Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

Государственные закупки. Государственный и муниципальный контракт Особенности подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

заключение договоров (оформление документа);

исполнение договоров (оплата, учет, контроль за ходом исполнения).

Проекты договоров обычно разрабатываются юристами, а спецификации (технические задания) - определяются заинтересованным отделом (лицом) - инициатором заключения договора. Эти документы формирует инициатор заключения договора и вместе со всеми приложениями, предложениями и возражениями контрагента, протоколами разногласий и другой документацией передаются для всесторонней проверки в отделы, занятые производственным материально-техническим, финансовым и правовым обеспечением организации. Традиционной формой проверки соответствия проектов договоров интересам и возможностям организации является визирование (согласование).

В тех случаях, когда у подразделения организации, получившего проект договора, имеются замечания по его условиям, такие замечания оформляются с протоколом разногласий.
Кроме разработки самого проекта договора в рамках этого этапа договорной работы лучше принять меры по проверке контрагента на добросовестность. Хотя законы России не обязывают ни одну из сторон договора проверять добросовестность контрагента по договору, в последнее время налоговые инспекторы при проверках тщательным образом проверяют всех контрагентов компании на наличие признаков "однодневок". Основной аргумент — компания должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.
Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды . Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Подробнее о проверке контрагентов на добросовестность можно прочитать в статье "Проверка контрагента на добросовестность ".

Момент заключения договора очень важен, так как именно с ним связано возникновение обязательств у каждой из сторон договора, с него начинают отсчет сроки оплаты и исполнения обязательств, установленные условиями договора.

Эффективность договорной работы в немалой степени зависит от учета и контроля исполнения договоров.

Контроль за исполнением условий каждой стороной договора различен - если одна сторона контролирует своевременность и полноту оплаты, то другая - сроки и качество выполняемых работ, услуг.

Надлежаще организованный учет является важным элементом системы мер по предотвращению нарушений договорных обязательств. Он должен обеспечивать создание документальной базы для анализа причин невыполнения договорных обязательств, принятия мер по предотвращению их и устранению, способствовать правильному рассмотрению претензий и исков контрагентов.

Контроль за своевременным и надлежащим исполнением договорных обязательств должны осуществлять все подразделения организации, связанные с ведением договорной работы. В данной работе велико значение юриста (юридического отдела). На мой взгляд именно юристы должны разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на своевременное и надлежащее исполнение своих обязательств по договору, координировать в этом плане деятельность всех подразделений организации. Здесь юристу, наряду с другими структурными подразделениями, необходимо наладить оперативный сбор необходимой информации о нарушениях договорных обязательств. Только такой подход позволит своевременно выявить и не оставить без внимания ни одного случая ненадлежащего исполнения договоров, уменьшить разрыв во времени между нарушением и применением ответственности к должнику, повысить точность и качество подготавливаемых претензий и исков, а зачастую - и обойтись без суда или принять обеспечительные меры.

Регламентация договорной работы

Одной из особенностей договорной работы является то, что регулирование процесса договорной работы полностью зиждется на локальных нормативных актах организаций. В связи с этим встречаются случаи конфликта интересов контрагентов в процессе заключения и исполнения условий договора, когда в локальных нормативных актах одной организации - стороне договора установлен один порядок, а у другого контрагента - другой.

Поскольку регламентация договорной работы зависит только от опыта и воображения руководителя и автора этого локального нормативного акта, на практике встречаются такие регламенты договорной работы, как положение (регламент, инструкция) по ведению договорной работы, в которых (в едином документе) описаны все бизнес - процессы с момента получения оферты от контрагента и до момента подачи иска в суд, так и локальные нормативные акты, в которых прописаны лишь отдельные бизнес - процессы (к примеру, положение о претензионной работе).

О том, что достаточно большая часть бизнеса работает вообще без каких-либо локальных нормативных актов, регулирующих договорную работу в организации, в рамках этой статьи упоминать смысла нет. Хочется лишь отметить другую крайность - чрезмерная "зарегулированность" этого бизнес - процесса рождает "мертвые" правила ведения бизнеса.

Как правило, в организации кроме локального нормативного акта о договорной работе разрабатываются и типовые формы договоров и другой договорной документации. Они облегчают и ускоряют процесс заключения договоров. Вместе с тем надо понимать, что такие типовые формы договорной документации носят вспомогательный характер. В процессе заключения договоров и согласовании его условий стороны могут вносить в них изменения и дополнения: исключить из них отдельный пункты, включить другие и т.д.

Подготовка проекта договора

Работа с договорами носит эффективный характер, если в организации разработаны типовые формы договора по основным видам деятельности и эти типовые формы размещены на внутреннем сервере организации с правами доступа.

Благодаря этому, работник - инициатор заключения большинства договоров может достаточно быстро подготовить договор, а нагрузка на юриста останется лишь в части разработки не типового договора под конкретную ситуацию.

Остается только присвоить договору номер и указать дату его заключения. Обычно учет договоров в организации ведут юристы или бухгалтерская служба.

Согласование проекта договора

Достигнутое соглашение по всей форме должно полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к таким договорам.

Статья 432 Гражданского кодекса РФ относит к существенным следующие условия:

      которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида;

      относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Необходимо различать предмет и объект договора. Объект договора — это то имущество, по поводу которого заключается договор, а предмет, как правило, можно установить из первой статьи в каждом разделе Гражданского кодекса РФ применительно к указанным в нем договорам.
Так как все споры возникают из-за денег, то в договоре следует детально определить порядок и форму расчетов.

Достаточно распространено включение в договор так называемой арбитражной оговорки. При этом возможны следующие основные варианты:

    в договоре предусматривается обязательный претензионный порядок рассмотрения споров до суда (в случае, если для данного договора претензионный порядок не предусмотрен законом);

    в установленных законом случаях стороны могут по своему усмотрению изменить территориальную подсудность для споров по договору, например, определив местом рассмотрения споров судом не место нахождения ответчика, а место нахождения истца;

    с целью упрощения и удешевления процедур решения споров по договору стороны могут предусмотреть их передачу на рассмотрение третейского суда. В этом случае сторонам необходимо согласовать название и местонахождение постоянного действующего третейского суда, либо определить порядок формирования третейского суда.

    И банковские реквизиты сторон.

    Подписи сторон.

    Статья написана и размещена в 2011 году. Дополнена - 17.06.2012

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2020

    Полезные ссылки по теме "Организация договорной работы"

    Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).

    По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

    К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются положения о договоре поставки (ст. 506-523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525).

    Помимо ГК РФ, отношения по поставке для государственных и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и рядом других нормативных актов. Кроме того, сохраняют силу отдельные положения Федерального закона от 13 марта 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

    В соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному или муниципальному заказчику (далее — заказчику) либо указанным им получателям без заключения каких-либо договоров на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

    Однако соответствующим контрактом может предусматриваться прикрепление заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

    Сторонами государственного или муниципального контракта на или муниципальных нужд являются заказчик и поставщик (исполнитель).

    Согласно ст. 4 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в качестве заказчиков могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

    В соответствии со ст. 6 указанного Закона заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — аукцион) — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта — заказчиком.

    Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных или муниципальных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный или муниципальный заказ к исполнению.

    Особенностью предмета данной разновидности купли-продажи является цель приобретения товаров — удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

    Заключение государственного (муниципального) контракта и договора поставки для государственных (муниципальных) нужд

    Государственный или муниципальный контракт (далее — контракт) заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФЛ Причем для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным, если иное не установлено законом. А для поставщика (исполнителя) оно обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.

    Размещение заказа может осуществляться:

    • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
    • без проведения торгов (путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

    В ст. 528 ГК РФ установлен порядок заключения контракта. Проект контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

    Та сторона, которая получила проект, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. При наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок должен быть составлен протокол разногласий. Последний вместе с подписанным контрактом либо уведомление об отказе от его заключения направляется другой стороне.

    Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть их и принять меры по согласованию последних с другой стороной и известить ее о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

    Если контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

    В случаях, когда сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт.

    Правила о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 529 ГК РФ. В частности, если согласно контракту поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Такое извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципапьных нужд.

    В свою очередь поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

    Сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

    Сторона, которая получила подписанный проект договора с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

    В случаях, когда поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта.

    Закон предоставляет покупателю право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 530 ГК РФ). В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

    Заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) должен либо выдать извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

    В случае невыполнения заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от него принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика. В случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом. Если отказ заказчика от товаров повлек расторжение или изменение договора, то убытки, причиненные покупателю, возмещаются заказчиком (ст. 534 Г К РФ).

    Особенности подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

    Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Данные работы финансируются из бюджета или внебюджетных источников.

    Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

    По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязан выполнить строительные или иные работы, согласно контракту на выполнение подрядных работ, связанные со строительством или ремонтом объектов, и передать их результаты государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

    Предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др. — п. 2 ст. 763 ГК РФ).

    Особенности государственного или муниципального контракта:

    • по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования:
    • по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ);
    • заказчиком по контракту выступает государственный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть лицо, являющееся предпринимателем и имеющее необходимую лицензию:
    • основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК РФ (основания заключения государственного или муниципального контракта);
    • содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ, определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанною его победителем (п. 2 ст. 766 ГК РФ);
    • отношения по государственному или муниципальному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд, т.е. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

    Государственный или муниципальный заказчик обязан принять работы, оплатить или обеспечить их оплату.

    В качестве государственного или муниципального заказчика соответственно могут выступать:

    • по государственному контракту — государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федератьного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
    • по муниципальному контракту — органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ).

    В качестве заказчика выступает либо государственный орган, либо организация, нацеленная соответственным государственным органом правом распоряжения государственными ресурсами.

    В качестве подрядчика выступают как юридические, так и физические лица.

    Государственный или муниципатьный контракт на подрядные работы содержит существенные условия:

    • характеристику объекта;
    • объем и стоимость работ;
    • начальные и конечные сроки:
    • размер и порядок финансирования;
    • способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

    Изменение условий государственного контракта по срокам или иные условия допускаются при уменьшении средств соответствующего бюджета. выданного для финансирования работ (ст. 767 ГК РФ).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1.1 Фирма: определение, функции, формы

    1.2 Классификация фирм

    1.3 Виды фирм

    2. Контракт

    2.1 Определение контракта

    2.2 Сущность, типы и особенности контрактов

    3. Оппортунистическое поведение менеджера

    3.1 Определение оппортунистического поведения

    3.2 Виды оппортунистического поведения

    Заключение

    Список использованной литературы

    В ВЕДЕНИЕ

    Фирма -- самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации, торговое или промышленное предприятие, производственное объединение. Теория фирмы является довольно актуальной на сегодняшней день темой, так как в современном обществе фирма играет важнейшую роль. Теория фирмы моделирует поведение фирм в зависимости от поставленных перед ними целей, которыми могут являться максимизация прибыли, избежание риска или долгосрочный рост.

    Теорией контрактов называется возникший в последние 20-30 лет раздел экономической теории, в котором рассматриваются модели с асимметричной информацией и ненаблюдаемыми действиями, а также с несовершенствами составления и исполнения контрактов. Контракт является самым распространенным видом сделок, создающим для сторон определенные права и обязанности. Внешнеторговые сделки двух или более сторон в процессе их производственной и хозяйственной, включая торговую, деятельности оформляются контрактом (договором), совершаемым, как правило, в письменной форме. Отношения, возникающие из контракта, называются контрактными (договорными), а обязательства сторон, вытекающие из контракта, - обязательствами по контракту (по договору).

    Оппортунистическое Поведение - это поведение человека, заключающееся в стремлении реализовать собственные интересы, которое сопровождается проявлениями коварства (О. Уильямсон). Известно несколько форм оппортунистического поведения. В числе наиболее часто упоминаемых - ухудшающий отбор и субъективный риск. Кроме следования собственным интересам основным условием оппортунистического поведения являются неопределенность и несовпадение с интересами контрагента.

    Целью курсовой работы является рассмотреть фирму и контракт и изучить как уберечься от оппортунистического поведения менеджера.

    Задачами исследований являются:

    Изучить понятие "фирма";

    Изучить понятие "контракт";

    Рассмотреть определение оппортунистического поведения.

    фирма контракт оппортунистический поведение

    1. ФИРМА

    1.1 Фирма: определение, функции, формы

    Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

    Фирмы бывают разного размера - один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.

    Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой коммерческой деятельности.

    Создание ценностей есть основополагающая функция фирмы.

    Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающая фирма - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Владельцы (либо акционеры) фирмы заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

    Общественное признание, в свою очередь, дает фирме возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг, и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.

    Основным рабочим инструментом в реализации целевых функций фирмы является рыночная стратегия, в рамках которой реализуется конкурентные преимущества фирмы..

    Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.

    После того как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции фирмы, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей фирмы.

    Организационные формы фирм:

    1. Частный предприниматель.

    Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

    2. Корпорация.

    Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством «юридические лица» могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.

    3. Малое предприятие.

    Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной, так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклеточным» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.

    Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

    4. Акционерное общество

    Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в том числе иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда.

    Акционерные общества обеспечивают три важные цели:

    1. Привлечение временно свободных капиталов для организации производства, товаров и услуг.

    2. Оформление такой структуры производства, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает «перелив» акционерных капиталов из отрасли и малоэффективных предприятий в более эффективные отрасли.

    3. Усиление мотивации труда.

    В зависимости от того, кому принадлежат акции, акционерные общества могут быть государственными, кооперативными, общественными, смешанными.

    Акционерное общество может создаваться для целей хозяйственной и иной деятельности, не запрещенной законом. Акционерное общество, будучи юридическим лицом, вправе заключать любые предусмотренные законодательством сделки, самостоятельно решать вопросы организации управления, установления цен на производимую продукцию, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество может иметь представительства, филиалы, учреждать дочерние общества на правах самостоятельных коммерческих организаций.

    5. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

    Таким признается учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделён на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

    6. Совместное предприятие

    Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в предприятие с целью получения прибыли. Иностранные инвесторы вправе принимать деловое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами на территории РФ, а также создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

    Предприятие с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законом на территории РФ.

    Совместное предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

    7. Кооперативы

    Существует два вида кооперативных обществ: рабочие кооперативы (или кооперативы производителей) и потребительские кооперативы (кооперативы розничных торговцев).

    Рабочие кооперативы

    Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками имущественных паевых взносов). Рабочие кооперативы являются коммерческой организацией.

    Учредительным документом рабочих кооперативов является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооперативов не должно быть меньше пяти. Имущество, находящееся в собственности рабочих кооперативов, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим путем. Прибыль делиться между работниками в соответствии с установленным соглашением.

    Потребительские кооперативы

    Это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

    1.2 Классификация фирм

    Исторический опыт хозяйствования породил множество типов фирм, отражающих различные формы и способы привлечения и использования капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной деятельности, виду субъекта и права собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и количественным критериям. По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций распознают фирмы промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др. Во всех индустриальных странах с развитым рыночным хозяйством самые крупные по объему суммарных продаж - промышленные фирмы, а самые многочисленные - группы фирм, функционирующих в сфере научно-исследовательских, информационных, консалтинговых и иных видов услуг. Среди них значительна доля инжиниринговых фирм, представляющих различные инженерно-технические услуги, связанные с проектированием, строительством и вводом в действие технически сложных объектов, разработкой новых и усовершенствованием ранее освоенных технологий и проч. Для всех стран с рыночной экономикой характерно большое количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортно-импортные и др. Торговые фирмы могут входить в режим сбыта крупных промышленных компаний или действовать как самостоятельные субъекты. Прибыль таких фирм образуется за счет разницы между ценами закупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Для крупных торговых фирм характерно сочетание коммерческой деятельности с операциями по доработке (сортировке, расфасовке, упаковке), перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров. Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Обычно они специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем отличаются судоходные, автомобильные, железнодорожные и авиационные фирмы. Фирмы могут классифицироваться не только по конкретному виду, но и по степени охвата видов хозяйственной деятельности. Возможно разграничение фирм на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые). Различают два типа диверсифицированных фирм. Относящиеся к первому типу при всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее производство (основную специализацию). По организационной структуре такие фирмы, как правило, представляют собой концерны. Второй тип диверсифицированных фирм - так называемые конгломератные фирмы. В отличие от фирм первого типа в них отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т. е. профилирующее производство. Здесь сосредоточиваются виды хозяйственной деятельности, не имеющие никаких производственных или функциональных связей. Цели конгломератов не направлены на повышение эффективности, они часто спекулятивные (например, получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций). Конгломераты живут ровно столько, сколько времени удается обеспечивать высокую норму доходности капитала путем приобретения быстрорастущих фирм, а также ликвидации малорентабельных филиалов и отделений. В противном случае они либо распадаются, либо изменяют свою стратегию. Последнее означает концентрацию усилий на производстве одного какого-либо продукта и превращение ранее конгломератной структуры в диверсифицированную фирму первого типа. По признаку субъекта права собственности все фирмы, а точнее, закрепленное за ними имущество, могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом исключение решающего участия государства в реализации имущественных прав приближает фирму к тому, чтобы называться частной. В рамках частного предпринимательства имеют место индивидуальная и групповая формы собственности и, соответственно, три основных типа фирм:

    Единоличные владения, характеризующиеся непосредственным соединением функций владения собственностью и управления;

    Товарищества, которыми на паях владеют два лица и более, особенностями которых являются специализация функций управления и неограниченная ответственность совладельцев за деятельность партнеров;

    Общества, где существует отделение функций управления от функций собственности, но уже при ограничении ответственности за деятельность фирмы.

    С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) - это, как правило, крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности. По количественному критерию фирмы принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия или так называемый малый бизнес. Критериями при этом могут быть: объем продаж, величина собственного капитала фирм, численность работающих. Использование перечисленных критериев в комплексе позволяет получить более достоверную оценку «размеров» фирмы, чем при применении одного из них. Вместе с тем в связи с особым положением малого бизнеса в рыночной экономике и существующей не только в России, но и в других странах системы государственных мер, обеспечивающих его поддержку, принято устанавливать численность работающих в качестве критерия, ограничивающего группу предприятий. В современных условиях сочетание крупных, средних и мелких предприятий определяет не только структурное разнообразие рыночного хозяйства, но и предпосылки и условия его развития.

    1.3 Виды фирм

    Основными экономическими агентами в любой экономической системе являются домашние хозяйства и фирмы. Если домашние хозяйства выступают в качестве потребительских ячеек экономики, то фирмы являются производственными ячейками. Фирма- это организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли. Фирмы отличаются друг от друга по профилю работы, размеру, ха-рактеру продукции, структуре управления, организационно-правовой форме. Но все они объединяются нами общим поня-тием <фирма>. Рассмотрим это определение подробнее. Во-первых, фирма - это место, где в результате взаимо-действия производственных факторов создаются и реализуют-ся продукция и услуги. Во-вторых, не просто комбинация производствен-ных факторов. Это в то же время организация - группа лю-дей, работа которых сознательно координируется в опреде-ленных целях, это производственный коллектив. В нем сотрудничают, взаимодействуют собственники и наемные ра-ботники: рабочие и служащие, управляющие (менеджеры) и исполнители. В то же время фирма как организация вступает в многообразные отношения с внешней средой - с поставщиками и потребителями (покупателями) продукции, с партнерами и конкурентами, государственны-ми органами, общественными организациями. В-третьих, фирма - коммерческая организация, т.е. преследующая извлече-ние прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В дальнейшем мы убедимся в том, что получение максимума прибыли основная цель фирмы.

    С точки зрения организации предпринимательской деятельности выделяют три формы: единоличное хозяйство, партнерство, корпорация.

    Единоличное хозяйство это такая форма организации бизнеса, когда собственником фирмы является 1 человек, выполняющий все функции: управленческую, сбытовую, производственную, учетную и т.д. Примерами такой фирмы являются: услуги частного врача, адвоката, репетитора и др. Примером правовой формы единоличного хозяйства является предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В общей численности всех фирм единоличное хозяйство занимает 1-е место (около 80%), а вот по объему производимой продукции - последнее (2%). Достоинствами единоличного хозяйства являются:

    1) Высокая эффективность производства, обусловленная личной заинтересованностью работающего в конечных результатах.

    2) Гибкое реагирование на изменение рынка.

    3) Простота организации.

    Но единоличное хозяйство обладает и недостатками:

    1) Отсутствие специализации труда, а, следовательно, и снижение его производительности.

    2) Сложность привлечения дополнительных ресурсов.

    3) Отсутствие ограниченной ответственности предпринимателя.

    Эмпирические наблюдения показывают, что средняя продолжительность <жизни> таких фирм является около 2 лет. По истечении этого срока часть фирм становятся банкротами, часть перепрофилируется, а часть превращается в партнерство и корпорации.

    Партнерство - объединение лиц (партнеров) для ведения совместной хозяйственной деятельности. Каждый партнер должен не только внести пай в складочный капитал, но и лично участвовать в производстве товаров и услуг. В качестве пая можно вкладывать денежные средства, оборудование, имущественные права на материальные и нематериальные ценности. Партнерства в отличие от единоличных хозяйств могут использовать преимущества специализации труда, а также привлекать большее количество ресурсов. Примерами партнерств является - производственный кооператив, крестьянское хозяйство, полное товарищество. Успешная деятельность партнерства зависит от слаженности трудового коллектива, согласованности действий партнеров.

    Корпорация это организационная форма бизнеса, которая представляет собой объединение капиталов. В отличие от объединения лиц - в корпорации участник не обязан участвовать в процессе производства. Правовой формой корпорации являются хозяйственные общества - общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество и закрытое акционерное общество. Общее у всех перечисленных форм является то, что участник вносит пай в уставной капитал (в обмен получает акцию), и получает дивиденды в соответствии со своей долей. Дивиденды - это часть прибыли акционерного общества, выплачиваемая акционеру в соответствии с его вкладом в уставный капитал. В случае банкротства общества акционер не несет ответственности перед кредиторами своим личным имуществом, а лишь теряет стоимость своей акции и возможность получать дивиденды в будущем. Акционеры, как было сказано выше, не обязательно участвуют в текущей деятельности корпорации. Но они участвуют в управлении хозяйственным обществом. Для этого создается орган управления акционерного общества - общее собрание акционеров. То или иное решение принимается голосованием. Для процесса голосования большое значение имеет то, каким количеством акций владеет акционер. Акция, являясь ценной бумагой свидетельствующей о вкладе в уставный капитал общества, не только предоставляет возможность получения дивидендов, но и дает право голоса при принятии решения. Строго говоря, различают простые и привилегированные акции. Простые акции не гарантируют дивиденды. Владелец простой акции получит дивиденды в том случае, когда общество получит прибыль. При этом простая акция предоставляет право голоса ее владельцу. Владелец же привилегированной акции будет получать гарантированные дивиденды, но он не обладает правом голоса. В деятельности акционерного общества важно кто владеет контрольным пакетом акций. Контрольный пакет акций это такая доля в уставном капитале, которая позволяет заблокировать решение в процессе голосования.

    Корпорация является наиболее стабильной формой бизнеса. Выход какого-либо акционера не изменяет размер уставного капитала фирмы. Этот акционер просто продает свою акцию другому лицу, т.е. речь идет о смене собственника, которое не отражается на процессе производства. В то же время корпорация имеет серьезный недостаток, обусловленный тем, что собственники (акционеры) могут быть отчуждены от процесса текущего управления предприятием. Менеджеры акционерного общества, роль которых могут выполнять наемные работники, не всегда действуют в интересах собственников. Необходимо помнить, что целью собственника является максимизации прибыли, а наемного рабочего - рост заработной платы.

    2. КОНТРАКТ

    2.1 Определение контракта

    Институты задают общие рамки взаимодействия индивидов. Конкретные же рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок, определены положениями контракта, или договора между непосредственными участниками взаимодействия. Гражданский кодекс РФ называет договором любое «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» 1 . Если использовать терминологию теории прав собственности, то контрактом можно назвать любое соглашение об обмене правомочиями и их защите. При заключении контракта индивиды используют в качестве данных формальные и неформальные нормы, применяя и интерпретируя их для нужд конкретной сделки. Иными словами, контракт отражает осознанный и свободный выбор индивидами целей и условий обмена, осуществляемого в заданных институциональных рамках.

    Контракт (договор)-- соглашение об обмене правомочиями и их защите» являющееся результатом осознанного и свободного выбора индивидов в заданных институциональных рамках.

    Какие же институциональные рамки позволяют заключать контракты с учетом индивидуальных особенностей отношения людей к «естественным» (в смысле их обусловленности «природой») риску и неопределенности? Искомые институциональные рамки задаются контрактом о найме, который позволяет одной из сторон сделки отказаться от риска, получая право на гарантированный доход вне зависимости от влияния на результаты взаимодействия «естественных» факторов. Однако при этом сторона контракта, являющаяся противником риска, отказывается от претензий на получение большего дохода в случае благоприятного стечения обстоятельств.

    Свое название контракт о найме получил в связи с моделью взаимодействия наемного работника и работодателя, в котором наемный работник предполагается противником риска, а работодатель -- нейтральным к риску. Какими бы ни были рыночная конъюнктура и спрос на производимый наемным работником продукт, он получает фиксированное вознаграждение. Причем в самом контракте не уточняется, за выполнение каких действий наемный работник получает вознаграждение, характер этих действий выясняется по мере наступления той или иной обусловленной «естественными» факторами ситуации. Фактически контракт о найме фиксирует лишь необходимость подчинения наемного работника решениям работодателя.

    Контракт о найме-- соглашение между индивидом, нейтральным к риску» и противником риска» определяющее круг задач, которые могут быть реализованы в будущем по ходу выполнения контракта» При этом противник риска передает индивиду, нейтральному к риску, право контроля над своими действиями.

    Контракт о продаже-- соглашение между индивидами, в одинаковой степени нейтральными к риску, определяющее круг задач, которые будут реализованы в будущем по ходу выполнения контракта.

    Итак, контракт о продаже регулирует отношения между индивидами, одинаково относящимися к риску, -- одинаково нейтральных к риску людей. С другой стороны, контракт о найме описывает институциональные рамки взаимодействия людей, по-разному относящихся к риску, нейтральных к риску и противников риска. Противники риска (наемные работники) добровольно отказываются в пользу нейтрально относящихся к нему (работодателей) от своего права свободного выбора стратегии действий в будущем, учитывая влияние «естественных» факторов. Происходит добровольное делегирование права контроля над определенным в контракте видом деятельности индивида. Аналогично делегированию права распоряжения ресурсом, индивид может делегировать право контроля над собственными действиями. Тем самым лишний раз подтверждается, что права cобственности, определенные нами ранее как норма легализма, являются лишь подмножеством в совокупности норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, и возникающих на их основе прав и обязанностей 12 .

    О добровольном делегировании контроля допустимо говорить лишь при условии, что индивид сохраняет за собой право контроля своих действий, выходящих за рамки контракта, а также может вернуть себе делегированное право контроля по завершении срока действия контракта. Следовательно, право владения по-прежнему остаётся у индивида --ситуация рабства здесь не рассматривается. Индивид делегирует право контроля над своими действиями в отдельных сферах, не желая брать на себя риск непредвиденных последствий этих действий и/или будучи уверенным, что кто-то другой распорядится правом контроля лучше. Таким образом, индивид заинтересован в передаче права контроля над своими действиями, если:

    1)он верит, что получит большую полезность при условии контроля со стороны другого

    2)он получает компенсацию от того лица, в пользу которого передается контроль.

    Делегирование индивидом контроля над своими действиями в определенных контрактом сферах деятельности лежит в основе властных отношений.

    Известны три базовых типа структуры контракта -- классический, неоклассический и имплицитный контракты. Классический контракт, в котором четко и исчерпывающе определены все условия взаимодействия, производен от контракта о продаже. Имплицитный контракт, наоборот, исключает четкое определение условий взаимодействия, стороны контракта рассчитывают на их спецификацию в самом ходе реализации контракта, откуда, собственно, и происходит термин «имплицитный (не оговоренный до конца) контракт». Такой контракт производен от контракта о найме. Наконец, неоклассический, или гибридный, «отношенческий» контракт, объединяющий в себе элементы как контракта о продаже, так и контракта о найме. Неоклассическое контрактное право и доктрина «оправдания» позволяют сторонам контракта не придерживаться его буквы в случае наступления непредвиденных обстоятельств.

    2.2 Сущность, типы и особенности контрактов

    Под контрактом понимается двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (или много сторон) согласились на определенные взаимные обязательства. Основополагающими принципами контрактных обязательств являются: 1) свобода контракта, т.е. свобода заключения, определения содержания и формы контракта, свобода выбора контрагентов; 2) ответственность за выполнение контракта, т.е. нарушение условий контракта служит основанием для привлечения нарушителя к ответственности. Поэтому составными частями контракта является описание обязательств сторон и санкций в случае нарушения принятых обязательств.

    Классификация контрактов осуществляется с правовой и экономической точек зрения. С правовой точки зрения выделяются следующие типы контрактов.

    1. Контракт купли-продажи предполагает на основе соглашения передачу на постоянной основе прав собственности на соответствующий актив от одной стороны к другой.

    2. Контракт найма существует в двух видах: контракт найма физического объекта (аренда) и контракт найма личной собственности.

    3. Трудовой контракт подразумевает выполнение действий одного индивида (наемного работника) в соответствии с инструкциями другого (работодателя).

    4. Кредитный контракт выделяется не во всех правовых системах. Это такой контракт, в соответствии с которым человек, берущий деньги или другие ценные вещи, должен вернуть активы в количестве, качестве и виде, полученном от кредитора.

    Классификации контрактов с экономической точки зрения достаточно многочисленны и проводятся по разным основаниям. Выделяются следующие типы контрактов: полные и неполные; классические, неоклассические и отношенческие; явные и неявные; обязывающие и необязывающие; формальные инеформальные; краткосрочные и долгосрочные; стандартные и нестандартные (комплексные); самовыполняющиеся и защищенные с помощью третьей стороны; индивидуальные и коллективные; контракты в условиях информационной симметрии и асимметрии; контракты с верифицируемой и неверифицируемой судами информацией; контракты, заключенные от собственного имени или по поручению, и др. Неявные (имплицитные) контракты содержат условия «по умолчанию». Полные контракты должны включать описание всех возможных состояний окружающего мира и действий сторон при каждом состоянии.

    В теории экономических организаций, согласно классификации Яна Макнейла, различают классический, неоклассический и отношенческий контракты. Классический контракт - это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки, предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий и решение споров в суде.

    Неоклассический контракт - это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Такой контракт напоминает скорее договор о принципах сотрудничества, чем юридический документ, учитывающий ситуации, возможные в будущем.

    Если наряду с неопределенностью взаимоотношения агентов становятся непрерывными и высока степень специфичности ресурсов, то контракт называется отношенческим. Это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Зачастую выполнение такого контракта гарантируется взаимной заинтересованностью сторон, хотя в качестве механизма защиты может использоваться два варианта: самозащита и защита со стороны партнера.

    3. ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА

    3.1 Определение оппортунистического поведения

    По Уильямсону, оппортунизм (сильная форма эгоистического поведения) - это преследование личного интереса с помощью коварства. Этот тип поведения включает такие формы, как ложь, воровство, а также предоставление неполной или искаженной информации. Такое поведение может реализоваться и принести выгоду, т.е. дать возможность добиться поставленной цели через пренебрежение этическими нормами вследствие неполноты и искажения информации.

    Если классифицировать оппортунистическое поведение с точки зрения контрактного процесса, то следует выделить два его типа: предконтрактное и постконтрактное.

    Предконтрактное оппортунистическое поведение возможно в период заключения контракта. Предконтрактный оппортунизм выражается в сокрытии истинной информации. Это может иметь место как при приобретении товаров, так и при найме работников и является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ. Результат предконтрактного оппортунизма -- неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена, отбор.

    Постконтрактный оппортунизм заключается в нарушении условий договора. Он также выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. К постконтрактному оппортунистическому поведению относятся "моральный риск" и т.н. "fraud", что означает "прямое злонамеренное пренебрежение своими обязательствами".

    Одной из причин возникновения постконтрактного оппортунизма является неполнота контракта, поскольку при его составлении невозможно предугадать вес возможные действия агентов. Другая причина возникновения постконтрактного оппортунистического поведения заключается в сложности измерения качества деятельности сторон.

    Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением менеджера.

    Впервые этой проблемы коснулись Адольф Берли и Гарднер Минц, знаменитые американские социологи. В своей книге "Современная корпорация и частная собственность" (1932) они провозгласили революцию менеджеров, понимая под этим следующее. В корпорации, которая привлекает капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности, распределенности своего инвестиционного портфеля между различными корпорациями. Собственник стал анонимным и в таковом качестве бессильным владельцем совершенно абстрактного ресурса, а реальными хозяевами корпорации стали менеджеры.

    Можно выделить четыре основных формы морального риска у менеджеров.

    3. Расширение операций за приделы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы.

    1. Потребление на рабочем месте.

    Т.н. "престижное" потребление очень трудно отделить от необходимого. Существуют определенные реалии делового сообщества. В частности, руководство любой фирмы должно подавать сигналы о том, что фирма благополучна, что у нее есть достаточный капитал, чтобы устраивать богатые приемы и пр. Некая избыточность вложений в презентации свидетельствует об успешности фирмы так же, как благотворительность, которой она занимается. Если фирма не тратит ничего на благотворительность, ее положение вызывает большие сомнения. Данная проблема многократно обсуждалась, но однозначно она не решается - нельзя запретить престижное потребление.

    2. Инвестиции за счет дивидендов.

    Собственникам самим нужно принимать решение, во что вкладывать свои средства. Менеджер должен, получив прибыль, оставить некую техническую прибыль на расширение производства, и отдать деньги собственникам предприятия. Последние, если фирма достаточно хороша, реинвестируют их в нее же. А менеджер, инвестирующий за счет дивидендов, ведет себя неправильно как с точки зрения эффективного распределения ресурсов, так и с точки зрения прав собственности.

    3. Расширение операций за пределы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы.

    В книгах "Принцип Питера" и "Закон Паркинсона" С. Норткома Паркинсона, описано, каким образом растет организация. Один из законов Паркинсона гласит, что фирма расширяется потому, что каждый управленец в ней обязательно должен быть начальником. Например, при своем возникновении фирма имеет одного хозяина, у которого есть три помощника. Но его помощники чувствует себя неуютно без своих помощников. В результате, начинается бесконечное деление аппарата, что, в конце концов, и приводит фирму к краху. Картина, нарисованная Паркинсоном, утрирована, но правдива.

    Высшие менеджеры совершенно осознанно стремятся к расширению операций своей фирмы, исходя из личных интересов, а не из интересов фирмы, хотя их интересы и совпадает в плане диверсификации деятельности фирмы, обеспечения ею резервных вложений и во многом другом.

    4. Противостояние поглощениям.

    Хорошо противостоять поглощениям или плохо? Вообще, команде менеджеров полагается противостоять захвату их фирмы, перекупке акций. У Милгрома и Робертса приводится статистика результатов поглощений: за 10 лет с 1977 по 1986 гг. чистый доход, полученный держателями акций перекупленных компаний, составил 346 млрд. $ или 10 % ВНП за эти 10 лет. Данная цифра примерно равна 20-25 % капитальной стоимости купленных компаний. Эти 346 млрд. $ и есть минимальная оценка потерь в результате неэффективного менеджмента компаний. Т.е. "противостояние поглощениям" - по сути, некоторая форма оппортунистического поведения менеджеров.

    Существуют т.н. "отравленные пилюли". Это специальные права акционеров (в особенности, крупных), в соответствие с которыми акционер в случае поглощения или каких-то непредвиденных событий имеет право выкупить по очень низкой стоимости некоторое количество акций фирмы. Вообще, это - институциональная форма противостояния поглощениям, форма неких гарантий фирмы в целом против них, и ничего плохого в "отравленных пилюлях" нет. Однако вопрос в том, кто их принимает. Если общее собрание акционеров записывает такое право в уставе компании, это нормально. Это означает четкое обязательство собственников компании оставаться в данной сфере деятельности, несмотря ни на что, даже под внешним давлением. Но совсем другое дело, если "отравленные пилюли" принимает правление компании, а не собрание акционеров. Это означает просто некое оппортунистическое поведение высшего менеджмента (правление, как правило, тесно ассоциируется с высшим менеджментом).

    3.2 Виды оппортунистического поведения

    Ситуация оппортунизма (Оливера Уильясона) - преследование личного интереса с использованием коварства или достижения цели любой ценой. Поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали, т.е. связанное с использованием обмана, хитрости и коварства, в экономической теории принято называть оппортунистическим поведением.

    Пример: человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Он знает, что у него диплом об окончании экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Т.е. занимая позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой (или искаженной информации), используешь прорехи в тексте контракта для достижения своих целей за счет своего контрагента.

    Для организаций: подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии (когда у одной стороны больше информации, чем у другой), что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).

    Виды оппортунистического поведения:

    1. Трудовой оппортунизм («отлынивание от работы» - shirking).

    Пример: человек, нанятый сторожем, уходит во время работы со своего поста, что бывает сплошь и рядом, поскольку никто не станет нанимать сторожа и его контролировать.

    2. Оппортунизм и на уровне менеджеров.

    Пример: расширенное потребление менеджеров (overconsumption), когда последние говорят, что для имиджа компании им обязательно нужно проводить отпуск на Багамах, и проводят его там, пользуясь тем, что акционеры компании не могут их контролировать. Или, если менеджер вкладывает средства корпорации в рискованные проекты.

    Существуют издержки, связанные с оппортунизмом.

    Пример: преодолением нечестности партнера по отношению к вам, приводят к тому, что вы либо нанимаете надсмотрщика, либо пытаетесь найти и вложить в контракт какие-то дополнительные измерения эффективности вашего партнера, и т.д.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Теория контрактов особое внимание обращает на трансакционные издержки, как издержки оппортунист поведения. Слабой формой эгоистического поведения является послушание. Полусильной формой является следованию собственным интересам в условиях определенности. Сильной формой является оппортунизм, трактуемый Уильямсом как преследования личного интереса с помощью коварства. Так же различаются две основные формы оппортунистического поведения. 1) «отлынивание» индивид работает с отдачей меньшей, чем от него требуется по договору. итак моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительно информации о ее поведения требует больших издержек или вообще невозможно. Особенная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группы. И в фирмах создаются специальные сложные дорогостоящее структуры. Входит контроль за поведением агентом. 2) « вымогательство» Возможно при долгой работе в тесной кооперации и настолько притираются к друг друге что каждый становиться незаменим. Если какой-то фактор решит покинуть команду, то остальные не смогут найти ему замены на рынке и понесут потери. По классификации выделяются два типа предконтрактное и постконтрактное. Предконтрактное возможно в период заключения контракта. Выражается в сокрытие истинной информации.

    Результат предконтрактного - неблагоприятный или ухудшающий условия обмена, отбор. Пример поддержанных машин. Автомобили худшего качества вытесняют лучшего качества. Это связанно с тем что покупатель готов заплатить определенную сумму. Но не способен оценить в полной мере. Еще проблема неблагоприятного отбора дает рынок труда. Если ставка з/п устанавливается фирмой на уровне производительности труда то наиболее производит работники откажутся заключать контракт на таких условиях. Институциональной реакцией на существования ухудшающего отбора может быть использование данные об образовательном потенциале работника.

    Постконтрактное является неполнота контракта, при его составления невозможно предугадать все действия. Оппортунистическое поведение означает нарушение условий контракта при котором имеет место стратегия подтасовки информации. Издержки вызванные оппортунистическим поведением, возникают из-за асимметрии информации и связанные с трудностями точной оценки поведения другого участника сделки.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Айкс Б., Риттерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. - 2011.

    2. Гвишиани Д. Организация и управление. - М.: МГТУ им.И.Э.Баумана, 2013.

    3. Капелюшников Р. Новая институциональная теория. Теория экономических организаций / История экономических учений (современный этап) / Под ред. А.Г.Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 2011.

    4. Катькало В. С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия "Менеджмент" 2012.

    5. Оглоблин А.П. Очерки истории украинской фабрики. Мануфактура в Гетманщине. - ГИЗ Украины, 2014.

    6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. - СПб: Лениздат; CEV Press, 2011.

    7. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 2014.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Определение понятия, функции, формы и классификация фирм. Сущность, типы и особенности контрактов. Нарушение контракта; рассмотрение основ стратегии подтасовки информации. Рекомендации для недопущения оппортунистического поведения менеджера фирмы.

      курсовая работа , добавлен 03.10.2014

      Фирма как экономический субъект, ее трактовки и виды. Принцип максимизации прибыли. Определение рыночной структуры. Степень рыночной власти. Типы рыночных структур. Рынок монополистической конкуренции. Стратегия цены целевого дохода и проникновения.

      курсовая работа , добавлен 16.07.2011

      Фирма как самостоятельный экономический субъект, ее основные характеристики, понятие, признаки, функции. Неоклассическая теория фирмы, ее преимущества и недостатки. Анализ концепций, основанных на модели "принципал-агент" и на идее о неполноте контрактов.

      реферат , добавлен 26.04.2013

      Контракт как основополагающей формой человеческого взаимодействия. Минимизация издержек явного (письменного) внесения. Сущность, типы и особенности контрактов. Отношения управления поведением исполнителя. Теоретические подходы к объяснению контрактов.

      контрольная работа , добавлен 02.04.2009

      Сущность, условия возникновения и структура рынка. Ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая функция рынка. Домохозяйство, фирма, государство как субъект рыночных отношений. Производственный кооператив. Акционерное общество.

      курсовая работа , добавлен 12.04.2016

      Формы организации и структуры управления экономической деятельностью, установленные законодательством и нормами хозяйственного права. Определение понятия и порядок создания юридического лица. Правовые основы предпринимательства и классификация фирм.

      контрольная работа , добавлен 17.04.2011

      Понятие фирмы и ее отличительные черты, классификация. Типология рыночных структур, типы и виды рынков. Анализ поведения фирм и модель фирмы в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции, монопольной и олигопольной рыночных структур.

      курсовая работа , добавлен 01.11.2008

      Сущность оппортунистического поведения. Анализ подходов к определению оппортунистического поведения. Оппортунизм в рыночных трансакциях и внутри предприятия, связанный с поведением исполнителя. Предотвращение предконтрактного оппортунистского поведения.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2015

      Общие понятия и основы деятельности акционерного общества, правовые аспекты, подробная характеристика акций как первейших его составляющих, типы акционерных обществ, распределение прибыли в них. Структурные элементы корпорации и холдинговой компании.

      курсовая работа , добавлен 17.02.2010

      Основные понятия юридических лиц. История становления акционирования в России. Акционерное общество, как форма хозяйствования в РФ. Учреждение ЗАО и органы его управления. Общий порядок реорганизации и ликвидации ЗАО. Виды акционерного общества.

    16.06.2017

    В случае если по результатам контроля в соответствии с ч.5 ст.99 44-ФЗ финорган опубликовал Протокол несоответствии контролируемой информации , то Заказчику самостоятельно необходимо вернуть документ ПГ на доработку, для этого необходимо в статусе "Не соответствует " выбрать документ и отправить его по маршруту.

    Причины проблемы:

    1. При отправке первичного проекта в ЕИС «особые» закупки, отправляемые в составе пакета, садятся в состав документа статично. При отправке на контроль пакета плана закупок, «особые» закупки остаются в составе документа без возможности их отмены. Это особенность работы ЕИС. Поэтому, когда заказчик пытается отменить в Торгах уже отправленные в ЕИС «особые» закупки и заводит новую закупку с тем же типом и КВР, то выходит контроль, описанный выше.
    2. В случае удаления отправленной закупки и создания новой закупки с тем же КВР. В таком случае, даже если вновь созданная закупка заполнит тот же ИКЗ, который был в ранее отправленной, это не исправит ситуации. Особенность работы ВСРЗ с ЕИС в том, что в составе позиций уходит дополнительно «внешний» ключ ВСРЗ. При обработке информации пакета от ВСРЗ ЕИС сверяет закупки не только по ИКЗ, но и по внешнему ключу. Соответственно, если Вы удалили закупку, создали новую по образу и подобию удаленной, и она заняла ИКЗ удаленной закупки, то это не гарантирует успешного приема документа, так как при попытке посадить вновь отправляемый пакет ЕИС сверит по двум ключам закупку и будет считать, что принимается новая закупка. Он выдаст описанный выше контроль, если новая «особая» закупка имеет тот же КВР, что был в удаленной закупке. Если же КВР совсем другой, то выйдет контроль на уникальность ИКЗ.
    3. Способ размещения Плана закупок по особым закупкам не соответствует способу указанному в Плане-графике.

    Решение проблемы:

    1. Необходимо отменить все вновь созданные «особые» закупки с тем КВР, на который ругается контроль, и вернуть в неотмененные первичные закупки. Впредь необходимо работать с ними. Соответственно, если Вам необходимо «удалить» закупку, то её необходимо просто заполнить нолями.
    2. В данном случае стандартными механизмами невозможно исправить ситуацию. Необходимо проставлять скриптами внешние ключи удаленных закупок. Внешние ключи можно взять из xml с FTP ЕИС, если план закупок уже был опубликован в ЕИС, или же из бэкапа БД, если публикации не было. Удаление в Торгах закупок, ранее отправленных в ЕИС, сейчас запрещаем. Удаление доступно только для администраторов системы. В случае помощи в формировании скриптов необходимо будет обратиться к разработчикам ДИРиГЗ «Кейсистемс» для консультации.
    3. Отменить строки (закупки) плана закупок в которых не указаны способы и добавить их заново с обязательным указанием способа закупки, далее необходимо перевязать связку в Лоте плана-графика.

    При отправке на ЕИС исправленного документа [Отправить документа на ЕИС] или [Отправить изменение документа на ЕИС] применительно к плану закупок может возникнуть ошибка: «Не найден план закупки по ID: хххххх».

    Данная проблема связана с тем, что успешно отправленный документ в личном кабинете заказчика были удалены самим Заказчиком или информация о номере не передана ЕИС’ом после проверки документа Финорганом (в соответствии с ч. 5 ст.99).

    Для решения данной проблемы необходимо узнать текущий номер ID документа на ЕИС. Для этого необходимо в личном кабинете заказчика на ЕИС открыть документ и в адресной строке в конце прописан код «…planId=402288 »

    Данный номер нужно отправить в группу технической поддержки по средствам подсистемы обращений Багтрекин, с пометкой «Присвоение ID», дополнительно в заявке необходимо указать:

    • - Наименование документа;
    • - Номер версии документа;
    • - ИНН учреждения.

    В документе Плана закупок не заполнена вкладка "Дополнительно" (не путать с вкладкой документа "Закупка плана закупок")

    В случае если документ "Плана-графика закупок" был сформирован в РИС "WEB-Торги-КС" и получил статус документа "Принят в ЕИС " (Аналитический признак ), но документ не отобразился в личном кабинете ЕИС , то это означает, что у пользователя в ЕИС отсутствуют полномочия публикации Плана-графика на 2017 год , необходимо зайти под логином Администратора ЕИС и проставить соответствующие роли:

    Выходит в том случае, если заказчики нажали кнопку [Отправить документ как новый в ЕИС ]. Данную кнопку следует использовать заказчикам только в том случае, если план закупок был отправлен в ЕИС, но ни разу на финконтроль не был передан, а лишь был удален из личного кабинета и на данный момент у заказчика в личном кабинете нет ни одного проекта плана закупок.

    Если же в личном кабинете заказчика есть проекты плана закупок, по которым был получен протокол несоответствия контролируемой информации по ч.5 ст.99, то следует использовать для отправки в ЕИС только кнопку [Отправить документ в ЕИС ] или [Отправить изменение документа в ЕИС ]. При этом следует исправлять ту версию плана закупок, которая была успешно загружена в ЕИС и по которому был получен протокол несоответствия контролируемой информации по ч.5 ст.99. Новую редакцию плана закупок в WEB-Торги-КС при этом делать не надо и тем более ее отправить в личный кабинет. Новую редакцию плана закупок следует формировать только в том случае, когда предыдущая редакция будет успешно опубликована в ЕИС.

    Убедиться, что позиция присутствует в ЛК ЕИС. Если позиция существует, считать за ошибку ЕИС.

    Необходимо проверить Лоты плана-графика на наличие дублирующих записей, тексты наименований в части "Невозможность применения методов в соответствии с ч.1 ст.22 44-ФЗ" не должны дублироваться с остальными разделами, см. скриншот:

    При загрузке с Единой информационной системы опубликованных документов ВСЕ ранее существующие версии и редакции документа (во всех статусах) РИС «WEB-Торги-КС» будут удалены.

    • Между тем, Единая информационная система не передает данные во внешние системы по ряду таких данных, как КБК, средние цены за единицу ТРУ, ОКПД2 и ряд других. Для целостности передаваемых данных необходимо дополнительно ввести отсутствующую информацию вручную. В случае наличия разницы между опубликованными и введенными данными могут возникнуть проблемы в дальнейшей интеграции. Так же информация по стоимостным показателям при загрузке в РИС «WEB-Торги-КС» изменится в сторону увеличения в тысячекратном выражении.

    Ошибка (обязательно устранение): Непредвиденная ошибка в ходе обработки. Непредвиденная ошибка в интеграционном адаптере РГК. В случае если размещающая организация (блок placer) отличается от заказчика (блок customer), то в принимаемом документе в блоке «Информация об организации, разместившей контракт» (placer) должны быть указаны сведения о размещающей организации; код СПЗ и полномочия, указанные в блоке должны совпадать с кодом СПЗ и полномочиями организации, определенной по логину пользователя "логин пользователя", загружающего пакет.

    Основная суть проблемы заключается в отправке документов в ЕИС под учетными записями с полномочиями "Руководитель организации". ЕИС не может по каналам интеграции корректно обработать информацию под такими учетными данными ЕИС.

    Решение проблемы:

    1) В случае, если у заказчиков в личном кабинете ЕИС только одна учетная запись, то необходимо создать ещё одну учетную запись без полномочий руководителя, но с полномочиями размещения информации

    2) Если уже есть учетные записи без полномочия "Руководитель", то необходимо указать их в регистрационных данных ЕИС. Напомним, что регистрационные данные заказчик вносит в меню настройки - Регистрационные данные ЕИС.

    После обновления ЕИС до версии 7.1.4 у большинства заказчиков возникает ошибка при отправке документа в ЕИС: Непредвиденная ошибка в интеграционном адаптере РГК. Пользователь с логином логин_пользователя, в личный кабинет которого направляется документ, имеет следующие полномочия организаций CU. Необходимо явно указать требуемое полномочие в поле «Роль организации, разместившей контракт» (placer\responsibleOrg)

    Решение:
    Нужно заполнить вкладку "Организация разместившая\размещающая контракт" в сведениях о контракте согласно данным ЕИС.

Похожие публикации