевикам и их сообщникам. Зачастую случается наоборот: боевиков пытаются оправдать, создавая им образы борцов с коррумпированной системой. Для молодых людей, не имеющих работу и покровителей, да еще находящихся под негласным наблюдением милиции, выход якобы один – «…уходить в лес».

Следует отметить, что в информационном противостоянии у террористов и их пособников есть и свои «адвокаты». Например, стало правилом, когда успешные антитеррористические операции в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии с подачи ряда правозащитников и блогеров именуются «зачистками» и «целенаправленным уничтожением гражданского населения». Этот деструктивный тезис используется даже некоторыми журналистами, регулярно указывающими на недостатки политики федерального центра на Северном Кавказе.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, профилактикой терроризма наряду с антитеррористическими подразделениями должны заниматься (и отчасти этим как будто занимаются) традиционные для северокавказских народов институты гражданского общества: тухумы, тейпы, фамильные советы, советы старейшин, молодежные сообщества, известные спортсмены, блоггеры и т. д. С другой стороны, эти же «неформальные институты», зачастую, наоборот, работают на увеличение социальной базы терроризма, распространяя деструктивные мифы о том, что «…Россия хочет очистить Северный Кавказ от мусульман».

В этом контексте информационная составляющая профилактической борьбы с терроризмом выдвигается на одно из первых мест. Эффективная профилактическая работа по противодействию терроризму может оказать влияние на уменьшение его социальной базы. Однако складывается впечатление, что пока специалистами не осознана в достаточной степени необходимость целенаправленной систематизированной профилактической работы, способной повлиять на существенное уменьшение социальной базы терроризма .

Информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе в настоящее время включает:

  • информационную политику федеральных печатных и электронных СМИ по освещению антитеррористических операций, проводимых на территории СКФО;
  • работу региональных СМИ по противодействию терроризму и экстремизму;
  • деятельность пресс-служб федеральных органов и региональных управлений исполнительной власти (МВД, ФСБ).

Однако этих трех составляющих недостаточно. Нужны точечные информационные «инъекции», способные формировать негативный образ террористов. Не скоординированная и бессистемная информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе привела к серьезным потерям на информационном поле. Если в военном противостоянии сильны силовики, то информационное противостояние в республиках Северного Кавказа выигрывают деструктивные силы. Это подтверждают и уже укоренившиеся среди части населения идеологические штампы. В частности, часть населения северокавказских республик уверена, что нынешняя фаза антитеррористической операции является механизмом отмывания средств федеральными силовиками, прикомандированными к региону. Многие говорят о том, что Северный Кавказ для России важен именно как «стратегический очаг напряженности», где одни народы (как правило, христиане) натравливаются на других (мусульман).

Эти стереотипы репродуцируются оппозиционными СМИ, рядом некоммерческих организаций, а также некоторыми представителями региональных политических элит.

Можно утверждать, что на Северном Кавказе, к сожалению, сложилась хорошо отлаженная и почти безупречно работающая схема информационного противодействия антитеррористическим силам. Механизм противостояния работает по одной и той же «дорожной карте». В Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии после задержания или уничтожения террориста или подозреваемого лица стартует активная информационная атака на силовиков. Антитеррористические силы (силовики) обвиняются, как правило, в таких «смертных грехах» как превышение полномочий, внесудебные казни, убийства мирных жителей, незаконные задержания. В активный и хорошо отработанный процесс дезинформирования вовлекаются: родственники уничтоженного или задержанного; адвокаты - защитники участников незаконных вооруженных формирований (НВФ); журналисты; правозащитники - сотрудники некоммерческих организаций; блоггеры; активные пользователи Интернета. В ряде случаев, к процессу подключаются представители и региональных политических элит. Как правило, акторами-участниками этого деструктивного процесса активно распространяется информация о том, что задержанный или уничтоженный является жертвой произвола властей. Часто используются такие фразы - идеологические штампы как: «внесудебные казни», «…убитый силовиками», «…жертва милицейского произвола…» и т. д. Фактически деструктивным силам на Северном Кавказе удалось навязать антитеррористической коалиции свои правила ведения информационной войны. Как правило, антитеррористические силы вынуждены оправдываться или опровергать дезинформацию.

Можно с уверенностью утверждать, что в ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа сложилась уже устойчивая «около террористическая» инфраструктура. И в этой инфраструктуре серьезную позицию занимает именно информационная составляющая. Точнее - дезинформационная.

В этой связи считаем необходимым обратить внимание на ряд недостатков информационной составляющей борьбы с терроризмом. Во-первых, акторы информационного противостояния с терроризмом ведут информационную кампанию против действующих террористов и незаконных вооруженных формирований, забывая при этом потенциальных боевиков - молодых десоциальных молодых людей, составляющих социальную базу терроризма в республиках Северного Кавказа. Во-вторых, в процесс информационного противостояния терроризму вовлечены исключительно государственные органы. В отличие от противников, в информационной войне на стороне властей практически не участвуют некоммерческие организации, известные блоггеры, адвокаты, родственники жертв террористических актов, адвокаты. Не проявляют себя также соответствующим образом ни тухумы, ни тейпы, ни фамильные советы. Иными словами, «антитеррористическая сторона» не привлекает к информационной войне «активное гражданское население», которое в условиях Кавказа представляют как современные, так и традиционные структуры и институты.

Между тем, только сформировав широкую гражданско-государственную коалицию, можно надеяться наизменение ситуации на информационном поле противостояния терроризму на Северном Кавказе.

Еще на одну составляющую современного информационного противостояния в северокавказском регионе необходимо обратить внимание особо. Одними из активных акторов информационной войны являются пособники террористов, проживающие не на базах боевиков в горно-лесистой местности, а в населенных пунктах. Это, как правило, молодые люди (работающие или не работающие), которые осуществляют разовые поручения руководителей незаконных вооруженных формирований - амиров. Но это не единственная и даже, может, не главная их задача. Дело в том, что они выполняют роль неких «политинформаторов», осуществляя «информирование» молодых людей о том, что «…Россия - неправильная страна кяфиров, мунафиков и муртадов и единственный выход из ее состава и построение шариатского государства…». Помимо информационной работы они создают условия для рекрутирования молодых людей в состав участников незаконных вооруженных формирований, а некоторые их них непосредственно осуществляют рекрутирование в состав участников бандформирований. Практика рассмотрения уголовных дел по статье 205 УК РФ «терроризм», показывает, что большинство из них из потенциальных превращаются в реальных «лесных» участников незаконных вооруженных формирований.

Целью информационной составляющей борьбы с терроризмом является уменьшение социальной базы терроризма а также формирование негативного образа участников незаконных вооруженных формирований среди населения республик Северного Кавказа .

К работе по информационному противодействию терроризму необходимо привлечь:

  • авторитетных старших; выходцев из республик Северного Кавказа, получивших признание в других регионах и не утративших авторитета среди своего народа;
  • представителей некоммерческих организаций;
  • известных блогеров;
  • бывших террористов, находящихся в местах лишения свободы;
  • родителей и родственников террористов;
  • родителей и родственников погибших в специальных операциях силовиков;
  • известных спортсменов.

Необходимо охватить максимально большое информационное пространство и действовать на опережение. Что имеется в виду?

Первое. Информационная деструктивная деятельность участников незаконных вооруженных формирований и их пособников имеет региональный аспект. Террористы, находясь в различных вилайятах «Имарата Кавказ», как правило, не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Соответственно, и информационная деструктивная деятельность имеет свои региональные особенности. Зачастую то, что имеет значение для потенциального участника незаконных вооруженных формирований в Ингушетии, может не возыметь действия в Дагестане или Кабардино-Балкарии.

Второе. На Кавказе очень большую, а в ряде случаев определяющую роль имеет родственно-фамильно или тухумо-тейповые узы. В этом контексте бывает очень трудно подчас найти общий язык выходцу из горной Чечни с уроженцем равнинного Надтеречного района той же республики. Точно так же жители Ингушетии разделены на «назрановцев» и на «батлаков». То, что может обратить в террористы «назрановца», возможно, не возымеет действия на жителя селения Сурхахи.

Следует отметить, что идеологи и ньюсмейкеры терроризма учитывают это обстоятельство и стремятся информационно не только объединить, но и отчасти «стандартизировать» такие разные по своим социальным связям и традиционной ментальности горные районы и анклавы. Например, такой одиозный террорист как Саид Бурятский (Александр Тихомиров) осознавал это и активно стремился объединить террористов не только идеологически, но и информационно, то есть создать единую информационную террористическую сеть.

Поэтому при формировании стратегии информационного противодействия терроризму необходимо руководствоваться принципом, универсальной методики противодействия терроризму, которая бы использовалась во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа, но с учетом локальных традиционно значимых особенностей.

Стратегия информационного противодействия терроризму должна состоять из следующих этапов-методов:

  1. Регулярный анализ ситуации (контент-анализ региональных и федеральных СМИ). Цель этого этапа-метода – выявление «проблемных зон» в освещении антитеррористической работы на Северном Кавказе. Следует отметить, например, что помимо электронных СМИ, северокавказскую террористическую проблематику регулярно освещает газета «Коммерсант». Но работа по освещению проблемы в этом издании носит информативно-нейтральный характер и начисто лишена идейной антитеррористической нагрузки. Здесь нет комментариев специалистов-террологов, иногда опускаются подробности, характеризующие террористов как откровенных моральных уродов.
  2. Необходимо научно-экспертное сопровождение антитеррористической деятельности на постоянной основе, включая мониторинговые социологические исследования (массовые, экспертные, фокусные и т.д.) в средних и высших учебных заведениях, некоммерческих организациях, региональных общественно-политических организациях, средствах массовой информации Северо-Кавказского федерального округа .

    Целью реализации этого этапа является выявление примерного процента населения, симпатизирующего участникам незаконных вооруженных формирований. Успех реализации данного исследования зависит от качества подготовки анкеты и вопросов экспертного интервью. Аналогичные разовые опросы силами местных социологов уже проводились, и результаты исследований показывают - наличие проблемы очевидно. Молодые люди открыто симпатизирую участникам незаконных вооруженных формирований.
  3. Экспертный анализ уголовных дел, рассмотренных судами в отношении участников незаконных вооруженных формирований. Результаты этой работы должны стать основой для подготовки материалов-публикаций в электронные и печатные средства массовой информации. Часть материалов носит закрытый характер, но их обнародование (в допустимых пределах) необходимо, так как будет раскрывать истинную сущность террористов. Важно, чтобы эта работа носила регулярный системный характер и имела координирующее звено.
  4. Регулярное проведение круглых столов по проблеме противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму именно на Северном Кавказе. Кстати, этот метод активно используется представителями некоммерческого сектора, критикующими политику федеральных властей на Северном Кавказе. Эффективность этого метода очевидна, потому что с помощью его реализации формируется горизонтальная сеть единомышленников.
  5. Необходимо учреждение северокавказского антитеррорстического Интернет-портала. Помимо информации об антитеррорстической деятельности здесь целесообразно размещать информацию о людях, погибших в борьбе с террористами, защищая целостность страны. Здесь же можно размещать биографии террористов. Анализ показывает, что практически все они имеют криминальное прошлое. Реализация этого этапа-метода также будет способствовать созданию горизонтальной антитеррористической сети в республиках Северного Кавказа.
  6. Для молодежи необходимо организовывать встречи с авторитетными общественными деятелями, способными показывать деструктивность террористической и экстремистской деятельности .
  7. Одним из важных методов информационного противодействия терроризму должна стать грантовая деятельность региональных и местных властей республик Северного Кавказа, базирующаяся на идее российской гражданской идентичности, нетерпимости к терроризму и миру на Кавказе. Стоит отметить, что в настоящее времяна Северном Кавказе очень сильно развит как раз антироссийский (антифедеральный) общественный сектор. Некоммерческие организации региона, получающие финансирование из-за рубежа, осуществляющие, как правило, правозащитную деятельность, фактически работают на подрыв авторитета местной и федеральной власти. Эти институты гражданского общества уже очень продолжительное время формируют протестное гражданское общество на Кавказе, имеющее тесные контакты с зарубежными организациями. Этой деструктивной деятельности надо противопоставить грантовую политику региональных и местных властей. Поддержка грантами на конкурсных условиях общественных организаций - один из самых эффективных методов формирования сторонников того или иного общественного или политического направления. Анализ показывает, что в регионе нет ни одной активной некоммерческой организации, работающей на укрепление российской государственности или пропагандирующей борьбу с терроризмом, сепаратизмом или экстремизмом. В свою очередь, существует большое количество деструктивно работающих некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование профессионального протестного движения.
  8. Особенностью деструктивной информационной работы террористов и их пособников является то, что в их поле зрения, как правило, попадают социально незащищенные молодые люди, воспитывавшиеся в неполных семьях. Материалы допросов участников незаконных вооруженных формирований подтверждают этот тезис.

Поэтому для предотвращения рекрутирования людей в состав бандподполья было бы целесообразным формирование банка данных социально незащищенных молодых семей и молодых людей, не имеющих условий для достойного существования. В населенных пунктах Северного Кавказа эта работа не будет не выполнимой или очень трудоемкой для региональных органов социальной защиты. Имея такой банк данных, можно было бы очертить круг потенциально уязвимых для вовлечения в террористическую деятельность лиц.

Параллельно необходимо вести работу по информированию молодежи (кстати, не только социально незащищенной, но и обеспеченной ее части) об опасности участия в незаконных вооруженных формированиях. Необходимо разработать памятку-информацию «Что делать, если тебе предложили стать террористом» . Молодые люди часто попадают в «террористический капкан», из которого, по их мнению, выхода уже нет. Но необходимо разъяснять, что чем раньше уйти из под опеки участников незаконных вооруженных формирований, тем безопаснее. Причем памятка- информация должна быть написана и на национальных языках и на русском. Памятка должна быть подписана также каким-то уважаемым в регионе лицом.

В целом, становится очевидно, что без радикального реформирования информационной составляющей в системе мер по антитеррористической деятельности едва ли стоит ожидать заметных успехов на этом направлении.

Цели, задачи, признаки и содержание

Геополитического информационного

Противоборства

Целью геополитического информационного противоборства (ГИП) является противостояние и противодействие ин­формационной агрессии, а также нарушение ИБ враждебного го­сударства. В обусловленных случаях она направлена на разрушение целостности (устойчивости) системы государственного и военно­го управления иностранных государств, эффективное информа­ционное воздействие на их руководство, политическую элиту, системы формирования общественного мнения и принятия ре­шений. Одна из важнейших целей ГИП - обеспечение ИБ РФ для завоевания информационного превосходства в мировом инфор­мационном пространстве.

Информационная борьба (в политической сфере) включает в себя три составные части:

· стратегический политический анализ;

· информационное воздействие;

· информационное противодействие.

При этом ведение информационной борьбы осуществляется по следующим уровням:

· стратегический;

· оперативный;

· тактический.

Следует выделить два вида информационной борьбы: инфор­мационно-психологическую и информационно-техническую, которые воздействуют на социально-биологические и технические объекты.

На стратегическом уровне информационного геополитического противоборства в основном должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный капи­тал должны действовать на оперативном и тактическом уровнях.

Воздействие - это действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь. В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодей­ствия к другому. Воздействие может быть непосредственное (кон­тактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Как уже отмечалось ранее, существуют определенные характе­ристики функционирования информации в обществе: размах цир­куляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональ­ная окраска информации, способ переработки информации, цель переработки информации.



Именно воздействие является целью процессов переработки информации.

При ведении информационной борьбы объектами воздействия могут быть: психика людей, информационно-технические систе­мы различного масштаба и назначения, система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, система формирования общественного сознания (с помощью про­паганды и средств массовой информации), система формирова­ния и функционирования общественного мнения, система при­нятия решений (рис 14.2).

Объекты воздействия можно разделить на технические (в ос­новном они находятся в сфере интересов информационно-техни­ческой борьбы) и социально-биологические (особое внимание им уделяется в ходе информационно-психологической борьбы). В роли технических объектов могут выступать системы управления и свя­зи, финансово-экономической деятельности государства и т.д. Если же говорить о социально-биологических объектах, то к ним мож­но отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество, животный мир, геологические структуры и растительный мир. Основными социальными элемента­ми общества являются социальные группы и отдельные индивиды.


Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального ГИП необходимо создание системы информа­ционно-психологического обеспечения как составной части на­циональной безопасности России. Данная система должна обес­печить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т.е. защиту россиян от негативных информационных потоков геопо­литических противников России). Ее основная задача - обеспече­ние психологической безопасности населения и политической элиты России.

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) представ­ляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное вли­яние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие является разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массо­вой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое колоссальным образом стало влиять на политические процессы в обществе, особенности функционирования инфор­мационно-психологической среды общества. Поэтому система фор­мирования общественного мнения также является одним из ос­новных объектов информационно-психологического обеспечения.

Информационное оружие - это методы, устройства и средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опо­средованно используется против психики человека (или социаль­ной группы), речь должна идти об информационно-психоло­гической борьбе. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационной борьбы (в чистом виде): информационно-техни­ческие системы, информационно-аналитические системы (не вклю­чающие в себя человека) и информационные ресурсы.

Источники информационных опасностей могут быть естествен­ными (объективными) и умышленными.

Информационное противоборство, так же как и информаци­онная война, включает в себя три составные части:

  • стратегический политический и социально-экономический анализ;
  • информационное воздействие;
  • информационное противодействие.

Рассматривая теорию информационного противоборства в поли­тической и социально-экономической сферах, следует учитывать, что оно происходит на стратегическом, оперативном и тактиче­ском уровнях.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специ­альной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и раз­витие информационно-психологической среды общества, психику и поведение руководства различного уровня и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействия являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы, уп­равляют ими.

Суть колоссального влияния информации как раз и заключает­ся в ее способности «точечно» контролировать социальные про­цессы, влиять на параметры, которые на много порядков выше самой управляющей информации. Особое значение имеет исполь­зование инфологем.

Инфологема - это ложная, искаженная или неполная ин­формация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политическими пропагандистскими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целе­направленных манипулятивных воздействий или, что значитель­но реже, - неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоумножению. Они фор­мируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и социаль­ного поведения, ценностные установки и ориентации будущих поколений.

Задача профессионала информационной войны - вовремя раз­глядеть инфологемы противника и своевременно отреагировать.

Производство инфологем всегда носит деструктивный харак­тер. Они ложатся на благодатную почву взвинченной психологии масс, мгновенно вводятся в информационные каналы и легко перете­кают в различные области духовной жизни. Особенно эффективны инфологемы во время выборов, т.е. в период обострения полити­ческой ситуации, неизбежного в ходе избирательного процесса. Тогда они являются основным продуктом деятельности политтехнологов. Политические консультанты, в том числе журналисты, предоставляющие свои материалы в печатные и электронные СМИ и Интернет, широко используют инфологемы предвыборного назначения. Один из часто встречающихся примеров - «фигура умолчания» (сообщается, что кандидат привлекался к суду, но ничего не говорится о сути и времени правонарушения). Вообще, тщательно дозированная информация может существенно иска­зить представления избирателей о кандидатах и их программах.

Большая часть социально-политических инфологем имеет две особенности:

· ксенофобия, ненависть к чужому;

· стремление найти врага, виновника своих бед.

В кризисных ситуациях избирательного процесса, чреватых неопределенным исходом, инфологемы выполняют следующие функции:

· охранная;

· аргументирующая;

· комментирующая;

· провозглашающая;

· отвлекающая;

· скрывающая;

· ложно ориентирующая (ориентирующая не в тех направле­ниях);

· дезориентирующая (подменяющая ориентиры).

Похожие публикации