Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

Свободный пошаговый режим. Высокопроизводительные вычисления. Параллелизм

  • Tutorial

В этой статье я попытаюсь описать терминологию, используемую для описания систем, способных исполнять несколько программ параллельно, то есть многоядерных, многопроцессорных, многопоточных. Разные виды параллелизма в ЦПУ IA-32 появлялись в разное время и в несколько непоследовательном порядке. Во всём этом довольно легко запутаться, особенно учитывая, что операционные системы заботливо прячут детали от не слишком искушённых прикладных программ.

Цель статьи - показать, что при всём многообразии возможных конфигураций многопроцессорных, многоядерных и многопоточных систем для программ, исполняющихся на них, создаются возможности как для абстракции (игнорирования различий), так и для учёта специфики (возможность программно узнать конфигурацию).

Предупреждение о знаках ®, ™, в статье

Мой объясняет, почему сотрудники компаний должны в публичных коммуникациях использовать знаки авторского права. В этой статье их пришлось использовать довольно часто.

Процессор

Конечно же, самый древний, чаще всего используемый и неоднозначный термин - это «процессор».

В современном мире процессор - это то (package), что мы покупаем в красивой Retail коробке или не очень красивом OEM-пакетике. Неделимая сущность, вставляемая в разъём (socket) на материнской плате. Даже если никакого разъёма нет и снять его нельзя, то есть если он намертво припаян, это один чип.

Мобильные системы (телефоны, планшеты, ноутбуки) и большинство десктопов имеют один процессор. Рабочие станции и сервера иногда могут похвастаться двумя или больше процессорами на одной материнской плате.

Поддержка нескольких центральных процессоров в одной системе требует многочисленных изменений в её дизайне. Как минимум, необходимо обеспечить их физическое подключение (предусмотреть несколько сокетов на материнской плате), решить вопросы идентификации процессоров (см. далее в этой статье, а также мою заметку), согласования доступов к памяти и доставки прерываний (контроллер прерываний должен уметь маршрутизировать прерывания на несколько процессоров) и, конечно же, поддержки со стороны операционной системы. Я, к сожалению, не смог найти документального упоминания момента создания первой многопроцессорной системы на процессорах Intel, однако Википедия утверждает , что Sequent Computer Systems поставляла их уже в 1987 году, используя процессоры Intel 80386. Широко распространённой поддержка же нескольких чипов в одной системе становится доступной, начиная с Intel® Pentium.

Если процессоров несколько, то каждый из них имеет собственный разъём на плате. У каждого из них при этом имеются полные независимые копии всех ресурсов, таких как регистры, исполняющие устройства, кэши. Делят они общую память - RAM. Память может подключаться к ним различными и довольно нетривиальными способами, но это отдельная история, выходящая за рамки этой статьи. Важно то, что при любом раскладе для исполняемых программ должна создаваться иллюзия однородной общей памяти, доступной со всех входящих в систему процессоров.


К взлёту готов! Intel® Desktop Board D5400XS

Ядро

Исторически многоядерность в Intel IA-32 появилась позже Intel® HyperThreading, однако в логической иерархии она идёт следующей.

Казалось бы, если в системе больше процессоров, то выше её производительность (на задачах, способных задействовать все ресурсы). Однако, если стоимость коммуникаций между ними слишком велика, то весь выигрыш от параллелизма убивается длительными задержками на передачу общих данных. Именно это наблюдается в многопроцессорных системах - как физически, так и логически они находятся очень далеко друг от друга. Для эффективной коммуникации в таких условиях приходится придумывать специализированные шины, такие как Intel® QuickPath Interconnect. Энергопотребление, размеры и цена конечного решения, конечно, от всего этого не понижаются. На помощь должна прийти высокая интеграция компонент - схемы, исполняющие части параллельной программы, надо подтащить поближе друг к другу, желательно на один кристалл. Другими словами, в одном процессоре следует организовать несколько ядер , во всём идентичных друг другу, но работающих независимо.

Первые многоядерные процессоры IA-32 от Intel были представлены в 2005 году. С тех пор среднее число ядер в серверных, десктопных, а ныне и мобильных платформах неуклонно растёт.

В отличие от двух одноядерных процессоров в одной системе, разделяющих только память, два ядра могут иметь также общие кэши и другие ресурсы, отвечающие за взаимодействие с памятью. Чаще всего кэши первого уровня остаются приватными (у каждого ядра свой), тогда как второй и третий уровень может быть как общим, так и раздельным. Такая организация системы позволяет сократить задержки доставки данных между соседними ядрами, особенно если они работают над общей задачей.


Микроснимок четырёхядерного процессора Intel с кодовым именем Nehalem. Выделены отдельные ядра, общий кэш третьего уровня, а также линки QPI к другим процессорам и общий контроллер памяти.

Гиперпоток

До примерно 2002 года единственный способ получить систему IA-32, способную параллельно исполнять две или более программы, состоял в использовании именно многопроцессорных систем. В Intel® Pentium® 4, а также линейке Xeon с кодовым именем Foster (Netburst) была представлена новая технология - гипертреды или гиперпотоки, - Intel® HyperThreading (далее HT).

Ничто не ново под луной. HT - это частный случай того, что в литературе именуется одновременной многопоточностью (simultaneous multithreading, SMT). В отличие от «настоящих» ядер, являющихся полными и независимыми копиями, в случае HT в одном процессоре дублируется лишь часть внутренних узлов, в первую очередь отвечающих за хранение архитектурного состояния - регистры. Исполнительные же узлы, ответственные за организацию и обработку данных, остаются в единственном числе, и в любой момент времени используются максимум одним из потоков. Как и ядра, гиперпотоки делят между собой кэши, однако начиная с какого уровня - это зависит от конкретной системы.

Я не буду пытаться объяснить все плюсы и минусы дизайнов с SMT вообще и с HT в частности. Интересующийся читатель может найти довольно подробное обсуждение технологии во многих источниках, и, конечно же, в Википедии . Однако отмечу следующий важный момент, объясняющий текущие ограничения на число гиперпотоков в реальной продукции.

Ограничения потоков
В каких случаях наличие «нечестной» многоядерности в виде HT оправдано? Если один поток приложения не в состоянии загрузить все исполняющие узлы внутри ядра, то их можно «одолжить» другому потоку. Это типично для приложений, имеющих «узкое место» не в вычислениях, а при доступе к данным, то есть часто генерирующих промахи кэша и вынужденных ожидать доставку данных из памяти. В это время ядро без HT будет вынуждено простаивать. Наличие же HT позволяет быстро переключить свободные исполняющие узлы к другому архитектурному состоянию (т.к. оно как раз дублируется) и исполнять его инструкции. Это - частный случай приёма под названием latency hiding, когда одна длительная операция, в течение которой полезные ресурсы простаивают, маскируется параллельным выполнением других задач. Если приложение уже имеет высокую степень утилизации ресурсов ядра, наличие гиперпотоков не позволит получить ускорение - здесь нужны «честные» ядра.

Типичные сценарии работы десктопных и серверных приложений, рассчитанных на машинные архитектуры общего назначения, имеют потенциал к параллелизму, реализуемому с помощью HT. Однако этот потенциал быстро «расходуется». Возможно, по этой причине почти на всех процессорах IA-32 число аппаратных гиперпотоков не превышает двух. На типичных сценариях выигрыш от использования трёх и более гиперпотоков был бы невелик, а вот проигрыш в размере кристалла, его энергопотреблении и стоимости значителен.

Другая ситуация наблюдается на типичных задачах, выполняемых на видеоускорителях. Поэтому для этих архитектур характерно использование техники SMT с бóльшим числом потоков. Так как сопроцессоры Intel® Xeon Phi (представленные в 2010 году) идеологически и генеалогически довольно близки к видеокартам, на них может быть четыре гиперпотока на каждом ядре - уникальная для IA-32 конфигурация.

Логический процессор

Из трёх описанных «уровней» параллелизма (процессоры, ядра, гиперпотоки) в конкретной системе могут отсутствовать некоторые или даже все. На это влияют настройки BIOS (многоядерность и многопоточность отключаются независимо), особенности микроархитектуры (например, HT отсутствовал в Intel® Core™ Duo, но был возвращён с выпуском Nehalem) и события при работе системы (многопроцессорные сервера могут выключать отказавшие процессоры в случае обнаружения неисправностей и продолжать «лететь» на оставшихся). Каким образом этот многоуровневый зоопарк параллелизма виден операционной системе и, в конечном счёте, прикладным приложениям?

Далее для удобства обозначим количества процессоров, ядер и потоков в некоторой системе тройкой (x , y , z ), где x - это число процессоров, y - число ядер в каждом процессоре, а z - число гиперпотоков в каждом ядре. Далее я буду называть эту тройку топологией - устоявшийся термин, мало что имеющий с разделом математики. Произведение p = xyz определяет число сущностей, именуемых логическими процессорами системы. Оно определяет полное число независимых контекстов прикладных процессов в системе с общей памятью, исполняющихся параллельно, которые операционная система вынуждена учитывать. Я говорю «вынуждена», потому что она не может управлять порядком исполнения двух процессов, находящихся на различных логических процессорах. Это относится в том числе к гиперпотокам: хотя они и работают «последовательно» на одном ядре, конкретный порядок диктуется аппаратурой и недоступен для наблюдения или управления программам.

Чаще всего операционная система прячет от конечных приложений особенности физической топологии системы, на которой она запущена. Например, три следующие топологии: (2, 1, 1), (1, 2, 1) и (1, 1, 2) - ОС будет представлять в виде двух логических процессоров, хотя первая из них имеет два процессора, вторая - два ядра, а третья - всего лишь два потока.


Windows Task Manager показывает 8 логических процессоров; но сколько это в процессорах, ядрах и гиперпотоках?


Linux top показывает 4 логических процессора.

Это довольно удобно для создателей прикладных приложений - им не приходится иметь дело с зачастую несущественными для них особенностями аппаратуры.

Программное определение топологии

Конечно, абстрагирование топологии в единственное число логических процессоров в ряде случаев создаёт достаточно оснований для путаницы и недоразумений (в жарких Интернет-спорах). Вычислительные приложения, желающие выжать из железа максимум производительности, требуют детального контроля над тем, где будут размещены их потоки: поближе друг к другу на соседних гиперпотоках или же наоборот, подальше на разных процессорах. Скорость коммуникаций между логическими процессорами в составе одного ядра или процессора значительно выше, чем скорость передачи данных между процессорами. Возможность неоднородности в организации оперативной памяти также усложняет картину.

Информация о топологии системы в целом, а также положении каждого логического процессора в IA-32 доступна с помощью инструкции CPUID. С момента появления первых многопроцессорных систем схема идентификации логических процессоров несколько раз расширялась. К настоящему моменту её части содержатся в листах 1, 4 и 11 CPUID. Какой из листов следует смотреть, можно определить из следующей блок-схемы, взятой из статьи :

Я не буду здесь утомлять всеми подробностями отдельных частей этого алгоритма. Если возникнет интерес, то этому можно посвятить следующую часть этой статьи. Отошлю интересующегося читателя к , в которой этот вопрос разбирается максимально подробно. Здесь же я сначала кратко опишу, что такое APIC и как он связан с топологией. Затем рассмотрим работу с листом 0xB (одиннадцать в десятичном счислении), который на настоящий момент является последним словом в «апикостроении».

APIC ID
Local APIC (advanced programmable interrupt controller) - это устройство (ныне входящее в состав процессора), отвечающее за работу с прерываниями, приходящими к конкретному логическому процессору. Свой собственный APIC есть у каждого логического процессора. И каждый из них в системе должен иметь уникальное значение APIC ID. Это число используется контроллерами прерываний для адресации при доставке сообщений, а всеми остальными (например, операционной системой) - для идентификации логических процессоров. Спецификация на этот контроллер прерываний эволюционировала, пройдя от микросхемы Intel 8259 PIC через Dual PIC, APIC и xAPIC к x2APIC .

В настоящий момент ширина числа, хранящегося в APIC ID, достигла полных 32 бит, хотя в прошлом оно было ограничено 16, а ещё раньше - только 8 битами. Нынче остатки старых дней раскиданы по всему CPUID, однако в CPUID.0xB.EDX возвращаются все 32 бита APIC ID. На каждом логическом процессоре, независимо исполняющем инструкцию CPUID, возвращаться будет своё значение.

Выяснение родственных связей
Значение APIC ID само по себе ничего не говорит о топологии. Чтобы узнать, какие два логических процессора находятся внутри одного физического (т.е. являются «братьями» гипертредами), какие два - внутри одного процессора, а какие оказались и вовсе в разных процессорах, надо сравнить их значения APIC ID. В зависимости от степени родства некоторые их биты будут совпадать. Эта информация содержится в подлистьях CPUID.0xB, которые кодируются с помощью операнда в ECX. Каждый из них описывает положение битового поля одного из уровней топологии в EAX (точнее, число бит, которые нужно сдвинуть в APIC ID вправо, чтобы убрать нижние уровни топологии), а также тип этого уровня - гиперпоток, ядро или процессор, - в ECX.

У логических процессоров, находящихся внутри одного ядра, будут совпадать все биты APIC ID, кроме принадлежащих полю SMT. Для логических процессоров, находящихся в одном процессоре, - все биты, кроме полей Core и SMT. Поскольку число подлистов у CPUID.0xB может расти, данная схема позволит поддержать описание топологий и с бóльшим числом уровней, если в будущем возникнет необходимость. Более того, можно будет ввести промежуточные уровни между уже существующими.

Важное следствие из организации данной схемы заключается в том, что в наборе всех APIC ID всех логических процессоров системы могут быть «дыры», т.е. они не будут идти последовательно. Например, во многоядерном процессоре с выключенным HT все APIC ID могут оказаться чётными, так как младший бит, отвечающий за кодирование номера гиперпотока, будет всегда нулевым.

Отмечу, что CPUID.0xB - не единственный источник информации о логических процессорах, доступный операционной системе. Список всех процессоров, доступный ей, вместе с их значениями APIC ID, кодируется в таблице MADT ACPI .

Операционные системы и топология

Операционные системы предоставляют информацию о топологии логических процессоров приложениям с помощью своих собственных интерфейсов.

В Linux информация о топологии содержится в псевдофайле /proc/cpuinfo , а также выводе команды dmidecode . В примере ниже я фильтрую содержимое cpuinfo на некоторой четырёхядерной системе без HT, оставляя только записи, относящиеся к топологии:

Скрытый текст

ggg@shadowbox:~$ cat /proc/cpuinfo |grep "processor\|physical\ id\|siblings\|core\|cores\|apicid" processor: 0 physical id: 0 siblings: 4 core id: 0 cpu cores: 2 apicid: 0 initial apicid: 0 processor: 1 physical id: 0 siblings: 4 core id: 0 cpu cores: 2 apicid: 1 initial apicid: 1 processor: 2 physical id: 0 siblings: 4 core id: 1 cpu cores: 2 apicid: 2 initial apicid: 2 processor: 3 physical id: 0 siblings: 4 core id: 1 cpu cores: 2 apicid: 3 initial apicid: 3

В FreeBSD топология сообщается через механизм sysctl в переменной kern.sched.topology_spec в виде XML:

Скрытый текст

user@host:~$ sysctl kern.sched.topology_spec kern.sched.topology_spec: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 0, 1 THREAD groupSMT group 2, 3 THREAD groupSMT group 4, 5 THREAD groupSMT group 6, 7 THREAD groupSMT group

В MS Windows 8 сведения о топологии можно увидеть в диспетчере задач Task Manager.

Разобравшись с теорией многопоточности, рассмотрим практический пример - Pentium 4. Уже на этапе разработки этого процессора инженеры Intel продолжали работу над повышением его быстродействия без внесения изменений в программный интерфейс. Рассматривалось пять простейших способов:
1. Повышение тактовой частоты.
2. Размещение на одной микросхеме двух процессоров.
3. Введение новых функциональных блоков.
1. Удлинение конвейера.
2. Использование многопоточности.
Самый очевидный способ повышения быстродействия заключается в том, чтобы повысить тактовую частоту, не меняя другие параметры. Как правило, каждая последующая модель процессора имеет несколько более высокую тактовую частоту, чем предыдущая. К сожалению, при прямолинейном повышении тактовой частоты разработчики сталкиваются с двумя проблемами: увеличением энергопотребления (что актуально для портативных компьютеров и других вычислительных устройств, работающих на аккумуляторах) и перегревом (что требует создания более эффективных теплоотводов).
Второй способ - размещение на микросхеме двух процессоров - сравнительно прост, но он сопряжен с удвоением площади, занимаемой микросхемой. Если каждый процессор снабжается собственной кэш-памятью, количество микросхем на пластине уменьшается вдвое, но это также означает удвоение затрат на производство. Если для обоих процессоров предусматривается общая кэш-память, значительного увеличения занимаемой площади удается избежать, однако в этом случае возникает другая проблема - объем кэш-памяти в пересчете на каждый процессор уменьшается вдвое, а это неизбежно сказывается на производительности. Кроме того, если профессиональные серверные приложения способны полностью задействовать ресурсы нескольких процессоров, то в обычных настольных программах внутренний параллелизм развит в значительно меньшей степени.
Введение новых функциональных блоков также не представляет сложности, но здесь важно соблюсти баланс. Какой смысл в десятке блоков АЛУ, если микросхема не может выдавать команды на конвейер с такой скоростью, которая позволяет загрузить все эти блоки?
Конвейер с увеличенным числом ступеней, способный разделять задачи на более мелкие сегменты и обрабатывать их за короткие периоды времени, с одной стороны, повышает производительность, с другой, усиливает негативные последствия неверного прогнозирования переходов, кэш-промахов, прерываний и других событий, нарушающих нормальный ход обработки команд в процессоре. Кроме того, чтобы полностью реализовать возможности расширенного конвейера, необходимо повысить тактовую частоту, а это, как мы знаем, приводит к повышенным энергопотреблению и теплоотдаче.
Наконец, можно реализовать многопоточность. Преимущество этой технологии состоит во введении дополнительного программного потока, позволяющего ввести в действие те аппаратные ресурсы, которые в противном случае простаивали бы. По результатам экспериментальных исследований разработчики Intel выяснили, что увеличение площади микросхемы на 5 % при реализации многопоточности для многих приложений дает прирост производительности на 25 %. Первым процессором Intel с поддержкой многопоточности стал Xeon 2002 года. Впоследствии, начиная с частоты 3,06 ГГц, многопоточность была внедрена в линейку Pentium 4. Intel называет реализацию многопоточности в Pentium 4 гиперпоточностью (hyperthreading).
Основной принцип гиперпоточности - одновременное исполнение двух программных потоков (или процессов - процессор не отличает процессы от программных потоков). Операционная система рассматривает гиперпоточный процессор Pentium 4 как двухпроцессорный комплекс с общими кэшами и основной памятью. Планирование операционная система выполняет для каждого программного потока отдельно. Таким образом, в одно и то же время могут выполняться два приложения. К примеру, почтовая программа может отправлять или принимать сообщения в фоновом режиме, пока пользователь взаимодействует с интерактивным приложением - то есть демон и пользовательская программа выполняются одновременно, как будто системе доступно два процессора.
Прикладные программы, предусматривающие возможность исполнения в виде нескольких программных потоков, могут задействовать оба «виртуальных процессора». Например, программы редактирования видеоданных обычно позволяют пользователям применять фильтры ко всем кадрам. Такие фильтры корректируют яркость, контраст, цветовой баланс и другие свойства кадров. В такой ситуации программа может назначить один виртуальный процессор для обработки четных кадров, а другой - для обработки нечетных. При этом два процессора будут работать совершенно независимо друг от друга.
Поскольку программные потоки обращаются к одним и тем же аппаратным ресурсам, необходима координация этих потоков. В контексте гиперпоточности разработчики Intel выделили четыре полезных стратегии управления совместным потреблением ресурсов: дублирование ресурсов, а также жесткое, пороговое и полное разделение ресурсов. Рассмотрим эти стратегии.
Начнем с дублирования ресурсов (resource duplication). Как известно, некоторые ресурсы с целью организации программных потоков дублируются. Например, так как каждому программному потоку требуется индивидуальное управление, нужен второй счетчик команд. Кроме того, необходимо ввести вторую таблицу отображения архитектурных регистров (ЕАХ, ЕВХ и т. д.) на физические регистры; аналогичным образом, дублируется контроллер прерываний, поскольку обработка прерываний для каждого потока производится индивидуально.
Далее следует методика жесткого разделения ресурсов (partitioned resource sharing) между программными потоками. К примеру, если в процессоре предусмотрена очередь между двумя функциональными ступенями конвейера, то половину слотов можно отдавать потоку 1, другую половину - потоку 2. Разделение ресурсов легко реализуется, не ведет к дисбалансу и обеспечивает полную независимость программных потоков друг от друга. При полном разделении всех ресурсов один процессор фактически превращается в два. С другой стороны, может сложиться такая ситуация, при которой один программный поток не использует ресурсы, которые могли бы пригодиться второму потоку, но в отношении которых у него нет полномочий доступа. В результате ресурсы, которые в иной ситуации могли бы быть задействованы, простаивают.
Противоположность жесткого разделения - полное разделение ресурсов (full resource sharing). В этой схеме к нужным ресурсам может получить доступ любой программный поток, а обслуживаются они в порядке поступления запросов на доступ. Рассмотрим ситуацию, в которой быстрый поток, состоящий преимущественно из операций сложения и вычитания, сосуществует с медленным потоком, реализующим операции умножения и деления. Если команды вызываются из памяти быстрее, чем выполняются операции умножения и деления, число команд, вызванных в рамках медленного потока и поставленных в очередь на конвейер, будет постепенно расти. В конечном итоге эти команды заполнят очередь, в результате быстрый поток из-за нехватки места в ней остановится. Полное разделение ресурсов решает проблему неоптимального расходования общих ресурсов, но создает дисбаланс их потребления - один поток может замедлить или остановить другой.
Промежуточная схема реализуется в рамках порогового разделения ресурсов (threshold resource sharing). Согласно этой схеме любой программный поток может динамически получать определенный (ограниченный) объем ресурсов. Применительно к реплицированным ресурсам этот подход обеспечивает гибкость без угрозы простоя одного из программных потоков из-за невозможности получения ресурсов. Если, к примеру, запретить каждому из потоков занимать больше 3/4 очереди команд, повышенное потребление ресурсов медленным потоком не помешает исполнению быстрого.
Модель гиперпоточности Pentium 4 объединяет разные стратегии разделения ресурсов. Таким образом, предпринимается попытка решить все проблемы, связанные с каждой стратегией. Дублирование реализуется в отношении ресурсов, доступ к которым постоянно требуется обоим программным потокам (в частности, в отношении счетчика команд, таблицы отображения регистров и контроллера прерываний). Дублирование этих ресурсов увеличивает площадь микросхемы всего лишь на 5 % - согласитесь, вполне разумная плата за многопоточность. Ресурсы, доступные в таком объеме, что практически исключается вероятность их захвата одним потоком (например, строки кэша), распределяются динамически. Доступ к ресурсам, контролирующим работу конвейера (в частности, его многочисленные очереди), разделяется - каждому программному потоку отдается половина слотов. Главный конвейер архитектуры Netburst, реализованной в Pentium 4, изображен на рис. 8.7; белые и серые области на этой иллюстрации обозначают механизм распределения ресурсов между белым и серым программными потоками.
Как видим, все очереди на этой иллюстрации разделены - каждому программному потоку выделяется по половине слотов. Ни один из программных потоков не может ограничить работу другого. Блок распределения и подмены также разделяется. Ресурсы планировщика разделяются динамически, но на основе некоего порогового значения - таким образом, ни один из потоков не может занять все слоты очереди. Для всех остальных ступеней конвейера имеет место полное разделение.
Впрочем, с многопоточностью не все так просто. Даже у такой прогрессивной методики есть недостатки. Жесткое разделение ресурсов не связано с серьезными издержками, а вот динамическое разделение, в особенности с учетом пороговых величин, требует отслеживать потребление ресурсов на этапе исполнения. Кроме того, в некоторых случаях программы значительно лучше работают без многопоточности, чем с ней. Предположим, к примеру, что при наличии двух программных потоков для нормального функционирования каждому из них требуется 3/4 кэша. Если бы они выполнялись поочередно, каждый показал бы достаточную эффективность при небольшом количестве кэш-промахов (как известно, связанных с дополнительными издержками). В случае параллельного исполнения кэш-промахов у каждого было бы значительно больше, и конечный результат оказался бы хуже, чем без многопоточности.
Дополнительные сведения о механизме многопоточности РепПит 4 можно почерпнуть в .

* всегда актуальные вопросы, на что стоит обращать внимание при выборе процессора, чтобы не ошибиться.

Наша цель в данной статье — описать все факторы влияющие на производительность процессора и другие эксплуатационные характеристики.

Наверняка ни для кого не секрет, что процессор – является главной вычислительной единицей компьютера. Можно даже сказать – самая главная часть компьютера.

Именно он занимается обработкой практически всех процессов и задач, которые происходят в компьютере.

Будь то — просмотр видео, музыка, интернет сёрфинг, запись и чтение в памяти, обработка 3D и видео, игр. И многого другого.

Поэтому к выбору Ц ентрального П роцессора, стоит отнестись очень тщательно. Может получиться ситуация, что вы решили поставить мощную видеокарту и не соответствующий её уровню процессор. В этом случае процессор, не будет раскрывать потенциал видеокарты, что будет тормозить её работу. Процессор будет полностью загружен и буквально кипеть, а видеокарта будет ожидать своей очереди, работая на 60-70% от своих возможностей.

Именно поэтому, при выборе сбалансированного компьютера, не стоит пренебрегать процессором в пользу мощной видеокарты. Мощности процессора должно быть достаточно для раскрытия потенциала видеокарты, иначе это просто выброшенные деньги.

Intel vs. AMD

*догонялки навсегда

Корпорация Intel , располагает огромными человеческими ресурсами, и почти неисчерпаемыми финансами. Многие инновации в полупроводниковой индустрии и новые технологии идут именно из этой компании. Процессоры и разработки Intel , в среднем на 1-1,5 года опережают наработки инженеров AMD . Но как известно, за возможность обладать самыми современными технологиями – приходится платить.

Ценовая политика процессоров Intel , основывается как на количестве ядер , количестве кэша , но и на «свежести» архитектуры , производительности на такт ватт , техпроцесса чипа . Значение кэш-памяти, «тонкости техпроцесса» и другие важные характеристики процессора рассмотрим ниже. За обладание такими технологии как и свободного множителя частоты, тоже придётся выложить дополнительную сумму.

Компания AMD , в отличии от компании Intel , стремится к доступности своих процессоров для конечного потребителя и к грамотной ценовой политике.

Можно даже сказать, что AMD – «Народная марка ». В её ценниках вы найдёте то, что вам нужно по очень привлекательной цене. Обычно через год, после появления новой технологии у компании Intel , появляется аналог технологии от AMD . Если вы не гонитесь за самой высокой производительностью и больше обращаете внимание на ценник, чем на наличие передовых технологий, то продукция компании AMD – именно для вас.

Ценовая политика AMD , больше основывается на количестве ядер и совсем немного — на количестве кэш памяти, наличии архитектурных улучшений. В некоторых случаях, за возможность обладать кэш памятью третьего уровня, придётся немного доплатить (Phenom имеет кэш память 3 уровня, Athlon довольствуется только ограниченной, 2 уровня). Но иногда AMD «балует» своих фанатов возможность разблокировать более дешёвые процессоры, до более дорогих. Разблокировать можно ядра или кэш-память. Улучшить Athlon до Phenom . Такое возможно благодаря модульной архитектуре и при недостатке некоторых более дешёвых моделей, AMD просто отключает некоторые блоки на кристалле более дорогих (программно).

Ядра – остаются практически неизменными, отличается только их количество (справедливо для процессоров 2006-2011 годов). За счёт модульности своих процессоров, компания отлично справляется со сбытом отбракованных чипов, которые при отключении некоторых блоков, становятся процессором из менее производительной линейки.

Компания много лет работала над совершенно новой архитектурой под кодовым именем Bulldozer , но на момент выхода в 2011 году, новые процессоры показали не самую лучшую производительность. AMD грешила на операционные системы, что они не понимают архитектурных особенностей сдвоенных ядер и «другой многопоточности».

Со слов представителей компании, следует ждать особых исправлений и заплаток, чтобы ощутить всю производительность данных процессоров. Однако в начале 2012 года, представители компании отложили выход обновления для поддержки архитектуры Bulldozer на вторую половину года.

Частота процессора, количество ядер, многопоточность.

Во времена Pentium 4 и до него – частота процессора , была главным фактором производительности процессора при выборе процессора.

Это не удивительно, ведь архитектуры процессоров — специально разрабатывались для достижения высокой частоты, особенно сильно это отразилось как раз в процессоре Pentium 4 на архитектуре NetBurst . Высокая частота, была не эффективна при том длинном конвейере, что был использован в архитектуре. Даже Athlon XP частотой 2Ггц , по уровню производительности был выше чем Pentium 4 c 2,4Ггц . Так что, это был чистой воды маркетинг. После этой ошибки, компания Intel осознала свои ошибки и вернулась на сторону добра начала работать не над частотной составляющей, а над производительностью на такт. От архитектуры NetBurst пришлось отказаться.

Что же нам даёт многоядерность ?

Четырёх-ядерный процессор с частотой 2,4 Ггц , в много-поточных приложениях, теоретически будет примерным эквивалентом, одноядерного процессора с частотой 9,6Ггц или 2-х ядерному процессору с частотой 4,8 Ггц . Но это только теоретически . Практически же, два двухъядерных процессора в двух сокетной материнской плате, будут быстрее одного 4-ядерного, на той же частоте функционирования. Ограничения по скорости шины и задержки памяти дают о себе знать.

* при условии одинаковых архитектур и количества кэш памяти

Многоядерность, даёт возможность выполнять инструкции и вычисления по частям. К примеру нужно выполнить три арифметических действия. Первые два выполняются на каждом из ядер процессора и результаты складываются в кэш-память, где с ними может быть выполнено следующее действие любым из свободных ядер. Система очень гибкая, но без должной оптимизации может и не работать. Потому очень важна оптимизация под многоядерность для архитектуры процессоров в среде ОС.

Приложения, которые «любят» и используют многопоточность: архиваторы , плееры и кодировщики видео , антивирусы , программы дефрагментаторы , графические редакторы , браузеры , Flash .

Так же, к «любителям» многопоточности, можно отнести такие операционные системы как Windows 7 и Windows Vista , а так же многие ОС , основанные на ядре Linux , которые работают заметно быстрее при наличии многоядерного процессора.

Большинству игр , бывает вполне достаточно 2-х ядерного процессора на высокой частоте. Сейчас однако, выходит всё больше игр «заточенных» под многопоточность. Взять хотя бы такие SandBox игры, как GTA 4 или Prototype , в которые на 2-х ядерном процессоре с частотой ниже 2,6 Ггц – комфортно себя не чувствуешь, фреймрейт проваливается ниже 30 кадров в секунду. Хотя в данном случае, скорее всего причиной таких казусов является «слабая» оптимизация игр, недостаток времени или «не прямые» руки тех, кто переносил игры с консолей на PC .

При покупке нового процессора для игр, сейчас стоит обращать внимание на процессоры с 4-мя и более ядрами. Но всё же, не стоит пренебрегать 2-х ядерными процессорами из «верхней категории». В некоторых играх, данные процессоры чувствуют себя порой лучше, чем некоторые многоядерные.

Кэш память процессора.

– это выделенная область кристалла процессора, в которой обрабатываются и хранятся промежуточные данные между процессорными ядрами, оперативной памятью и другими шинами.

Она работает на очень высокой тактовой частоте (обычно на частоте самого процессора), имеет очень высокую пропускную способность и процессорные ядра работают с ней напрямую (L1 ).

Из-за её нехватки , процессор может простаивать в трудоёмких задачах, ожидая пока в кэш поступят новые данные для обработки. Так же кэш-память служит для записи часто повторяющихся данных, которые при необходимости могут быть быстро восстановлены без лишних вычислений, не заставляя процессор тратить время на них снова.

Производительности, так же добавляет факт, если кэш память объединённая, и все ядра равноправно могут использовать данные из неё. Это даёт дополнительные возможности для многопоточной оптимизации.

Такой приём, сейчас используется для кэш памяти 3-го уровня . У процессоров Intel существовали процессоры с объединённой кэш памятью 2-го уровня (C2D E 7*** , E 8*** ), благодаря которым и появился данный способ увеличить многопоточную производительность.

При разгоне процессора, кэш память может стать слабым местом, не давая разогнать процессор больше, чем её предельная частота функционирования без ошибок. Однако плюсом является то, что она будет работать на той же частоте, что и разогнанный процессор.

В общем, чем больше кэш памяти, тем быстрее процессор. В каких именно приложениях?

Во всех приложениях, где используется множество числовых данных с плавающей запятой, инструкций и потоков, кэш память активно используется. Кэш память очень любят архиваторы , кодировщики видео , антивирусы и графические редакторы и т.д.

Благоприятно к большому количеству кэш-памяти относятся игры . Особенно стратегии, авто-симуляторы, RPG, SandBox и все игры, где есть много мелких деталей, частиц, элементов геометрии, потоков информации и физических эффектов.

Кэш память играет очень немалую роль в раскрытии потенциала систем с 2-мя и более видеокартами. Ведь какая то доля нагрузки, ложится на взаимодействие ядер процессора как между собой, так и для работы с потоками нескольких видео-чипов. Именно в этом случае важна организация кэш — памяти, и очень полезна кэш память 3-го уровня большого объёма.

Кэш память, всегда оснащается защитой от возможных ошибок (ECC ), при обнаружении которых, ведётся их исправление. Это очень важно, ведь маленькая ошибочка в кэш памяти, при обработке может превратиться в гигантскую, сплошную ошибку, от которой «ляжет» вся система.

Фирменные технологии.

(гипер-поточность, HT )–

впервые технология была применена в процессорах Pentium 4 , но работала не всегда корректно и зачастую больше тормозила процессор, чем ускоряла. Причиной был слишком длинный конвейер и не доведённая до ума система предсказания ветвлений. Применяется компанией Intel , аналогов технологии пока нет, если не считать аналогом то? что реализовали инженеры компании AMD в архитектуре Bulldozer .

Принцип системы таков, что на каждое физическое ядро, создаётся по два вычислительных потока , вместо одного. То есть, если у вас 4-х ядерный процессор с HT (Core i 7 ), то виртуальных потоков у вас 8 .

Прирост производительности достигается за счёт того, что в конвейер могут поступать данные уже в его середине, а не обязательно сначала. Если какие то блоки процессора, способные выполнить это действие простаивают, они получают задачу к выполнению. Прирост производительности не такой как у настоящих физических ядер, но сопоставимый(~50-75%, в зависимости от рода приложения). Довольно редко бывает, что в некоторых приложениях, HT отрицательно влияет на производительность. Связано это с плохой оптимизацией приложений под данную технологию, невозможность понять, что присутствуют потоки «виртуальные» и отсутствие ограничителей для нагрузки потоков равномерно.

Turbo Boost – очень полезная технология, которая увеличивает частоту функционирования наиболее используемых ядер процессора, в зависимости от уровня их загруженности. Очень полезна тогда, когда приложение не умеет использовать все 4 ядра, и загружает только одно или два, при этом их частота работы повышается, что частично компенсирует производительность. Аналогом данной технологии у компании AMD , является технология Turbo Core .

, 3 dnow ! инструкции . Предназначены для ускорения работы процессора в мультимедиа вычислениях (видео, музыка, 2D/3D графика и т.д.), а так же ускоряют работу таких программ как архиваторы, программы для работы с изображениями и видео (при поддержке инструкций данными программами).

3dnow ! – довольно старая технология AMD , которая содержит дополнительные инструкции по обработке мультимедиа контента, помимо SSE первой версии .

*А именно возможность потоковой обработки вещественных чисел одинарной точности.

Наличие самой новой версии – является большим плюсом, процессор начинает более эффективно выполнять определённые задачи при должной оптимизации ПО. Процессоры AMD носят похожие названия, но немного другие.

* Пример — SSE 4.1(Intel) — SSE 4A(AMD).

К тому же, данные наборы инструкций не идентичны. Это аналоги, в которых есть небольшие отличия.

Cool’n’Quiet, SpeedStep, CoolCore, Enchanced Half State(C1E) и т . д .

Данные технологии, при низкой нагрузке уменьшают частоту процессора, посредством уменьшения множителя и напряжения на ядре, отключения части КЭШа и т.д. Это позволяет процессору гораздо меньше греться и потреблять меньше энергии, меньше шуметь. Если понадобится мощность, то процессор вернётся в обычное состояние за доли секунды. На стандартных настройках Bios практически всегда включены, при желании их можно отключить, для уменьшения возможных «фризов» при переключении в 3D играх.

Некоторые из этих технологий, управляют скоростью вращения вентиляторов в системе. К примеру, если процессор не нуждается в усиленном отводе тепла и не нагружен, скорость вентилятора процессора уменьшается (AMD Cool’n’Quiet, Intel Speed Step ).

Intel Virtualization Technology и AMD Virtualization .

Эти аппаратные технологии позволяют с помощью специальных программ запускать несколько операционных систем сразу, без какой либо сильной потери в производительности. Так же, её используют для правильной работы серверов, ведь зачастую, на них установлена далеко не одна ОС.

Execute Disable Bit и No eXecute Bit технология, призванная защитить компьютер от вирусных атак и программных ошибок, которые могут вызвать крах системы посредством переполнения буфера .

Intel 64 , AMD 64 , EM 64 T – данная технология позволяет процессору работать как в ОС с 32-х битной архитектурой, так и в ОС с 64-х битной. Система 64 bit – с точки зрения выгоды, для рядового пользователя отличается тем, что в данной системе можно использовать более 3.25Гб оперативной памяти. В 32-х битных системах, использовать бо льший объём оперативной памяти не представляется возможным, из-за ограниченного объёма адресуемой памяти* .

Большинство приложений с 32-х bit архитектурой, можно запустить на системе с 64-х битной ОС.

* Что же поделать, если в далёком 1985 году, никто и подумать не мог о таких гигантских, по меркам того времени, объёмах оперативной памяти.

Дополнительно.

Пара слов о .

На этот пункт стоит обратить пристальное внимание. Чем тоньше техпроцесс, тем меньше процессор потребляет энергии и как следствие — меньше греется. И кроме всего прочего — имеет более высокий запас прочности для разгона.

Чем более тонкий техпроцесс, тем больше можно «завернуть» в чип (и не только) и увеличить возможности процессора. Тепловыделение и энергопотребление при этом тоже уменьшается пропорционально, благодаря меньшим потерям по току и уменьшению площади ядра. Можно заметить тенденцию, что с каждым новым поколением той же архитектуры на новом техпроцессе, растёт и энергопотребление, но это не так. Просто производители идут в сторону ещё большей производительности и перешагивают за черту тепловыделения прошлого поколения процессоров из-за увеличения числа транзисторов, которое не пропорционально уменьшению техпроцесса.

Встроенное в процессор .

Если вам не нужно встроенное видео ядро, то не стоит покупать процессор с ним. Вы получите только худший отвод тепла, лишний нагрев (не всегда), худший разгонный потенциал (не всегда), и переплаченные деньги.

К тому же те ядра, что встроены в процессор, годятся только для загрузки ОС, интернет сёрфинга и просмотра видео (и то не любого качества).

Тенденции на рынке все же меняются и возможность купить производительный процессор от Intel без видео ядра выпадает всё реже. Политика принудительного навязывание встроенного видео ядра, появилась с процессоров Intel под кодовым названием Sandy Bridge , основное новшество которых и было встроенное ядро на том же техпроцессе. Видео-ядро, находится совместно с процессором на одном кристалле , и не такое простое как в предыдущих поколениях процессоров Intel . Для тех кто его не использует, есть минусы в виде некоторой переплаты за процессор, смещённость источника нагрева относительно центра тепло — распределительной крышки. Однако есть и плюсы. Отключенное видео ядро, можно использовать для очень быстрой кодировки видео с помощью технологии Quick Sync вкупе со специальным, поддерживающим данную технологию ПО. В будущем, Intel обещает расширить горизонты использования встроенного видео ядра для параллельных вычислений.

Сокеты для процессоров. Сроки жизни платформ .


Intel ведёт грубую политику для своих платформ. Срок жизни каждой (срок начала и конца продаж процессоров для неё), обычно не превышает 1.5 — 2 года. К тому же, у компании есть несколько параллельно развивающихся платформ.

Компания AMD , ведёт противоположную политику совместимости. На её платформу на AM 3 , будут подходить все процессоры будущих поколений, поддерживающие DDR3 . Даже при выходе платформы на AM 3+ и более поздних, отдельно будут выпускаться либо новые процессоры под AM 3 , либо новые процессоры будут совместимы со старыми материнскими платами, и можно будет сделать безболезненный для кошелька апгрейд, поменяв только процессор (без смены мат.платы, ОЗУ и т.д.) и прошив материнской платы. Единственные нюансы несовместимости могут быть при смене типа , так как будет требоваться другой контроллёр памяти, встроенный в процессор. Так что совместимость ограниченная и поддерживается далеко не всеми материнскими платами. Но в целом, экономному пользователю или тем, кто не привык менять платформу полностью каждые 2 года — выбор производителя процессора понятен — это AMD .

Охлаждение процессора.

В стандартной комплектации, с процессором идёт BOX -овый кулер, который будет просто справляться со своей задачей. Представляет он из себя кусок алюминия с не очень высокой площадью рассеивания. Эффективные кулеры на тепловых трубках и закреплёнными на них пластинами, имеют конструкцию, предназначенную для высокоэффективного рассеивания тепла. Если вы не хотите слышать лишний шум от работы вентилятора, то вам стоит приобрести альтернативный, более эффективный кулер с тепловыми трубками, либо систему жидкостного охлаждения замкнутого или не замкнутого типа. Такие системы охлаждения, дополнительно дадут возможность разгона для процессора.

Заключение.

Все важные аспекты, влияющие на производительность и эксплуатационные характеристики процессора, были рассмотрены. Повторим, на что следует обращать внимание:

  • Выбрать производителя
  • Архитектура процессора
  • Техпроцесс
  • Частота процессора
  • Количество ядер процессора
  • Размер и тип кэш-памяти процессора
  • Поддержка технологий и инструкций
  • Качественное охлаждение

Надеемся, данный материал поможет вам разобраться и определиться в выборе соответствующего вашим ожиданиям процессора.

Для информационной индустрии начало XXI века совпало со сдвигами, которые можно охарактеризовать как «тектонические». К признакам новой эпохи стоит отнести использование сервис-ориентированных архитектур (service-oriented architecture, SOA), кластерных конфигураций и многого-многого другого, в том числе многоядерных процессоров. Но, разумеется, фундаментальная причина происходящего - развитие физики полупроводников, следствием которого стало увеличение числа логических элементов на единицу площади, подчиняющееся закону Гордона Мура. Количество транзисторов на кристалле уже исчисляется сотнями миллионов и скоро преодолеет миллиардный рубеж, в результате чего неизбежно проявляется действие известного закона диалектики, постулирующего взаимосвязь количественных и качественных изменений. В изменившихся условиях на первый план выходит новая категория - сложность , причем системы становятся сложными и на микроуровне (процессоры) и на макроуровне (корпоративные информационные системы).

В какой-то мере происходящее в современном компьютерном мире можно уподобить эволюционному переходу, произошедшему миллионы лет назад, когда появились многоклеточные организмы. К тому моменту сложность одной клетки достигла определенного предела, и последующая эволюция пошла по пути развития инфраструктурной сложности. То же самое происходит и с компьютерными системами: сложность одного ядра процессора, равно как и монолитной архитектуры корпоративных информационных систем достигла определенного максимума. Теперь на макроуровне осуществляется переход от монолитных систем к компонентным (или составленным из сервисов), а внимание разработчиков фокусируется на инфраструктурном программном обеспечении промежуточного слоя, а на микроуровне появляются новые архитектуры процессоров.

Буквально в самое последнее время представление о сложности начало терять общеупотребительный смысл, превратившись в самостоятельный фактор. В этом отношении сложность еще не вполне осмыслена, а отношение к ней не вполне определено, хотя, как ни странно, уже почти 50 лет существует отдельная научная дисциплина, которая так и называется - «теория сложных систем». (Напомним, что в теории «сложной» называют систему, отдельные компоненты которой объединены нелинейным способом; такая система не является просто суммой компонентов, как бывает в линейных системах.) Можно лишь удивляться тому, что теория систем пока не воспринята теми специалистами и компаниями, деятельность которых приводит их к созданию этих сложных систем средствами информационных технологий.

«Бутылочное горло» архитектуры фон Неймана

На микроуровне аналогом перехода от одноклеточных организмов к многоклеточным может оказаться переход от одноядерных процессоров к многоядерным (Chip MultiProcessors, CMP). CMP дает одну из возможностей преодоления врожденной слабости современных процессоров - «бутылочного горла» архитектуры фон Неймана.

Вот что говорил Джон Бэкус на церемонии вручения ему Тьюринговской премии в 1977 году: «Что такое компьютер по фон Нейману? Когда 30 лет назад Джон фон Нейман и другие предложили свою оригинальную архитектуру, идея показалась элегантной, практичной и позволяющей упростить решение целого ряда инженерных и программистских задач. И хотя за прошедшее время условия, существовавшие на момент ее публикации, радикально изменились, мы отождествляем наши представления о компьютерах с этой старой концепций. В простейшем изложении фон-неймановский компьютер состоит из трех частей: это центральный процессор (CPU или ЦПУ), память и соединяющий их канал, который служит для обмена данными между CPU и памятью, причем маленькими порциями (лишь по одному слову). Я предлагаю назвать этот канал «бутылочным горлом фон Неймана». Наверняка должно быть менее примитивное решение, чем перекачивание огромного количества данных через «узкое бутылочное горло». Такой канал не только создает проблему для трафика, но еще и является «интеллектуальным бутылочным горлом», которое навязывает программистам «пословное» мышление, не позволяя рассуждать в более высоких концептуальных категориях».

Наибольшую известность Бэкусу принесло создание в середине 50-х годов языка Fortran, который в течение несколько последующих десятилетий был самым популярным средством создания расчетных программ. Но позже, видимо, Бэкус глубоко осознал его слабости и понял, что разработал «самый фон-неймановский язык» изо всех языков высокого уровня. Поэтому основной пафос его критики был обращен прежде всего к несовершенным методам программирования.

С момента произнесения Бэкусом его речи в программировании произошли заметные сдвиги, появились функциональные и объектно-ориентированные технологии, и с их помощью удалось преодолеть то, что Бэкус назвал «интеллектуальным фон-неймановским бутылочным горлом». Однако архитектурная первопричина данного явления, врожденная болезнь канала между памятью и процессором - его ограниченная пропускная способность - не исчезла, несмотря на прогресс в области технологии за прошедшие с тех пор 30 лет. С годами эта проблема постоянно усугубляется, поскольку скорость работы памяти растет гораздо медленнее, чем производительность процессоров, и разрыв между ними становится все больше .

Фон-неймановская архитектура компьютера не является единственно возможной. С точки зрения организации обмена командами между процессором и памятью все компьютеры можно разделить на четыре класса:

  • SISD (Single Instruction Single Data) - «один поток команд, один поток данных»»;
  • SIMD (Single Instruction Multiply Data) - один поток команд, много потоков данных;
  • MISD (Multiple Instruction Single Data) - много потоков команд, один поток данных;
  • MIMD (Multiple Instruction Multiple Data) - много потоков команд, много потоков данных.

Из этой классификации видно, что фон-неймановская машина является частным случаем, попадающим в категорию SISD. Возможные усовершенствования в рамках архитектуры SISD ограничиваются включением в нее конвейеров и других дополнительных функциональных узлов, а также использованием разных методов кэширования. Две другие категории архитектур (SIMD, в которую входят векторные процессоры, и конвейерные архитектуры MISD) были реализованы в нескольких проектах, но не стали массовыми. Если оставаться в рамках этой классификации, то единственной возможностью преодоления ограничений «бутылочного горла» остается развитие архитектур класса MIMD. В их рамках обнаруживается множество подходов: это могут быть и различные параллельные и кластерные архитектуры, и многопотоковые процессоры.

Еще несколько лет назад в силу технологических ограничений все многопотоковые процессоры строились на базе одного ядра, и такая многопотоковость была названа «одновременной» - Simultaneous MultiThreading (SMT) . А с появлением многоядерных процессоров появился альтернативный тип многопотоковости - Chip MultiProcessors (CMP) .

Особенности многопотоковых процессоров

Переход от простых однопотоковых процессоров к логически более сложным многопотоковым сопряжен с преодолением специфических, не встречавшихся прежде сложностей. Функционирование устройства, где процесс исполнения разбивается на агенты или потоки (threads) отличает две особенности:

  • принцип недетерминированности (indetermination principle) . В многопотоковом приложении процесс разбивается на взаимодействующие между собой потоки-агенты без заранее оговоренной определенности;
  • принцип неизвестности (uncertainty principle) . То, как именно ресурсы будут распределяться между потоками-агентами, также неизвестно заранее.

Из-за этих особенностей работа многопотоковых процессоров принципиально отличается от детерминированных вычислений по фон-неймановской схеме. В данном случае текущее состояние процесса нельзя определить как линейную функцию предшествующего состояния и поступивших на вход данных, хотя каждый из процессов можно рассматривать как фон-неймановскую микромашину. (В приложении к поведению потоков можно даже употребить термин «странность», используемый в квантовой физике.) Наличие этих особенностей приближает многопотоковый процессор к представлениям о сложной системе, но с чисто практической точки зрения понятно, что на уровне выполнения процессов ни о какой недетерминированности или неопределенности, а тем более о странности и речи быть не может. Корректно выполняемая программа не может быть странной.

В самом общем виде многопотоковый процессор состоит из двух типов примитивов. Первый тип - это ресурс, поддерживающий исполнение потока, который называют mutex (от Mutual Exclusion - «взаимное исключение»), а второй - события. То, как физически реализован тот или иной mutex, зависит от выбранной схемы - SMT или CMP. В любом случае выполнение процесса сводится к тому, что очередной поток захватываает mutex на время своего исполнения, а затем освобождает его. Если mutex занят одним потоком, то второй поток не может его заполучить. Конкретная процедура передачи полномочий на обладание mutex от одного потока другому может иметь случайный характер; она зависит от реализации управления, например, в определенной операционной системе. В любом случае управление должно быть построено так, чтобы ресурсы, состоящие из mutex, распределялись корректно и подавлялся эффект неопределенности.

События - это объекты (event), сигнализирующие о об изменении во внешней среде. Они могут переводить себя в режим ожидания до наступления иного события или сообщать о своем состоянии другому событию. Таким способом события могут взаимодействовать между собой, и при этом должна обеспечиваться преемственность данных между событиями. Ожидающий исполнения агент необходимо информировать о готовности данных для него. И как в распределении mutex должен подавляться эффект неопределенности, так при работе с событиями должен подавляться эффект неизвестности. Впервые схема SMT была реализована в процессорах Compaq Alpha 21464, а также в Intel Xeon MP и Itanium .

Логически CMP проще: здесь параллелизм обеспечивается тем, что каждый из потоков обрабатывается собственным ядром. Но если приложение не может быть разделено на потоки, то оно (при отсутствии специальных мер) обрабатывается одним ядром, и в таком случае общая производительность процессора ограничивается быстродействием одного ядра. На первый взгляд, процессор, построенный по схеме SMT, более гибок, а следовательно, эта схема предпочтительна. Но такое утверждение справедливо лишь при невысокой плотности размещения транзисторов. Если частота измеряется мегагерцами и число транзисторов в кристалле приближается к миллиарду, а задержки при передаче сигналов становятся большими, чем время переключения, то преимущества получает микроархитектура CMP, в которой связанные вычислительные элементы локализованы.

Однако физическое распараллеливание приводит к тому, что CMP не слишком эффективна при последовательных вычислениях. Для преодоления этого недостатка используется подход, получивший название «спекулятивная многопотоковость» (Speculative Multithreading). В русском языке слово «спекулятивный» имеет отрицательный смысловой оттенок, поэтому мы назовем такую многопотоковость «условной». Данный подход предполагает аппаратную или программную поддержку деления последовательного приложения на условные потоки, согласование их выполнения и интеграцию результатов в памяти .

Эволюция CMP

Первые массовые CMP-процессоры предназначались для серверного рынка. Вне зависимости от вендора они, в сущности, представляли собой два независимых суперскалярных процессора на одной подложке. Основная мотивация создания подобных конструкций состоит в уменьшении объема, с тем чтобы в одном конструктиве можно было «упаковывать» больше процессоров, повышая удельную мощность на единицу объема (что критически важно для современных центров обработки данных). Тогда на общем системном уровне достигается некоторая дополнительная экономия, поскольку процессоры, находящиеся на одном кристалле, используют общие системные ресурсы, такие как высокоскоростные коммуникации. Обычно между соседствующими процессорами имеется лишь общий системный интерфейс (рис. 1 , б).

Апологеты использования CMP-процессоров обосновывают дальнейшее (свыше двух) увеличение числа ядер особенностями серверной нагрузки, отличающей этот тип компьютеров от встроенных или предназначенных для массивных вычислений систем. От сервера требуется большая общая производительность, но задержка отдельного обращения к системе является не столь критичной. Тривиальный пример: пользователь может просто не заметить миллисекундную задержку появления обновленной Web-страницы, но весьма болезненно реагирует на перегрузку сервера, которая может стать причиной перебоев в обслуживании.

Специфика нагрузки дает CMP-процессорам еще одно заметное преимуществ. Скажем, заменяя одноядерный процессор двухъядерным, можно при той же производительности вдвое уменьшить тактовую частоту. При этом теоретически время обработки отдельного запроса может возрасти вдвое, но поскольку физическое разделение потоков уменьшает ограничение «бутылочного горла» фон-неймановской архитектуры, суммарная задержка окажется значительно меньшей, чем двукратная. При меньших частоте и сложности одного ядра существенно сокращается потребление энергии, а при увеличении числа ядер перечисленные аргументы в пользу CMP только усиливаются. Поэтому следующий логически оправданный шаг состоит в том, чтобы собрать несколько ядер и объединить их общей кэш-памятью, например как в проекте Hydra (рис 1, в). А далее можно усложнить ядра и сделать их многопотоковыми, что и было реализовано в проекте Niagara (рис 1, г).

Сложность процессоров имеет еще одно важное проявление. Проектирование изделия, насчитывающего миллиарды компонентов, становится все более трудоемкой задачей - несмотря на использование средств автоматизации. Показательно, что мы являемся свидетелями более чем десятилетнего «доведения до ума» архитектуры IA-64. Проектирование CMP-процессора существенно проще: если есть проработанное ядро, то оно может тиражироваться в нужных количествах, а проектирование ограничивается созданием внутренней инфраструктуры кристалла. К тому же однотипность ядер упрощает проектирование системных плат, которое сводится к масштабированию, а в конечном счете, меняются показатели подсистем ввода/вывода.

Несмотря на приведенные аргументы, пока нет достаточных оснований для однозначного утверждения о преимуществах CMP по сравнению с SMT. Опыт создания процессоров, реализующих SMT, является гораздо большим: начиная с середины 80-х годов созданы несколько десятков экспериментальных изделий и несколько серийных процессоров. История развития CPM пока короткая: если не учитывать семейство специализированных сигнальных процессоров Texas Instruments TMS 320C8x, то первым успешным проектом стал Hydra, выполненный в Стэндфордском университете. Среди университетских исследовательских проектов, нацеленных на построение CMP-процессоров, известны еще три - Wisconsin Multiscalar, Carnegie-Mellon Stampede и MIT M-machine.

Микропроцессор Hydra

Кристалл Hydra состоит из четырех процессорных ядер на основе известной RISC-архитектуры MIPS . Каждое ядро имеет кэш-память команд и кэш-память данных, а все ядра объединены в общую кэш-память второго уровня. Процессоры выполняют обычный набор команд MIPS плюс команды условного хранения (Store Conditional или SC), предназначенные для реализации синхронизационных примитивов. Процессоры и кэш-память второго уровня объединяются шинами чтения/записи, а кроме того, есть вспомогательные адресные и управляющие шины. Все эти шины являются виртуальными, то есть логически представляются проводными шинами, а физически разделены на множество сегментов, использующих повторители, и буферов, что позволяет повысить скорость работы ядер.

Шина чтения/записи играет роль системной. Благодаря ее расположению внутри кристалла она имеет достаточную пропускную способность для обеспечения обмена с кэш-памятью за один цикл. Достичь таких показателей производительности обмена даже в самых дорогих традиционных мультипроцессорных архитектурах сложно из-за физических ограничений на число внешних контактов процессоров. Эффективные шины обмена с кэш-памятью предотвращают проблему возникновения «бутылочного горла» между ядрами и памятью.

Тестирование Hydra при нагрузках с явно выраженным параллелизмом на типичных Web- и серверных приложениях показало, что производительность четырех ядер по сравнению с одним ядром возрастает в 3-3,8 раз, то есть практически линейно. Это дает основания полагать, что процессоры такого типа вполне удачно «впишутся» в те приложения, в которых используются серверы с SMP-архитектурой. Но понятно, что процессор должен достаточно эффективно работать и с последовательными приложениями, поэтому одна из важнейших задач заключается в реализации условной многопотоковости. В Hydra она реализована на аппаратном уровне, и выбор этого подхода обоснован тем, что он не требует дополнительных затрат на программирование параллельных приложений.

Условная многопотоковость базируется на разбиении последовательности команд программы на потоки, которые могут выполняться параллельно. Естественно, между такими потоками может быть логическая взаимозависимость, и для их согласования в процессор встраивается специальный механизм синхронизации. Суть его работы сводится к тому, что если какому-то потоку требуются данные из параллельного потока, а они еще не готовы, то выполнение такого потока приостанавливается. На деле здесь проявляются элементы недетерминированности, о которых шла речь выше. Процесс синхронизации довольно сложен, поскольку необходимо определить все возможные зависимости между потоками и условия синхронизации. Условная синхронизация позволяет распараллеливать программы без предварительного знания их свойств. Важно, что механизм синхронизации является динамическим, он работает без вмешательства программиста или компилятора, который способен только на статическое деление приложений на потоки. Испытания модели на основе разных тестов показали, что средства условной многопотоковости позволяют увеличить производительность процессора в несколько раз, и чем более явным параллелизмом характеризуется тест, тем меньше такое значение.

В 2000 году в обстановке строгой секретности была создана компания Afara. Ее основателями стали профессор Кунле Олукотун из Стэнфордского университета и известный разработчик процессоров Лес Кон, имевший опыт работы в Intel и Sun Microsystems. Кон был одним из авторов RISC-процессоров i860 и i960 в первой из этих корпораций и UltraSPARC-I - во второй. Под его руководством осуществлена переработка Hydra под процессорные ядра на базе процессора SPARC. В 2002 году Afara была куплена Sun Microsystems, и на этом закончилась история проекта Hydra и началась история Niagara.

Niagara - «сплав» MAJC и Hydra

У процессора UltraSPARC T1, более известного как Niagara, два основных предшественника - Hydra и MAJC.

В середине 90-х годов, на волне увлечения специализированными Java-процессорами, в Sun Microsystems была предпринята попытка создания процессора «с очень длинным словом» - Very Long Instruction Word (VLIW). Эта инициатива получила название MAJC (Microprocessor Architecture for Java Computing). Как и в других проектах, стартовавших в то время (Intel IA-64 Itanium), в данном случае ставилась задача переноса некоторых из самых сложных операций в ведение компилятора. Освободившуюся транзисторную логику можно использовать для создания более производительных функциональных узлов (functional units), с тем чтобы обеспечить продуктивный обмен командами и данными между CPU, кэш-памятью и основной памятью. Таким образом, преодолевалось фон-неймановское «бутылочное горло».

MAJC отличался от большинства процессоров отсутствием специализированных сопроцессоров (subprocessors), которые обычно называют функциональными устройствами, предназначенными для выполнения операций с целыми числами, числами с плавающей точкой и мультимедийными данными. В нем все функциональные устройства были одинаковыми, способными к выполнению любых операций, что, с одной стороны, снижало эффективность выполнения отдельных операций, но с другой повышало коэффициент использования всего процессора.

Niagara воплощает в себе лучшее из двух альтернативных подходов к реализации многопотоковости - SMT и CMP. На первый взгляд, он очень похож на Hydra, но скорее Hydra можно назвать «макетом» Niagara. Помимо того что в последнем - вдвое больше ядер, каждое из них может обрабатывать четыре потока.

Процессор Niagara обеспечивает аппаратную поддержку выполнения 32 потоков, которые разделены на восемь групп (по четыре потока в каждой). Для выполнения каждой группы служит свой обрабатывающий канал SPARC pipeline (рис.2 ). Он представляет собой процессорное ядро, построенное в соответствии с архитектурой SPARC V9. Каждый SPARC pipeline содержит кэш-память первого уровня для команд и данных. Совместно 32 потока используют кэш-память второго уровня емкостью 3 Мбайт, разделенную на четыре банка. Коммутатор соединяет восемь ядер, банки кэш-памяти второго уровня и другие распределяемые ресурсы CPU, причем поддерживает скорость обмена 200 Гбайт/с. Кроме того, в коммутаторе находится порт для систем ввода/вывода и каналы к памяти типа DDR2 DRAM, обеспечивающие скорость обмена 20 Гбайт/с; максимальная емкость памяти составляет до 128 Гбайт.

Проект Niagara ориентирован на операционную систему Solaris, поэтому все приложения, работающие под управлением Solaris, могут выполняться на новом процессоре без каких-либо изменений. Прикладное программное обеспечение воспринимает Niagara как 32 дискретных процессора.

Проект Cell

Собственный подход к созданию многоядерных процессоров предложила корпорация IBM, чей проект Cell назван «гетерогенным мультипроцессорным чипом» (heterogeneous chip multiprocessor). Архитектуру Cell именуют еще и Cell Broadband Engine Architecture (CBEA). Мультипроцессор Cell состоит из ядра IBM 64-bit Power Architecture и восьми специализированных сопроцессоров, реализующих схему «одна команда много данных». В компании IBM эту архитектуру называют Synergistic Processor Unit (SPU). Она может с успехом использоваться при необходимости обрабатывать большие потоки данных, например в криптографии, в разных мультимедийных и научных приложениях, таких как быстрое преобразование Фурье или матричные операции. Архитектура Cell создана группой исследователей IBM Research совместно с коллегами из IBM Systems Technology Group, Sony и Toshiba, а ее первым приложением должны стать мультимедийные устройства, требующие больших объемов вычислений.

Основа Synergistic Processor Unit - набор команд Instruction Set Architecture (ISA). Команды имеют длину 32 бит и адресуются трем операндам, размещаемым в регистровом пуле, который состоит из 128 регистров по 128 бит в каждом.

В перспективе применение Cell не будет ограничено игровыми системами. На очереди - телевидение высокой четкости, домашние серверы и даже суперкомпьютеры.

Литература
  1. Леонид Черняк. Ревизия первооснов - конец застоя? // Открытые системы. - 2003, №5.
  2. Михаил Кузьминский. Многонитевая архитектура микропроцессоров // Открытые системы. - 2002, №1.
  3. Rajat A Dua, Bhushan Lokhande. A Comparative study of SMT and CMP multiprocessors. -

Разобравшись с теорией многопоточности, рассмотрим практический пример - Pentium 4. Уже на этапе разработки этого процессора инженеры Intel продолжали работу над повышением его быстродействия без внесения изменений в программный интерфейс. Рассматривалось пять простейших способов:

Повышение тактовой частоты;

Размещение на одной микросхеме двух процессоров;

Введение новых функциональных блоков;

Удлинение конвейера;

Использование многопоточности.

Самый очевидный способ повышения быстродействия заключается в том, чтобы повысить тактовую частоту, не меняя другие параметры. Как правило, каждая последующая модель процессора имеет несколько более высокую тактовую частоту, чем предыдущая. К сожалению, при прямолинейном повышении тактовой частоты разработчики сталкиваются с двумя проблемами: увеличением энергопотребления (что актуально для портативных компьютеров и других вычислительных устройств, работающих на аккумуляторах) и перегревом (что требует создания более эффективных теплоотводов).

Второй способ - размещение на микросхеме двух процессоров - сравнительно прост, но он сопряжен с удвоением площади, занимаемой микросхемой. Если каждый процессор снабжается собственной кэш-памятью, количество микросхем на пластине уменьшается вдвое, но это также означает удвоение затрат на производство. Если для обоих процессоров предусматривается общая кэш-память, значительного увеличения занимаемой площади удается избежать, однако в этом случае возникает другая проблема - объем кэш-памяти в пересчете на каждый процессор уменьшается вдвое, а это неизбежно сказывается на производительности. Кроме того, если профессиональные серверные приложения способны полностью задействовать ресурсы нескольких процессоров, то в обычных настольных программах внутренний параллелизм развит в значительно меньшей степени.

Введение новых функциональных блоков также не представляет сложности, но здесь важно соблюсти баланс. Какой смысл в десятке блоков АЛУ, если микросхема не может выдавать команды на конвейер с такой скоростью, которая позволяет загрузить все эти блоки?

Конвейер с увеличенным числом ступеней, способный разделять задачи на более мелкие сегменты и обрабатывать их за короткие периоды времени, с одной стороны, повышает производительность, с другой, усиливает негативные последствия неверного прогнозирования переходов, кэш-промахов, прерываний и других событий, нарушающих нормальный ход обработки команд в процессоре. Кроме того, чтобы полностью реализовать возможности расширенного конвейера, необходимо повысить тактовую частоту, а это, как мы знаем, приводит к повышенным энергопотреблению и теплоотдаче.

Наконец, можно реализовать многопоточность. Преимущество этой технологии состоит во введении дополнительного программного потока, позволяющего ввести в действие те аппаратные ресурсы, которые в противном случае простаивали бы. По результатам экспериментальных исследований разработчики Intel выяснили, что увеличение площади микросхемы на 5 % при реализации многопоточности для многих приложений дает прирост производительности на 25 %. Первым процессором Intel с поддержкой многопоточности стал Хеоn 2002 года. Впоследствии, начиная с частоты 3,06 ГГц, многопоточность была внедрена в линейку Pentium 4. Intel называет реализацию многопоточности в Pentium 4 гиперпоточностью (hyperthreading).

Похожие публикации