Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

Международная конференция «Русофобия и информационная война против России». Как это было. Что такое информационная война? Информационные войны в современном мире. Чтобы в них победить


Как пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» был использован для информационного удара

Трагедия в Кемерово доказала, что вместе со спасателями и следователями в сибирский город, охваченный ужасом и отчаянием, должны были прибыть и специалисты особого рода – по информационным войнам. Их остро не хватало. Зияющая пустота очень быстро заполнялась: сначала украинский провокатор обзвонил городские морги и предупредил о трёх сотнях погибших, это тут же подхватили Би-би-си и «Радио "Свобода"», в процесс включились Ходорковский, штабы Навального и популярные российские блогеры, имеющие миллионы и сотни тысяч подписчиков. А далее уже десятки тысяч людей (как обыкновенных пользователей, так и рядовых бойцов информационного фронта) стали разгонять ложь по социальным сетям и блогам, рассказывая, что власть врёт и на самом деле жертв пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в разы больше официальных данных, причём большинство погибших – дети.

Разносчики лжи толпами ломились в многочисленные кемеровские группы «ВКонтакте» и безостановочно накручивали людей, сражённых ужасным происшествием, заставляя их поверить в неслыханные масштабы трагедии, в то, что от них скрывают правду о случившемся и «на самом деле» в «Зимней вишне» сгорели и задохнулись не 64 человека, в числе которых 41 ребёнок, а три, четыре, пять сотен кемеровчан.

Одновременно российские оппозиционные СМИ запестрели заголовками «Власти скрывают число жертв в Кемерово», «Сколько погибших на самом деле? Власти скрывают», «Говорят, что в Кемерово погибли сотни людей, а власти скрывают», «Жители Кемерова уверены, что власти скрывают реальное число погибших» – и эта волна снова выплеснулась в социальные сети, только уже со ссылками на прессу.

Следом появилось «письмо кемеровчанина», в котором якобы местный житель сообщал, что «сегодня кемеровский морг сообщил об отсутствии мест и мешков для трупов, говоря о том, что количество погибших перевалило за 300 человек, среди которых 142 ребёнка». В ход пошли фотографии из одесского Дома профсоюзов, где 2 мая 2014 года украинскими национал-радикалами были заживо сожжены люди: предлагалось поверить, что это снимки погибших кемеровчан.

Иностранные СМИ также не брезговали тиражированием лжи. Так, немецкий Spiegel, приведя данные МЧС о погибших в Кемерове, сообщил, что «жители города предполагают, что число погибших может быть больше, чем заявляют официальные лица». The Washington Post, публикуя большой репортаж о кемеровском митинге 27 марта, написала, что «многие из демонстрантов сомневаются в официальном подсчете 64 погибших, утверждая, что их число значительно выше». То же самое твердила и служба Би-би-си: «Многие демонстранты заявили, что они не доверяют властям и не верят, что объявленное число погибших является точным».

28 марта, уже после того как МЧС России сделало официальное заявление о том, что окончательное число жертв пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» установлено – 64 человека, на сайте «Радио "Свобода"» появилась очередная публикация о кемеровском митинге с «главным вопросом»: сколько же людей погибли? «Официальной цифре в 64 погибших в Кемерове не верит никто, и первый аргумент: в 550-тысячном городе чуть не у каждого есть хотя бы один погибший знакомый или родственник», – на голубом глазу врёт «Свобода», приводя в качестве «фактов» рассказы женщины, не называющей своей фамилии, и случайного прохожего, у знакомой которого, по его словам, пожар унёс жизни родственников. Тут же, на площади, рассказывает «Радио "Свобода"», был создан штаб, «который начал записывать фамилии погибших и пропавших без вести», насчитали к концу дня 86 человек. Как потом выяснилось при проверке, многие фамилии и имена были взяты, что называется, с потолка, никаких данных о себе заявители не оставляли.

Надо отметить, Русская служба «Радио "Свобода"» пошла очень далеко, пересказав все самые жуткие слухи, не имеющие никакого отношения к истине: о «свидетельствах» врачей и спасателей, о спрятанных мёртвых телах, о сотнях свежевырытых могил... При этом на момент публикации было прекрасно известно, что инициативные группы кемеровчан обследовали морги и кладбища и не нашли ни скрытых от глаз общественности погибших, ни заготовленных могил. Однако об этом «свободная пресса» промолчала.

Хорошо известно, что помимо финансирования той же Русской службы «Радио "Свобода"» США выделяют значительные средства на поддержку российской оппозиции и противодействие «российской пропаганде» в других странах, например на Украине. События в Кемерове показали, как работают эти деньги – и кемеровчане, и вся Россия пережили в дни трагедии мощнейший информационный удар, целью которого было раскачать сибирский город до бунта, а затем подвязать к протестам другие регионы, включая Москву. Панические настроения нагнетались намеренно и согласованно: ошибкой будет считать, что атака развивалась сама по себе, случайным образом. Источники ложной информации, даже если они и предпринимали действия самостоятельно, – будь то украинский создатель фейков Вольнов или бывший глава ЮКОСа Ходорковский – составляли единую сеть, «ячейки» которой включались в работу в нужный момент. Сначала ложь о несоответствии официальной статистики «реальному» числу жертв была сконструирована на Украине, затем эту ложь понесли в мир тысячи «ячеек»; оппозиционеры, любители хайпа и собственных рейтингов тиражировали вброс у себя в блогах, этому подпевали СМИ определённого сорта, а в социальных сетях действовали уже десятки, если не сотни тысяч «ячеек». Всё, о чём говорили кемеровская власть и спасатели, тонуло в потоках лжи.

Если бы со старта этой атаки было кому её отразить, многие люди не только в Кемерове, но и в других уголках России, раздавленные трагедией, не поддались бы информационной панике. Однако не нашлось в Кемерове ни одного популярного блогера, который смог бы отвечать на разгоняемую по сетям ложь оперативными репортажами с места событий. Точнее, такие блогеры были, но они тоже решили «срубить хайпа» на теме сотен погибших. Известная кемеровская «Немагия» воспользовалась моментом и принялась в YouTube распространять бредни о том, как «было 157 и позвонили вот уже, сказали готовить ещё на 80 человек, из взрослых там всего меньше 30», «все морги завалены», «там погибших внутри около 400 человек, 355». Теперь им, конечно, пишут: «Земляки, мне стыдно за вас», «Это ваш город и этих людей вы видите каждый день, и могли предоставить адекватные факты, а не этот шлак», «Что вам стоило съездить на место происшествия, опросить свидетелей, позвонить в полицию, морги, детдома, войти в инициативную группу и вместе с ней проверить морги и хладокомбинат? Точно проанализировать всю информацию. Сделать выводы. Но нет, зачем?», «Вы, ребята, не мужики, внутри гниль. Вы должны были быть на передовой». Но – 2,9 миллиона просмотров! Большая часть – в те самые страшные дни, когда правда тонула в море лжи.

Этот информационный натиск не достиг своей цели. Благодаря многим людям и событиям: инициативной группе кемеровчан, которая кинулась на месте искать правду, проверяя морги и кладбища; администраторам кемеровских групп в социальных сетях, которые отсекали слухи, публикуя только достоверную информацию о пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня»; президенту, который приехал в Кемерово; медленной, но тяжёлой артиллерии федеральных СМИ; психологам МЧС и медицины катастроф, работающим с родственниками погибших; вставшему на колени на митинге чиновнику; сотням блогеров, которые не стали плясать на костях, не поверили ходорковским, навальным, «свободной прессе», «немагиям» и принялись разгребать ворох лжи.

Однако эта тактическая победа означает, что на другой стороне информационных баррикад сделают выводы. И следующие атаки будут более злыми, более быстрыми, более точными. Рассчитывать на капитуляцию противника недопустимо.

Арина Цуканова

Юрий Сергеевич БЕЛАНОВСКИЙ (род. 1974) - заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве: | .

Христиане тоже люди, причём большей частью люди обычные, почти как все. И потому они порой втянуты в «информационные войны», тоже нередко рады пожить чужой бездушной жизнью, не обременённой ответственностью, свободой, личными отношениями.

"Свои" и "чужие" в современной России

Пожалуй, точнее всего состояние сегодняшнего дня передает понятие «информационная война». Конечно, остриё этой войны - информация о войне на юго-востоке Украине, настоящей, страшной, безумной. Но за остриём идут другие слои, более или менее яркие, с неровными границами, вполне себе актуальные для определённых аудиторий - политической, национальной, патриотической, спортивной, религиозной и т.п. Я думаю, что у христиан в отношении информационных войн должна быть особая позиция.

Отличительные черты

В моём понимании война имеет принципиальное отличие от дискуссий, споров, драк, да и любого противостояния. Она, как и древний Молох, требует в жертву себе на съедение людей. Живых, настоящих, тех, кого мы зовём по имени, тех, чьё лицо, чей взгляд нам дороги, тех, кого мы любим или любили. Война требует жертв именно себе! И люди с радостью, как и древнему Молоху, приносят на эту жуткую трапезу друг друга и самих себя!

Война почти не приемлет такое понятие, как «ближний», у неё не бывает человеческого лица. Все - не более чем шахматные фигуры, пусть и разного веса. Война живёт чёрно-белым разделением «свой»/«чужой». Причём «свои» должны всё время доказывать «своёвость», иначе они «чужие».

Информационная война тоже требует жертв. Понятно, что не людей, не их жизни, хотя и такое бывает. Она высасывает жизненные ценности, смыслы, мировоззрение, мировосприятие, веру, личные отношения, свободу, любовь. Этот информационный Молох питается самым человечным в человеке. Он, так же, как жуткое существо дементор из сказки о Гарри Поттере, высасывает из человека его душу, если под душой понимать жизнь. Чёрно-белое сознание, обесценивающее человеческую жизнь в сравнении с «правильными» идеями, мировосприятие, раскрашивающее мир, как шахматную доску, маркирование каждого - это всё, что остаётся от свободной, яркой, многогранной, наполненной смыслом и тёплыми живыми отношениями жизни.

Осаждённая крепость

Я думаю, что информационные войны основаны на простой идее и имеют своей целью отнюдь не дезинформацию «врага». Главное в информационной войне - воспитание в людях мировоззрения и системы отношений «осадной крепости». Причём в своих людях!

На практике, как я вижу, информационная война решает две задачи: внедрить в сознание людей неправду и заставить обывателя жить по принципу «у страха глаза велики», то есть включить самоцензуру, чёрно-белое восприятие, своего рода информационные фильтры таким образом, чтобы он обязательно увидел в окружающей действительности угрозу.

Идеология «осаждённой крепости» очень эффективна. Она достаточно быстро приживается среди ограниченной в чьих-то интересах свободы и при ограниченных ресурсах, а значит, и возможностях. Неполноценная жизнь простых людей нуждается в оправдании и внутренней компенсации неполноценности и неудовлетворенности. «Осаждённая крепость» перестраивает мировоззрение и через это снимает ответственность и даёт чувство превосходства. Жертвы информационной войны сами отдают всё живое, включая свободу, чтобы не брать ответственность за личную позицию, свои решения, смыслы и отношения.

Всё в головах

Информационная война всегда кем-то организована и направлена, отнюдь не на противника, а на своих. Свои и только они могут и должны стать ресурсом.

Неважно, какие есть стороны конфликта. Информационная война всегда выигрышна только для своих организаторов и проигрышна для всех остальных вне зависимости от стороны баррикад, ибо они выступают просто ресурсом. Две противостоящие «осаждённые крепости» могут жить только одним - пожирая изнутри самих себя. У них нет никакого другого выхода, они же в самозаперти. А при таком исходе ресурсом становятся простые люди, принявшие мировоззрение информационной войны и сами подчинившие себя узкой группе выгодополучателей. Дело в том, что главная аудитория информационной войны - это её организаторы-выгодополучатели. Те же, кто внутри «крепости», не более, чем «мясо».

Поэтому особенность информационной войны в том, что у неё по-настоящему нет участников. Нет тех самых реальных «своих» и «чужих». Тут то же, что и с рекламным понятием «позиционирование». Позиции, разделения и всё прочее существуют не более чем в головах. Понятно же, что, в конечном счёте, может быть только одна «осаждённая крепость», воюющая с пустотой вокруг.

Я думаю, что победу в информационной войне одерживает не тот, кто смог повлиять на противника (которого может в реальности и не быть), а тот, кто перевоспитал под себя окружающих людей.

Информационная война очень скудна не только на идеи, смыслы, оттенки. Она скудна и на лица. Войне нужны только избранные и проверенные персоны, только собственные проповедники и толкователи воли организаторов войны. Ещё одной особенностью войны, бьющей прежде всего по своим, является наличие толкователей знающих и дешифрующих, толкующих волю и информацию «врага» и учащих не попадаться на удочку. Те же, кто в «крепости», таким образом, получают со всех сторон только «правильную» особо подготовленную информацию. Со стороны организаторов информационных войн нет доверия простым людям. Их способности и права разбираться самим не принимаются всерьёз, через что воспитывается инфантилизм, недоверие к себе и чувство вины.

Что же христианство?

По-моему, всё просто. Христиане тоже люди, причём большей частью люди обычные, почти как все. И потому они порой втянуты в «информационные войны», тоже нередко рады пожить чужой бездушной жизнью, не обременённой ответственностью, свободой, личными отношениями. Не прочь некоторые и стать ресурсом ради каких-то «высших целей» или против каких-то «врагов». Думаю, все это знают и видят. Потому у общества представление о христианстве, как об «одном из...», наряду с футбольными фанатами, политическими партиями, националистами, патриотами и т. д. И всё же, поскольку христианство - это евангельское благовестие и вера в Сына Божия Иисуса Христа, то на определённой глубине жизни все должно быть иначе.

Какие бы ни бушевали информационные войны, у христиан всегда есть фундамент, своего рода скала, на которой они призваны строить дом своей жизни. Да, конечно, и на этот дом, и на эту жизнь обрушиваются ветры и бури, дом может пострадать. Но он несдвигаем и способен защитить своих жителей. Эта скала - вера в Живого и Личного Бога. Вера не в природу, не в государство, не в родину, не в военную мощь, не во «врагов». Это вера в Бога! И эта вера раскрывает глаза, делает, в конечном счёте, бессмысленными любые информационные войны.

Другие люди для христиан никак не могут быть ресурсом и даже «врагами». Люди вокруг, как бы это чудовищно для многих ни звучало, - ближние, они братья и сёстры, а если верующие, то братья и сёстры во Христе. Каждый человек уникален и ценен. Он Богом любим. Христос пострадал на кресте и умер в том числе и за наших врагов. Не нам решать судьбы других людей и не нам их маркировать. Мир - не чёрно-белый, а цветной. Да, он во зле лежит, да, часто царствует грех. Но зло и грех побеждены Христом. В мире нет, или почти нет чистого зла и греха. Призыв Иисуса Христа обращён ко всем. До последнего вздоха каждый из нас может обратить свой выбор, свою волю ко Христу Спасителю.

Жизнь - отнюдь не минное поле, где главное - миновать опасность. Жизнь - это скорее творчество, поиск, свой опыт, осмысление, личные отношения, это всегда свободный и личный выбор, это ответственность. Жизнь - и не «осаждённая крепость», не самоцензура и ограничение. Это доверие Богу и людям, это желание научиться всему доброму и хорошему, что встречается на пути.

Нет у христиан однозначных непререкаемых учителей, толкователей и проповедников истины, кроме одного Учителя - Христа. Его слова и пример, Он Сам - Истина. Остальное - должно поверяться Евангелием.

Христиане призваны жить не картиной мира в голове, да ещё и в виде шахматной доски, а прежде всего отношениями с Живым и Личным Богом и людьми, каждый их которых «ближний». А это то, что можно потрогать, это то, что имеет настоящую ценность, это то, за что перед Богом, в конце концов, придётся держать ответ. От суда не уйти.

А про влияние СМИ на настроения народа знает практически каждый житель нашей планеты, но, тем не менее, это не мешает влиятельным СМИ-компаниям управлять народом. – интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций . Данный феномен укоренился в 1980-е годы, во время «холодной войны».

Информационные войны становятся частью военной политики государств . В качестве военно-политического фактора, информационная война определяется как симбиоз способов воздействия на сознание всех единиц социальной структуры государства для искажения или изменения знаний, устоев, морали и отношении к основным явлениям и состояниям общества для разрушения общества и создания неблагоприятной обстановки в социуме . В свою очередь ИВ включает в себя систему мероприятий, направленных на искажение морально-психологического состояния населения и личного состава Вооруженных Сил противника, основу которых составляет подготовка и проведение огромных информационно-психологических операций по разработанным планам с определенными целями, главными из которых могут быть: ослабление обороноспособности противника, подрыв боеготовности и боеспособности его войск, моральное разложение, искажение истин и устоев незыблемости авторитета военного руководствующего и командного состава, снижение боевой готовности и подготовленности к боевым действиям личного состава и его, нарушение нормальной жизнедеятельности и работы всех видов и родов войск, всей военной структуры в целом; подготовка и проведение кризисов в различных системах и слоях общества, «уничтожение» политической власти и системы в государстве противника, создание условий недовольства народных масс, беспорядков, протестов, распространение паники среди народа, разработка панических программ в отношении народа, а в некоторых случаях и развитие гражданской войны; сокрытие или изменение целей и масштабов войны целью изменение курса антивоенных настроений в своих странах и создания образа противника в отношении стороны, против которой ведется информационная война .

Дезинформация реализуется через все средства массовой информации в течение длительного времени. Внедрение агентов в СМИ государства-противника позволяет управлять общественным сознанием народа, применять различные техники и системы «зомбирования» населения. Основным средством ведения информационной войны являются психологические и информационнопсихологические операции.

Одной из мощнейших тем для разработки информационнопсихологических операций является религия. Перед тем, как представить религию – инструментом в информационной войне необходимо предоставить количество верующих. Так, крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на всем протяжении двадцатого века доля христианской общины в населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной около 33 %. Второй мировой религией считается ислам (что примерно равно 23 % населения мира). Численность неверующих и атеистов оценивается различными исследованиями от 10 до 18 % населения планеты.

Религию, которую выбирает тот или иной человек для своей веры можно использовать в целях войны, а в современных реалиях - в целях информационной войны. Ни для кого не новость, что религия издавна считалась объектом спора: за неё сражались первобытные люди, веря в души, тотемы, животных, растения и богов, за неё сражались и сегодняшние мировые религии: так большинство мусульман верят, что те, кто умер, сражаясь, познают все наслаждения рая. Ваххабиты, к примеру, лелеют эту мечту .

Христиане также в своих священных войнах (Крестовых походах) верили в то, что попадут в рай. Некоторые из приведенных примеров дают представление о пользе религии для войны. В случае с использованием религии как орудие в информационной войне она может принимать крайне жёсткую форму, являясь причиной управления чувствами верующих, которая позволяла людям решаться на любые поступки и делать все что угодно во имя своей веры (иногда переступая через законы и постулаты самой веры).

Характерным примером служит идеология ИГИЛ, запрещенного в Российской Федерации государства, которая подкреплена течениями ислама, являющимися экстремистскими: ваххабизм, салафизм, антишиизм, панисламизм. Особенностью экстремистского течения является упор на веру, как основной объединяющий и движущий фактор. Основываясь на различных ответвлениях ислама, а именно на их отличительных особенностях в отношении способов ведения «войн во имя веры», используя подмену фактов и информационно-психологические методики и программы, жертвы начинают принимать вероучение и, следовательно, отдавать за неё свою жизнь.

Так же необходимо упомянуть о том, что идеология ДАИШа (арабская аббревиатура ИГИЛ) заключается в ожидании Судного дня согласно ислама. Кроме того, ИГИЛ имеет цель восстановить Великий Халифат – государство, объединяющее верующих в ислам. В данном государстве территория будет разделена на отдельные провинции, создана иерархичность власти, структурные органы государства, включающие военные и мирные бюрократические структуры, а так же иметь свои правила, законы и традиции, основу которых составят древние традиции. Главной особенностью этого государства будет являться то, что это будет не современное государство XXI века, а государство, где люди будут следовать заветам раннего ислама. Всю строгость закона можно характеризовать его жёстким контролем над населением. Этот контроль по сути своей заключён в смертной казни, которую дают за отлучение ислама.

Отступление от ислама в понятиях современного человека подразумевает отказ от веры, но в отношении ИГИЛа под этим подразумевают употребление алкоголя и наркотических средств, отказ ношения бороды, участие в жизни европейских государств, применение и использование в жизни европейских традиций, понятий и идей . Что касается строительства нового Великого Халифата, то данное мероприятие является главнейшим долгом любого мусульманина. Кто не готов исполнять его – тот грешник, невзирая на причины. Все основывается на клятве халифу.

Кто её не дал, тот не спасётся во время Апокалипсиса. Но чтобы человек дал клятву халифу, необходимо, чтобы у халифа было государство со своей территорией, что и «создало» ИГ – Исламское государство. Причём в этом государстве должны соблюдаться законы шариата. Но для создания Великого Халифата ДАИШу не хватает подчинения себе ряда стран, ведь согласно Корану – необходимо чтобы все, кто верует в ислам, находились в одном государстве. Согласно заявлению ИГ этими являются страны: Северной Африки, Ближнего Востока, Индии, Малайзии, Индонезии. Кроме того, в древний халифат входили: Армения, Грузия и государства южной Италии и Сицилии.

Описывая личный опыт, 22-летний Саид Мажаев, уроженец Грозного, завербованный «Исламским государством» и уехавший на войну в Сирию, но затем вернувшийся в Россию, сообщил, что его путь в джихадисты начался с видеороликов, которыми, по его словам, «закидывают» кавказскую молодежь: «Они приходят тебе по Viber, WhatsApp, в социальных сетях (В Контакте, Одноклассники, Facebook и др.). У всех похожий и очень близкий по типу сюжет ‒ как неопределенные люди убивают женщин, детей, нарушают права людей, унижают и разрушают государства». Во всех роликах один смысл: «Где же вы, настоящие мусульмане, вы должны заступиться за единоверцев, вы должны спасти их от смерти…» Подобная психологическая методика привела к тому, что Саид Мажаев, который сначала не обращал и игнорировал призывы вступить в ряды ИГ, после «стал задумываться, вступил в тематическую группу, начал списываться с людьми, которые там были, являлись свидетелями всех унижений, убийства людей». Описывая свой опыт пребывания на стороне «Исламского государства», он сообщил, что имел не меркантильные цели, а только одну идейную цель ‒ «помочь «тем самым» угнетаемым братьям-мусульманам».

Завербованные люди руководствуются не материальными основаниями, а идейными или, скорее всего, даже религиозными. Саид Мажаев сообщил, что: «Вербовщики с той стороны играют на живущем в каждом человеке чувстве справедливости и добра», – и объяснил, что в момент нахождения в рядах ИГ для него не был характерен религиозный фанатизм. Им двигало чувство помощи «бедным, угнетенным людям», что, в общем, оказалось маской для использования его в целях оружия проведения компании против государств-противников. В марте 2015 года был опубликован доклад ООН, основанный на исследованиях, проводившихся экспертами ООН в Ираке. В докладе отмечается, что боевики ИГ совершают на территории

Ирака следующие преступления: массовые казни; этнические чистки; использование несовершеннолетних в боевых действиях; принудительное обращение в ислам; склоняют девочек и женщин иноверцев к занятию проституцией; разрушают исторические памятники и религиозные святыни; совершают нападения на объекты инфраструктуры; официально возрождено рабство, открыто действуют невольничьи рынки . Все эти нарушения в полном объёме характеризуют «Исламское государство» как самое жестокое и деморализующее общество.

Методы войны данного государства не подвергаются обычным тактикам и методам защиты. Против данных информационно-психологических методов ведения войны не только трудно защититься, но и «излечить заражённых данной болезнью» людей крайне трудно, а чаще и вовсе невозможно. Вера и мораль являются новым видом оружия, как когда-то являлось атомное оружие (с которым можно связать определенные ассоциации), но если последствия ядерного оружия хоть колоссальны, но известны и возможны для определения их поражающего фактора в той или иной степени, то в отношении информационно-психологического оружия, используемого в информационной войне, такого невозможно сказать. Никому не известно к чему приведут определенные настроения, люди, факторы и когда они могут «сработать» и могут ли повлиять вообще.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Рогозин Д. Война и мир в терминах и определениях. Военно-технический словарь. М.: Вече, 2016. 272 с. 2 Волковский Н.Л. История информационных войн: Т.2 (ХХ век) / Под ред. И. Петрова. СПб.: Полигон, 2003. 736 с. 3 Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационно-психологическая война. М.: Институт социально-политических исследований АСН. 1999. 304 с. 4 Морис Дейви Эволюция войн. М.: Центрполиграф, 2009, 384 с. 5 Дон Румата (Тарас) «Мы разрушим ваш Рим, сломаем ваши кресты, возьмем в наложницы ваших женщин» // URL: http://politikus.ru/events/51033-igil (дата обращения 20.11.2017). 6 URL: https://meduza.io/feature/2015/08/18/zvezda-saida (дата обращения 11.11.2017). 7 Доклад ООН «Осуществление резолюций 2139 (2014), 2165 (2014) и 2191 (2014) Совета Безопасности» 2015.

Д.С. ПОВЕТКИН, О.Ю. СОКОЛОВ, А.В. САФОНОВА

Пропагандистская медиамашина против церкви

Религиозные войны - древний и хорошо изученный феномен. Они всегда отличались жестокостью и бескомпромиссностью, будь то Тридцатилетняя война или война однодневная, когда в ночь на 24 августа 1572 года цивилизованные европейцы - католики и протестанты - вырезали друг друга в количестве, превысившем число жертв всех лет правления Ивана Грозного. Религиозные войны всегда имели информационное сопровождение, начиная от устной коммуникации древних времен и заканчивая глобальными информационными войнами современности. Сам термин «пропаганда» в нынешнем его толковании обязан рождению основанной в 1622 году римским папой Григорием XV Конгрегации пропаганды веры, ставшей главным инструментом информационных войн католицизма.


Лето 2012 года ознаменовало беспрецедентную для начала XXI века глобальную информационную войну против Православия. Раньше на нашу веру нападали магистры и короли с топорами, мечами, копьями и стрелами; нашу страну, словно колорадским жуком, усеивали всевозможными сектами. Большевики-богоборцы жестоко убивали православных священников. Теперь на православную церковь обрушилась глобальная пропагандистская медиамашина.

То, насколько унифицировано и однородно действовали западные масс-медиа в проведении пропагандистской кампании против Православия, говорит о чрезвычайной её важности для заказчиков. Такое единство в информационной линии западных СМИ за последние 15 лет можно было встретить лишь в нескольких случаях - агрессия НАТО против Югославии в 1999 году, августовская война России и Грузии в 2008 году, события 2011-12 годов в Ливии и Сирии. Даже вторая война в Ираке не вызвала в западном медиасекторе такого единодушия - из-за позиции, например, Франции. Информационная же война против Православия его вызвала.

Основой информационной кампании, разумеется, было освещение деяний Pussy Riot (сокращённо PR). Её характеризовали: синхронность вбросов, выведение нужных тем в заголовки новостей и потопление ненужных, единство стиля. Например, в качественных англоязычных СМИ прочно устоялась языковая конструкция «anti-Putinband» (антипутинская группа), которая удачно использовалась в заголовках новостей, тем более в сочетании с «за решеткой», «суд», «обвинение», «осуждение». Истинное же название, которое переводится на русский не совсем цензурно, старались употреблять как можно реже, особенно в начале сообщений. Акции PR стремились максимально удалить от контекста плясок в храме и приблизить к антипутинскому контексту.

В России кампанию удачно поддерживал либеральный пропагандистский треугольник: «Эхо Москвы», «Новая газета» и «Дождь». В отечественном политическом пропагандистском поле использовались и более мелкие детали (например, поднятая история трехлетней давности о часах Патриарха), а важнейшим механизмом пропаганды была попытка в протестантском ключе отделить веру от церкви. Но Православие - это не протестантизм, тем более не неопротестантизм, церковь вплетена в суть веры, и стремление разделить их - это именно стремление нанести как можно более сильный удар по вере.

«PR не стремились оскорбить религию», - говорили либеральные СМИ. Да, всего лишь устроили похабные пляски на амвоне в храме - символе российского Православия... С языком же пропаганды либеральные СМИ и их последователи в социальных сетях не церемонились, выбирая семантически нагруженные слова и конструкции - «мракобесие», «охота на ведьм», «инквизиция» и другие. К двум последним известным изобретениям католической церкви, кстати, православная церковь исторически отношения не имеет.

О деяниях духовных представителей других религий либеральные СМИ чаще всего молчат или упоминают вскользь. Много ли вы слышали о скандалах с педофилией, потрясающих Ватикан? В конце лета была опубликована информация, что только в Брюсселе около тысячи детей обратились с жалобой на домогательства католических священников-педофилов. Знаете ли вы о том, что в 2009 году в Нью-Джерси была раскрыта ОПГ, занимавшаяся торговлей человеческими органами и частью ее был коллектив раввинов? Слышали ли вы о том, англиканская церковь в течение семи лет была акционером крупнейшего в мире медиахолдинга NewsCorp., наиболее последовательно поддерживающего глобальные войны США и их союзников и традиционно занимающего жесткую антироссийскую позицию?

В управлении англиканской церкви, между тем, находится сумма в 10 миллиардов евро, в управлении Ватикана - около 12 миллиардов. Но «ЗАО РПЦ» либералы называют только Православную церковь с её активами в 2,3 миллиарда рублей. Вот такие умолчания и передергивания фактов.

Интронизация Патриарха Кирилла

Использовалось в пропагандистской компании и вырывание из контекста евангельских фраз. Касательно PR нередко приводилась цитата «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие», при этом опускалась вторая часть - «Ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности; и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. (Мф 21, 28-32)».

Тем более не говорилось о смысле самой библейской притчи, искажалась мысль о том, что только в осознании своего греха и покаянии можно найти прощение Божье. Сегодня я хочу максимально отойти от онтологии и сосредоточиться на социокультурном аспекте. Но нельзя не напомнить, что небрежное толкование святых для идеологического противника текстов (тем более в прагматичных целях) - традиционный способ религиозной информационной войны.

Другое дело - в Православии сама Церковь, как Тело Господне, безгрешна, а отдельные ее служители могут быть грешными. Но, как известно, верующие хотят изменить себя с помощью Церкви, а не саму Церковь. Смысл веры - это спасение души, а не фанатичный поиск грехов служителей церкви. В тех проблемах, которые существуют в Православии, и духовенство и прихожане способны разобраться сами, без живого участия атеистов и представителей других религий. Известно, что попытки представить религию как нечто неактуальное, устаревшее, изжившее себя - важнейший механизм психологической войны против народа. Атака на Православие - это не просто атака на религию, исторически объединившую Россию и стоявшую у истоков ее государственности, но и атака на веру, дающую духовную силу русскому человеку и позволяющую ему обрести внутреннюю свободу.

Нападения на Православие не случайно интенсифицировались и приобрели характер глобальной информационной войны именно с интронизацией Патриарха Кирилла. Именно при нем Церковь заняла активную общественную позицию (Церковь отделена от государства, но не от общества), все чаще указывая на общественные пороки, например, обогащение одних за счет несчастий других или пропаганду гомосексуализма. А пасторский визит Патриарха на Украину, ставивший целью показать, что Православие - объединяющая сила двух братских народов. Разве могло это оставить в покое мировую и российскую «либеральную общественность»?

Право на веру

В этом же контексте надо рассматривать и глобальные атаки на ислам. Ведь это тоже чувственная религия с акцентированной верой в загробную жизнь и приоритетом духовных ценностей над материальными, нетерпимостью к разврату и пошлости, что так не нравится (мягко говоря) глобальным либеральным силам. Поддерживая справедливый гнев мусульман по поводу унижения их религии, я всё же рад, что в России не было такой реакции на оскорбление православных святынь, а православные (за редким исключением) восприняли происходившее с достоинством и чувством того, что они выше оскорблений. Исторически было так - чем больше притесняли и унижали Православие, тем оно становилось сильнее - так было и так будет.

Я с уважением отношусь ко всем традиционным религиям, уважаю право людей верить в то, как они хотят. В религии, разумеется, не может быть плюрализма - мы не признаем, что правильно верят представители других конфессий, они не признают, что правильно верим мы. Мы можем спорить о религиях друг друга, добросовестно изучать и критиковать наши религии. Но культура человеческих отношений, чувство собственного достоинства никогда не позволят воспитанным людям опускаться до оскорблений чужой веры, хамства и бесцеремонности в религиозных вопросах. Именно те, кто оскорбляет религии, отрицает право людей на веру - и толкают общество в пучину средневекового мракобесия и религиозных войн.

Владимир Сапунов,
доктор филологических наук,
доцент кафедры телевизионной и радиожурналистики,
профессор кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета.

Моргоев Хетаг


Информационные войны сегодня главные на планете, и данное утверждение не является новостью. Так же победу в горячей войне можно превратить в поражение в последующей информационной. Все возможно в информационной войне можно перевернуть вверх ногами всю историю, убедить всех, что черное - это белое и наоборот. Информационные войны тотальны и глобальны. Такие войны беспрерывно ведут государства и блоки, различные партии, религиозные конфессии, идеологии и т. д. Мы не ошибемся, если скажем, что информационные войны существуют столько, сколько существует человек.

Информационная война на современном уровне вплетена в систему массовой коммуникации. Простейшую коммуникационную модель определил еще Аристотель, она включала три компонента: источник – сообщение – получатель. Современная модель включает обратную связь, связывающую «получателя» с «источником». В нашем контексте огромное значение имеет социальный статус источника информации. Например, СМИ, имея статус официального источника информации, уже претендуют в силу своей “официальности” на то, что всегда сообщают только достоверную информацию. Однако, истинность смысловой информации трудно проверить, поэтому для аудитории намного важнее оценочная информация, которая целенаправленно отражает доминирующие тенденции в обществе. Оценочная информация во многом способствует формированию общественного мнения, поэтому, как правило, она контролируется и служит политическим, идеологическим, экономическим и иным целям. Здесь следует выделить регулятивную функцию массовой коммуникации, она связана с интерактивным взаимодействием контроля над обществом. Данная функция сопряжена с формированием общественного сознания, общественного мнения, с созданием социальных стереотипов, с манипулированием, с социальным контролем. Создание определенных социальных условий может обусловить использование данной функции для формирования различных технологий “промывания мозгов”. Таким образом, СМИ в современных условиях являются ключевым, главным инструментом в манипулировании информацией. При помощи информации правящий класс, реальные владельцы и заказчики СМИ формируют «общественное» мнение, манипулируют сознанием индивида, придавая ему качественные и ценностные ориентации, которые необходимы индивиду для функционирования в той системе общественных отношений которые, в свою очередь, опять таки выстраивают и формируют владельцы и заказчики СМИ. В условиях информационной войны СМИ являются главным, хотя и не единственным оружием.

Информационная война в области религиозной жизни наиболее характерна для авраамических религий, экспансия которых всегда носит характер войны, будь то горячей либо на идейном уровне. На каком-то историческом этапе, не имея возможность вести войну физическую, иудаизм перевел постоянную, без начала и конца религиозную войну, с ее ужасными посвящениями захваченной добычи своему племенному богу, когда умерщвлялось все: все люди, все животные, все растения, даже орудия труда подлежали уничтожению, в плоскость информационной и психологической войны.

Преодолев узкие этнорелигиозные рамки, адепты одной из иудейских сект, проповедь и догматика которых впоследствии стали называться христианством, также воспользовались методами и возможностями информационной войны. Христианские сочинения показывают динамику изменений в объективации иудеохристианской проповеди. В евангелии от Матфея, Иисус, призвав апостолов, направляет их на проповедь, предназначенную исключительно для евреев: «Сих двенадцать послал Иисус и заповедовал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мат. 10, 5. 6). В сохранившихся фрагментах евангелия эбионитов Иисус говорит об обращении проповеди апостолов к евреям: «…Я хочу, чтобы вы были двенадцатью апостолами для свидетельства Израилю» 1 . Необходимость широкой проповеди христианского учения заложена в речах новозаветного Иисуса: «и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мар. 16, 15) «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит во всем доме. Так да светит свет вам пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мат. 5, 14 – 16; ср. Мат. 10, 26; Мар. 4, 21; Лук. 8, 16; 11, 33) Далее каждый апостол наделяется знанием «иного языка» для проповеди свидетельства воскресения Иисуса. Люди, находившиеся в Иерусалиме, - свидетели чуда, так же «…изумлялись и дивились, говоря меж собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (Деян. 2, 7).

Можно сказать, что мы осетины на протяжении уже не одного столетия находимся в состоянии информационной войны со всякого рода представителями различных религиозных систем, пытающихся подчинить нас, сделать послушным орудием (или оружием) для достижения своих целей. Условным «началом» этой войны мы можем считать христианские легенды о якобы проповеди в Скифии некоего иудео-христианского проповедника Андрея, в христианской традиции Андрей Первозванный ученик Иисуса Христа, он якобы дошел аж до Киева (которого тогда еще не существовало). Впрочем, сами христианские историки-сочинители не дают каких-либо внятных сведений о проповеди Андрея в странах Причерноморья и Кавказа.

В наше время информационная война против осетин со стороны христианской конфесии принимает разные формы и выражения. Имея своих адептов, резидентов и как надо полагать оплачиваемых агентов в системе руководства и в самих СМИ, церковь умело навязывает, создает иллюзию «блага» для осетин перехода к христианским ценностям и мировоззрению, однако нигде не упоминается, что это самое мировоззрение противоречит основам осетинского?гъдау и навязывается с целью его уничтожения. СМИ в Осетии тиражируют представления о религиозной жизни осетинского народа подчас ничего общего не имеющие ни с нашей историей, ни с нашей религией.

Создавая подложный миф о древности своего культа среди нашего народа, в СМИ, например, многократно повторяется нечто вроде заклинания: «Алания официально приняла христианство в X веке» 2 . Впрыскивание данной тезы рассчитано на восприятие готовой формулы, значение и смысл которой, я утверждаю, не могут объяснить ее сочинители. Сама христианская традиция отрицает возможность «официального принятия христианства» чем бы то ни было, в каком бы то ни было веке, году или сезоне. В этом случае «искажение информации (от открытой лжи до смещения понятия по семантическому полю) позволяет корректировать степень и меру психологического воздействия, изготавливать такой образ реальности, в котором главное не реальность, а то, как ее хотят преподать, как организуют то, что надо в ней увидеть» 3 . Здесь же налицо умалчивание, утаивание информации, а именно, что в 931 году аланы относительно христианской веры «…отвратились от нее и изгнали епископов и священников, присланных к ним византийским императором»4 . А также многочисленных исторических примеров борьбы алан и осетин против христианства.

Следует уточнить, рассматривая проблему взаимоотношений осетин и пришлых религий, и в частности христианства, мы имеем дело с религиозно-информационной войной, эта война направлена против нас, но, в то же самое время, она идет за нас, за наше самосознание, за наши души. В этой войне цели и задачи церкви и чиновничества смыкаются, переплетаются в стремлении получить послушную паству и легко управляемую массу. Эта масса – объект манипуляции - ведомое большинство.

Усложнение общественной жизни, усиление ее противоречивости, неравномерное распределение образования, культуры и информации неизбежно ведут к образованию “познавательных барьеров”, к продуцированию, сохранению и усложнению препятствий, затрудняющих осмысление массами социальных и культурных реалий. Человеку все труднее становится разбираться в происходящем. Знанию он предпочитает его облегченную, готовую интерпретацию, предоставляемую владельцами СМИ. «По мнению многих (исследователей – М.Х.), современное коммуникационное сообщение в своей психологической основе является особого рода мифом. В последние десятилетия деятельность роль средств массовой коммуникации рассматривается как мифопроизводящая… Мифотворчество перестраивает восприятие и мышление аудитории. Особый, клиповый характер непрерывного потока сообщений диктует иную скорость психических процессов. Сокращение времени для комментариев и аналитических программ ведет к деградации мышления аудитории. В итоге, она становится все более легковерной для восприятия разного рода мифов» 5 . Например, для восприятия навязываемого, алогичного по своей сути, представления о чуть ли не извечной принадлежности осетин христианскому или мусульманскому культу.

Влияние и формирование у индивида и массы в целом взглядов на действительность путем искажения информации есть информационно-психологическая война. В результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу человека изменяются его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его "картина мира" меняется в нужную для информатора сторону. В наших условиях это переход от осмысленного, активного и соразмерного поведения необходимого в рамках традиционного осетинского религиозного самосознания к простому восприятию готовых догм, поучений представляемых и внедряемых церковью пастве, или же готовых решений относительно важнейших аспектов жизни масс внедряемых в общество правящим классом. В последних случаях индивид отстраняется от активной деятельности в рамках религиозной и общественной жизни, ему навязывается роль пассивного наблюдателя, потребителя.

В системе средств массовой коммуникации используемой для активного воздействия на аудиторию, часто, в случае освещения религиозной ситуации в Осетии, путем прямого подлога и обмана, телевидение имеет неоспоримое преимущество. Оно заключено в самой его сущности, а именно в наличии изображения, видеоряда. Подавляющее большинство информации (знаний) человек получает через зрение. Доминантность визуального канала также позволяет преувеличивать/преуменьшать значимость того или иного события в общественной жизни 6 .

Видеоряд, предоставляемый телевидением, упрощает усвоение нужной информации, а так же усиливает контекстное воздействие на массовое сознание аудитории. «Именно это придает телевизионному воздействию огромную ни с чем не сравнимую эмоциональную силу… телевидение обращено прежде всего к эмоциональным и непосредственно действенным структурам. В силу данного основного преимущества телевидение может не просто создавать у зрителя всем известный «эффект присутствия». Наблюдая за развитием событий на телеэкране, зритель часто отождествляет себя с очевидцем или даже участником события. Так достигается самый главный психологический эффект идентификации телеаудитории с происходящими событиями и их героями. В отличие от рациональной логики, здесь действует эмоциональная «психологика». У телевизионной аудитории работает удивительный для здравого смысла принцип: «Я видел – значит, это правда!» 7 . И человек в Осетии видит многократно повторяемые новостные сюжеты о деятельности церкви, адептов христианства, многократно повторяемые ссылки так или иначе связанные с работой христианских клириков или их паствы, многократно повторяемые ложные утверждения о происхождении осетинской культуры из христианского культа.

Еще одной особенностью нынешней информационно пропагандисткой ситуации является тотальная пропаганда разврата государственными органами через средства массовой информации в Осетии (сюда мы можем отнести также наружную рекламу на улицах городов). Разврат форма деградации общества в целом и индивида в частности. Такому индивиду нет места в рамках традиционного осетинского мировоззрения, он из него выпадает, становится противен ему. Местное чиновничество ориентирует налогоплательщиков на потребительское отношение друг к другу, когда человек видит в себе подобном лишь средство, но чаще просто плоть, мясо, хоть и хорошо сложенное и выставленное на показ возбужденной похотью. Тем самым чиновники готовят для церкви ее паству, которая ищет в церкви спасение и рано или поздно приползет за покаянием, прощением грехов.

Одним из мощнейших средств массовой коммуникации на современном этапе стал Интернет. Для нас поле борьбы за свою самоидентификацию расширилось. Не имея возможности, рычагов влияния пробиться к аудитории посредством официальных СМИ (хотя они содержатся в том числе и на наши налоговые отчисления) мы имеем вероятность предоставить альтернативную, в нашем случае правдивую информацию, расширить информационное пространство занимаемое предметом нашей религии или?гъдау. Но и здесь оборотной стороной данной для нас возможности явилось сильнейшее противодействие со стороны сил заинтересованных в уничтожении нас как этноса. Качественно новый виток информационной войны с использованием новых средств предоставляемых Интернетом дает возможность всяким полуграмотным индивидуумам, «анонимам из комментариев» клеветать, оскорблять, создавать фон, шлейф грязи и лжи сопровождающий просветительскую деятельность (или хотя бы попытки) людей патриотов стремящихся сохранить себя и свой народ в мире. Безнаказанность за клевету, поливание грязью всего и вся в Интернете вылилось в целую субкультуру и, разумеется, это обстоятельство, этот фон, эта субкультура используются для информационных войн большими игроками, вплоть до государств и, конечно всевозможных идеологических образований таких как церковь. Следует заметить, сам этот фон - это тоже война и война не только Петь и Вань, Азаматов и Сарматов друг с другом, но и идеологическая информационная война за право на самоидентификацию.

Несомненно, что какая-то часть из этих анонимов-ников – это работающие под Петь и Вань агенты тех или иных (не трудно догадаться каких) структур, работающие для того, чтобы тонко и расчетливо направлять потоки грязи в нужном их хозяевам направлении. Прежде всего, против тех, кто воюет с их идеологией или разоблачает какие-то их неблаговидные действия. Не будучи способными опровергать аргументы идейного противника, когда невозможно их опровергнуть, легче тем или иным способом его оболгать, очернить, заставить замолчать.

Информационная, идеологическая война, участниками которой мы все являемся, осознает это кто-то или нет, направленная на сокрытие от нас же самих истины о нашей истории и культуре, направленная на искажение реальных фактов о нашей религиозной жизни, имеет все-таки для нас явный потенциал, так как ценностью и целью для нас является правда и в этом наше преимущество. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». (Лук. 8, 17).

Примечания:

1 Фрагменты Евангелия эбионитов/Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 66.

3 Каландаров К. Х.Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов.

4 Ал-Масуди / Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М. 2003, с. 346

5 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. 2001, с. 300 - 301

6 ПОЧЕПЦОВ Г. КАК "ПЕРЕКЛЮЧАЮТ" НАРОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ/ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке

7 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб. 2001, с. 304.

Похожие публикации