Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

К закону о "блогерах" и организаторах распространения информации. Правительство рф обязало организаторов распространения информации год хранить данные для фсб Организатор распространения информации в интернете обязан хранить

– именно эти документы в настоящий момент характеризуют подходы российского государства к регулированию сети.

Закон является частью так называемого "антитеррористического пакета", внесенного в Госдуму группой депутатов, среди которых небезызвестные борцы за безопасность российских граждан – Ирина Яровая и Андрей Луговой . Формально документ продвигается под лозунгом борьбы с терроризмом и, по заверениям разработчиков, не отразится на правах и свободах добропорядочных пользователей Интернета. При этом в пояснительной записке к документу не приводится никаких конкретных обоснований, статистики, анализа или прогноза последствий его принятия.

Позднее Председатель Совета Михаил Федотов обратился к Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой рассмотреть возможность отклонения . По его мнению, необходимо подвергнуть документ тщательной экспертизе и широким публичным консультациям. Негативно о высказалась и Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова . Тем не менее, документ был одобрен верхней палатой Федерального Собрания РФ и подписан главой государства.

Насколько обоснованны аргументы "за" и "против" документа и каковы возможные последствия его вступления в силу с 1 августа 2014 года, попробуем разобраться ниже.

Организатор распространения информации

  • использование сайта или страницы сайта в Интернете в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;
  • распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Тем не менее, блогер имеет право:

  • свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с действующим законодательством;
  • излагать в блоге свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;
  • размещать или допускать размещение в блоге текстов или иных материалов других пользователей, если размещение таких текстов или иных материалов не противоречит законодательству;
  • распространять в блоге на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ " ".

Основная критика, которая звучит в связи описанными выше нормами , сводится, в частности, к тому, что с учетом современных интернет-технологий превратить в блогера можно любого пользователя, направив 3000 посетителей к нему на страницу . Кроме того, фактически вводится обязанность полной премодерации контента под угрозой блокировки оператором связи или штрафа, что в перспективе означает физическую изоляцию российского сегмента Интернета от международного.

Одновременно, требование тотальной идентификации интернет-пользователей противоречит , а также Декларации о свободе интернет-коммуникаций Совета Европы. В последнем документе говорится, в частности, что для того, чтобы обеспечить защиту от онлайн-слежения и совершенствовать свободу выражения обмена информацией и идеями, государства-члены должны уважать право пользователей Интернета не раскрывать свою идентичность . Такая позиция озвучена Постоянной комиссией по свободе информации и правам журналистов Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

"То, что здесь должно быть правовое регулирование, никто с этим, я думаю, не будет спорить. Но почему такое? Почему оно сделано таким образом, что у нас Общественная палата РФ является блогером? Не члены общественной палаты, а сама общественная палата. Более того, у нас Госдума является блогером. У нас Президент РФ является блогером. Почему? Потому что так написан закон. Блогером является любой владелец сайта, который посещают более 3000 человек. Но владельцем сайта может быть и банк, и магазин автозапчастей, и торговый дом, и федеральные органы исполнительной власти. Они все блогеры? Их сайты посещают более 3000 человек. Но это же очевидная ошибка. Закон должен быть точный, иначе он теряет смысл и не приносит ничего, кроме вреда", – отметил Михаил Федотов в ходе совместного с Общественной палатой РФ заседания на тему законодательства о СМИ 14 мая 2014 года.

При этом очевидно, что власти имеют не вполне адекватное представление о природе и назначении блогов, рассматривая их не как инструмент реализации конституционного права на свободу слова, а исключительно как профессиональную коммерческую деятельность , которая, по их логике, подлежит специальному регулированию. Показательно в этом смысле заявление одного из главных сторонников , Алексея Митрофанова, в ходе рассмотрения документа на пленарном заседании Госдумы 18 апреля 2014 года (второе чтение).

"Они [блогеры – Ред. ] попадают в особый реестр Роскомнадзора и после этого получают ряд прав, в том числе право на размещение на возмездной основе рекламы на своей страничке, то есть это первый шаг к профессионализации этой группы и к капитализации этой деятельности. Грубо говоря, люди, которые будут популярны, смогут на этом зарабатывать, они будут иметь доход от размещения рекламы, понимаете, а из этого вдруг устроили какую-то историю!" , – сказал он.

Ряд формулировок, касающихся прав и обязанностей блогеров, являются крайне размытыми. Так, неясным остается круг норм, которые понимаются под "требованиями законодательства, регулирующими порядок распространения массовой информации". Например, в "Распространение массовой информации" речь идет преимущественно о лицензировании телевизионного и радиовещания.

Кроме того, согласно блогер не имеет право не только размещать определенную информацию, но и допускать ее размещение. При этом он должен предварительно проверять достоверность информации и незамедлительно удалять недостоверную информацию . В данном случае автоматически возникает вопрос об ответственности блогера за материалы, размещаемые его читателями в комментариях, и о том, какой срок понимается под словом "незамедлительно". Особенно с учетом того, что согласно Закону нарушение блогерами указанных требований влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность.

Положения , касающиеся блогеров, критикуют не только эксперты интернет-индустрии и правозащитники, но и представители "партии власти". Как отметил депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" Роберт Шлегель , в ходе обсуждения документа на том же пленарном заседании нижней палаты парламента, в его тексте очень много неопределенностей.

"Я перечислю буквально несколько: например, определение блогера не отвечает практике; не определено, что является персональным сайтом, страницей; блогер неправильно назван владельцем блога, потому что блог ему не принадлежит (мне не принадлежит моя страница в "Фейсбуке" или в "Твиттере", то есть я могу вести эту страницу, но она мне не принадлежит); не ясно, что делать в случае коллективного управления блогом; дается очень размытое определение суточной аудитории доступа" , – пояснил депутат.

При этом Роберт Шлегель высказался за подробное обсуждение законопроекта, в том числе и с профессиональным сообществом, чтобы подойти к его принятию более взвешенно. По его мнению, тема прав блогеров является очень значимой, и вызвала серьезный резонанс в обществе.

"К сожалению, сейчас мы вынуждены будем принять решение, в которое мы не сможем внести изменения и по которому нам потом предстоит работать, а в принципе я разделяю точку зрения, что необходимо эту сферу урегулировать и сделать так, чтобы интернет-сообщество, интернет-пространство было бы, в общем-то, вполне законопослушным" , – пояснил ситуацию депутат.

Выявление и учет блогеров

Еще одним спорным моментом является требование об идентификации блогера. Так, он обязан разместить в блоге свои фамилию и инициалы , а также электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений. При этом не ясно, должен ли человек самостоятельно отнести себя к категории блогера и выполнить указанные требования, либо ему следует дождаться выявления и признания его в качестве блогера Роскомнадзором.

Как Роскомнадзор выявляет блогеров? По утверждаемой им самим методике, он будет проводить мониторинг Интернета на предмет ресурсов, попадающих под признаки блога, и включать их в специальный реестр . Необходимую для ведения такого реестра информацию ведомство сможет запрашивать как у самих блогеров, так и у организаторов и иных лиц (информация должна быть представлена не позднее чем в течение 10 дней со дня получения запроса).

Включив блог в реестр, Роскомнадзор должен затребовать у провайдера хостинга или иного обеспечивающего размещение блога лица данные, позволяющие идентифицировать блогера (их необходимо предоставить в течение трех рабочих дней).

После получения данных Роскомнадзор включает блог в реестр и направляет блогеру уведомление об этом. Блог может быть исключен из реестра по заявлению владельца, если в течение трех месяцев доступ к нему составляет менее 3000 пользователей в сутки. Об исключении блога из реестра блогер уведомляется Роскомнадзором (в какой срок происходит исключение и направляется уведомление, в не уточняется).

Стоит отметить, что в результате принятия Закона такие ресурсы, как Яндекс и Livejournal, скрыли статистику, отражающую количество пользователей блогов. Тем не менее, по словам руководителя Роскомнадзора Александра Жарова , ведомство имеет возможность определять количество посещений, не прибегая к статистике блогов и поисковых систем.

По мнению Эллы Памфиловой, единственный плюс, который может дать – это мощный импульс для развития новых интернет-технологий в процессе поиска обходных путей и пробелов в законодательстве. Однако, по ее словам, это приведет к разрушению зачатков правового сознания, особенно у молодежи.

Таким образом, мы имеем дело с еще одним не вполне совершенным законом, дающим власти достаточно широкие инструменты по ограничению распространения информации в Интернете и порождающий широкий простор для злоупотреблений. С одной стороны, есть позиция государства без какой-либо внятной аргументации, кроме абстрактной борьбы с терроризмом, с другой – мнение экспертов и правозащитников, которые практически в один голос говорят о вреде . При этом существует мнение, что Закон направлен, прежде всего, против "топовых" политических блогеров. Однако с формальной точки зрения, он будет висеть как дамоклов меч над всеми популярными интернет-ресурсами и социальными сетями.

По данным Фонда общественного мнения, доля активной аудитории Интернета (это люди, выходящие в сеть хотя бы раз за сутки) по состоянию на зиму 2013-2014 годов составляет 48% (56,3 млн человек). При этом в 2014 году 79% полугодовой аудитории Интернета имеет аккаунты в социальных сетях. Для общения в Интернете социальные сети используют 60% аудитории, электронную почту – 55% , чаты и форумы – 12% , сервисы мгновенных сообщений – 11% , блоги – 5% . . Таким образом, подписанный Президентом РФ формально касается подавляющего большинства пользователей всемирной сети.

Также понятно, что на этом попытки урегулировать и контролировать Интернет не закончатся. В одном пакете с ним был принят, например, закон, усиливающий в Интернете. Кроме того, на данный момент Советом Федерации подготовлен законопроект "О создании сайтов и размещении информации на них ", предполагающий обязательную государственную регистрацию (с уплатой госпошлины) сайтов и их владельцев в Роскомнадзоре и ведение государственного реестра сайтов.

Помимо этого, по сообщениям СМИ, на данный момент Администрацией Президента РФ разрабатываются меры, предусматривающие пропуск всего трафика региональных и местных операторов только через сети общероссийских операторов. На всех уровнях всех сетей передачи данных может быть введена фильтрация контента, а также запрет на размещение DNS-серверов доменов.ru и.рф за пределами территории России. Полномочия по регистрации доменов предлагается передать государственным органам.

Наконец, Общественным советом при ФСБ России выдвинуто предложение о запрете анонимайзеров (маскировочные программы, скрывающее, например, IP-адреса и сведения о ресурсах, посещаемых пользователем), что может существенно затруднить реализацию права пользователей Интернета не раскрывать свою идентичность.

Опубликовано 30.06.18 12:59

Журналисты выяснили, какими ресурсами скоро придется пользоваться с повышенной осторожностью.

Внесенные в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) интернет-компании начиная с 1 июля 2018 года будут обязаны хранить в течение шести месяцев переписку российских пользователей и передавать эти сведения спецслужбам по запросу. Журналисты "Медузы" выяснили, какие из популярных у россиян сервисов согласились на такое сотрудничество, и чем лучше пользоваться с осторожностью в будущем.

Так, в реестр ОРИ попали практически все российские сервисы и не инткббээ попали западные, однако, похоже, это мало беспокоит Роскомнадзор.

Специалисты рекомендуют пользоваться с осторожностью функцией сообщений "ВКонтакте" и другими сервисами соцсети, возможно, за исключением аудио- и видеозвонков, где, по утверждению разработчиков, используется end-to-end шифрование.

"Одноклассники" ни разу не упоминали про end-to-end шифрование, и, судя по всему, любые данные и переписки пользователей хранятся в открытом виде и могут быть переданы спецслужбам, пишет издание.

От Яндекса в реестр ОРИ попали электронная почта и облачное хранилище. Несмотря на то, что компания поддерживает шифрование данных, в ее распоряжении остается сам доступ к письмам и файлам пользователей.

У Mail.ru в реестр попали почта, облачное хранилище, соцсеть "Мой мир" и мессенджер "Mail.Ru Агент", с помощью которого можно общаться в ICQ, "ВКонтакте", "Одноклассниках" и даже Facebook.

Американский Google ничего не говорил о подготовке к "пакету Яровой", но неофициальные источники еще в 2015 году сообщали о том, что компания переносит данные российских пользователей на сервера в РФ.

Telegram находится в открытой оппозиции к передаче данных спецслужбам. При этом end-to-end шифрование используется только в секретных чатах сервиса, а обычная переписка пользователей сохраняется на серверах компании.

Viber в минувшем марте заявил, что не собирается передавать спецслужбам ключи для шифровки сообщений пользователей, и вся переписка в мессенджере защищена end-to-end. "Закон Яровой" противоречит политике Viber, а Роскомнадзор не вносил его в список ОРИ.

У WatsApp Роскомнадзор пока не увидел необходимости включения в ОРИ, а чаты мессенджера используют end-to-end шифрование.

Facebook пока не попал в перечень ОРИ, но Роскомнадзор пригрозил блокировать сервис в случае, если компания не пойдет навстречу, напоминает издание. Чаты в соцсети не защищены end-to-end шифрованием, однако его можно самостоятельно включить в настройках.

По утверждению Роскомнадзора, Twitter в 2017 году согласился хранить личные данные россиян в РФ, хотя официальные представители сервиса эту информацию не комментировали. В соцсети предусмотрен незащищенный end-to-end шифрованием сервис личных сообщений.

Популярного фотосервиса Instagram пока нет в реестре ОРИ. Другие сведения об этой соцсети пока не приводятся.

Добавим, что в реестр ОРИ попали многие крупные компании, среди которых "Мамба", "Рамблер", "Мой круг", "Хабрхабр" и другие. Полный перечен приведен на сайте

Год назад мы рассказали о штрафах за нарушение закона о персональных данных. Стало понятно, что о законе, которому много лет, мало кто знал и многие владельцы сайтов его не соблюдали. Раньше штрафы были небольшие, а с 1 июля из-за одного нарушения можно потерять до 75 тысяч рублей. Все сразу решили в нем разобраться.

Потом была шумиха с реестром Роскомнадзора, в который включали соцсети, сайты знакомств и мессенджеры. Кто не соглашался - тех блокировали (мы чуть не лишились Телеграма, помните?). В этот реестр Роскомнадзор включает организаторов распространения информации. И там может оказаться ваш сайт, ваша компания и вы лично.

Организатором могут признать почти любой сайт. Для этого достаточно дать пользователям возможность комментировать, обмениваться сообщениями и писать отзывы о товарах.

Всем владельцам сайтов, блогов и форумов нужно разобраться в том, как работает закон для организаторов распространения информации. Скорее всего, вы даже не думаете, что он вас касается и у вас есть дополнительные обязанности. Но если их не выполнить, есть опасность штрафа. Например, 300 тысяч рублей за то, что вы не уведомили Роскомнадзор о начале работы. Или миллион рублей за то, что вы не храните данные о пользователях и их сообщениях или храните их не в России.

Кто такие организаторы распространения информации?

Екатерина Мирошкина

экономист

Это владельцы сайтов, программ и любых инструментов, которые помогают обмениваться электронными сообщениями в интернете: отправлять, получать, делать рассылки и как-то их обрабатывать.

В законе нет ограничения, что это должны быть только юридические лица или официально зарегистрированные предприниматели. Это просто какое-то лицо. И нет условия, что у этого лица должен быть бизнес, большой портал или мессенджер с миллионами пользователей по всему миру. Нет вообще никаких условий, кроме этого определения.

Кого могут признать таким организатором?

Формально статус и обязанности организатора возникают по умолчанию. Чтобы им стать, достаточно запустить сайт, сервис или программу, где пользователи могут отправлять и получать какие-то сообщения.

Для организаторов распространения информации Роскомнадзор ведет реестр. Присутствие в этом реестре означает только одно: у государства есть полная информация о владельце конкретного сайта. Ведомства знают, кому принадлежат сайты из реестра, как связаться с этой компанией и людьми, что с них можно спрашивать, кому отправлять запросы или выставлять штрафы.

Если сайта нет в реестре, это не значит, что он не организатор и не должен выполнять обязанности по закону. Это значит, что пока Роскомнадзор и спецслужбы не обратили на сайт внимания.

Сейчас в реестре 98 записей: есть мессенджеры, женские форумы, правовые порталы, региональные СМИ , платформы блогов и поисковые системы. Кто-то зарегистрировался сам, кого-то внес Роскомнадзор.

На днях сайт «Роем-ру» писал, что тоже попал в список, хотя не считает себя организатором. Несколько лет назад на сайте можно было отправлять личные сообщения. Роскомнадзор узнал об этом и внес сайт в реестр. Потом личные сообщения удалили и руководство портала захотело выйти из реестра: никакого сервиса для обмена сообщениями они больше не предоставляли. По крайней мере, им так казалось с учетом неопределенности в законе.

Но Роскомнадзор решил иначе и не исключил сайт из реестра. Все дело в комментариях под новостями - этого оказалось достаточно, чтобы сайт считался организатором распространения информации в интернете. Сейчас ООО «Роем» по-прежнему в реестре под номером 7-РР.

  1. Любой сайт, у которого есть комментарии под статьями. Даже если комментарии там никто не оставляет, а посещаемость 20 человек в день.
  2. Интернет-магазин с отзывами о товарах, которые могут комментировать другие пользователи.
  3. Форум рыболовов, домохозяек и бухгалтеров. Вообще любой форум без ограничения по темам и активности участников.
  4. Сайт с сообщениями от робота в личном кабинете или при заполнении формы.
  5. Личный блог или корпоративный журнал с комментариями.

Комментарии и отзывы - это тоже электронные сообщения?

В статье 2 закона 149-ФЗ написано, что такое электронное сообщение. Это любая информация, которую передают и получают в интернете. Комментарии под статьями, отзывы с возможностью комментирования и неформальная переписка где-то внутри сервиса - это тоже электронные сообщения.

Так считают эксперты, которые консультируют Роскомнадзор: кандидаты юридических наук, научные сотрудники и специалисты по информационному праву. Если вам тоже интересно разобраться, прочитайте комментарий к закону об информации А. И. Савельева.

В Конвенции ООН , которая действует и для России, тоже есть понятие электронного сообщения. Там оно даже шире, чем в российском законе: даже файл на флешке может быть электронным сообщением.

Системные сообщения тоже делают сайт организатором?

Да, формально системные сообщения тоже попадают под определение электронных. Но в отличие от сообщений, которые пользователи отправляют друг другу или оставляют в комментариях, здесь есть юридические нюансы. На системные сообщения не распространяются правила о хранении данных, которые установило правительство. Для них не нужен сервер в России, и они не интересны госорганам.

Уведомление Роскомнадзора о начале работы

Вы можете уведомить Роскомнадзор сами или отправить данные в ответ на его запрос. И здесь вот такая штука. По закону сайт считается организатором распространения информации, когда на нем можно оставлять сообщения, а не когда он попадет в реестр. Решили ввести комментарии под статьями - вы автоматически организатор. И вы сразу же должны отправить уведомление в Роскомнадзор, а не ждать, пока он вас заметит и пришлет запрос. Иначе есть повод для штрафа даже у физлиц.

300 000 Р

максимальный штраф за работу сайта без уведомления Роскомнадзора

Пока практика складывается так, что Роскомнадзор сам решает, кого надо внести в реестр, и направляет им запросы. Дальше владелец сайта соглашается, заполняет уведомление и его вносят в реестр. Или не соглашается, и к нему блокируют доступ. Кажется, что организаторами считаются только те, кто уже в реестре, но это не так. Реестр нужен для удобства ведомств и органов. Так им легче найти владельца сайта, чтобы запросить нужную информацию.

Сейчас в реестре меньше ста сайтов, но это не значит, что другие не организаторы. У Роскомнадзора нет столько времени и ресурсов, чтобы проверять и учитывать все форумы, новостные порталы и корпоративные блоги. Да и цели всех контролировать тоже нет.

Это не значит, что завтра вас не оштрафуют из-за уведомления - по закону имеют право. В то же время, даже если Роскомнадзор пришлет вам уведомление и вы вовремя на него ответите, штрафа вполне может не быть. Сейчас на практике это работает именно так, но в законе требования жестче, и они официально действуют.

Вы сами решайте, подавать уведомление или ждать запроса. Может быть, вам никогда не придет такой запрос и вами вообще не заинтересуется государство. А может быть, оно вами уже заинтересовалось и пока присматривается к вашим публикациям. Или с вашими публикациями все нормально, а вот в комментариях есть что-то интересное.

Хранение данных

Все организаторы распространения информации должны хранить данные о пользователях и их сообщениях в течение года: протоколы, логи, авторизации, платежи и даже спам.

Сейчас это касается только фактов сообщений: один пользователь написал другому какой-то текст или оставил комментарий такого-то числа и прикрепил к нему видео. С 1 июля 2018 года хранить нужно и сами сообщения: тексты, видео, картинки и звуки. Правда, только полгода.

В правилах правительства написано, что и как нужно хранить. Все данные в течение этого времени должны храниться в России. Параллельно сервер может быть и за границей, но в России - обязательно.

1 000 000 Р

максимальный штраф за нарушение правил хранения данных

Предоставление доступа к информации

Еще одна обязанность организаторов - предоставлять органам любую информацию о пользователях и их сообщениях. Таких органов несколько, и это не только ФСБ .

Правительство утвердило специальные правила, как именно владелец сайта должен взаимодействовать с органами. Если интересно - и отдельный документ. Добавим только, что решения суда для этого не нужно, а рассказывать о взаимодействии запрещено.

Допустим, у вас есть сайт с комментариями. Туда приходят странные спамеры и оставляют какие-то сообщения из бессмысленных слов. Вы трете эти комментарии. Спустя несколько дней к вам приходят из ФСБ и просят показать текст сообщений и все логи: откуда пришли люди, когда и что написали. Вдруг оказалось, что это были не бессмысленные слова, а какие-то коды. Такой запрос нельзя проигнорировать. Если информация не сохранилась или вы хранили ее не в России, придется платить штраф - до 5 тысяч для физлиц и до миллиона для ИП и компании.

Еще есть требования по автоматизации доступа и декодированию сообщений. Там все пока не очень понятно. И это точно касается только тех сайтов, которые представляют интерес для органов. Но за это тоже штрафуют. Телеграму, например, выписали 900 тысяч рублей, и оспорить этот штраф не удалось даже в Верховном суде.

Если вы пишете про рыбалку, личные финансы или косметику, соблюдая при этом закон и контролируя содержание комментариев, вас это вряд ли когда-нибудь коснется. А вот если вы или ваши гости обсуждаете происшествия, политику, законы, религию, суды или что-то незаконное, то может коснуться по-серьезному. Это не значит, что такое нельзя обсуждать, но у свободы слова и тайны переписки есть ограничения даже по Конституции. Если вдруг к вам поступит запрос, то следовать нужно точно не советам в интернете. Как минимум вы будете разрабатывать отдельный план с ФСБ , но никому об этом не расскажете. И вряд ли узнаете, что какой-то другой сайт уже разработал такой план и дал доступ к перепискам: по закону об этом говорить нельзя.

Идентификация пользователей

С 2018 года у организаторов распространения информации со встроенными мессенджерами еще одна обязанность: они должны идентифицировать всех пользователей по номерам телефонов. Неважно, какой логин или никнейм у комментатора - владелец сайта обязан знать и предоставить по запросу номер его телефона.

Мы подробно рассказывали - к ним есть и другие требования. Это не касается тех сайтов, где нельзя обмениваться мгновенными личными сообщениями. То есть не каждый организатор распространения информации - это мессенджер. Но любой мессенджер - организатор.

Фрилансер с личным блогом - это тоже организатор?

В законе есть исключения, когда сайт хоть и похож на организатора, но на него все эти требования не распространяются. Если сайт создан физическим лицом для личных нужд, то Роскомнадзору до такого сайта дела нет, в реестр он не попадет и госорганам ничего предоставлять не обязан.

Правительство установило перечень личных нужд. Если вы лично создали сайт и он покрывает ваши потребности из этого списка, вы не должны выполнять обязанности организатора распространения информации:

  1. Приобретение знаний, умений, навыков, опыта в целях интеллектуального, нравственного, культурного, творческого, физического и профессионального развития.
  2. Образование и наука.
  3. Создание результатов творческой деятельности (именно так и написано, мы сами не поняли).
  4. Покупка товаров, работ, услуг, поиск работников, размещение вакансий.
  5. Ведение домашнего хозяйства, садоводства, разведение животных.
  6. Получение информации о характеристиках и свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ.
  7. Отдых и воспитание детей.

Если вы как физлицо без бизнеса создали сайт или ведете блог, в котором публикуете свои статьи про рыбок, детей или саморазвитие, - вас не внесут в реестр, даже если там есть комментарии. Если вы на своем опыте учите кого-то писать тексты, проектировать интерфейсы или худеть, вам тоже ничего не нужно делать - учите дальше.

Когда личный или корпоративный блог все равно организатор

Не все сайты и блоги для личных нужд попадут под это исключение. Есть условия, когда даже личные блоги должны выполнять обязанности организатора:

  1. количество пользователей на сайте или в блоге больше 10 000;
  2. публикуются посты и материалы на общественно-политические темы;
  3. блог ведется в интересах какой-то компании;
  4. можно отправить сообщения всем сразу, без разбора.

Пример с книгами. Маркетолог издательства рассказывает о книгах, которые издает его работодатель. Кажется, что это личный блог, но на самом деле нет. Здесь есть интересы юрлица, поэтому исключение не сработает и личные нужды могут не спасти от реестра.

Пример с рассказами о городах. Блогер пишет на сайте об архитектуре в городах, критикуя представителей власти на местах и поддерживая в комментариях общественно-политические заявления. Он тоже может попасть в реестр. И он тем более туда попадет, если хоть и пишет от себя, но на самом деле сайт оформлен на ИП или фирму.

Пример с налогами. Бухгалтер рассказывает в личном блоге, как экономить на налогах, оформлять ИП и вести бухучет в компании. Кажется, что он делает это от себя как эксперт, но на самом деле рекламирует так свое ООО . А этот блог - часть пиара бухгалтерской фирмы или финансового сервиса.

Нет никаких ограничений по количеству информации в интересах компаний или частоте публикации общественно-политических постов. Это решается индивидуально и не вами.

У меня ИП и небольшой интернет-магазин. Меня касаются эти требования?

Да, эти требования касаются вообще всех: физлиц, предпринимателей и фирм. Исключения для личных нужд распространяются только на обычных людей, а на предпринимателей нет.

Если у вас в интернет-магазине можно оставлять комментарии к статьям, обсуждать цены или характеристики товаров, вы организатор распространения информации. Формально вы обязаны отправить уведомление в Роскомнадзор. Штрафы за несоблюдение требований для ИП такие же, как для юрлиц, - 300 тысяч за неотправленное уведомление.

Зачем это придумали? Такое только в России?

Такое не только в России. Наоборот, эти нормы появились в нашем законе гораздо позднее, чем в других странах. В Европе и США выдача данных о трафике по запросу правоохранительных органов - это нормальная практика. Наши законодатели взяли зарубежный опыт и адаптировали его к российским реалиям.

Основное назначение этих изменений - борьба с терроризмом и преступностью. Государственным органам, которые этим занимаются, нужен доступ к информации, которую распространяют некоторые сайты или пользователи. Получить такой доступ без этого закона было сложно, а с ним проще.

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», который, как я пытался убедить читателей , вовсе не «закон о блогерах». Учитывая огромное количество вопросов и возражений, высказанных на разных зеркалах блога, поясняю ситуацию. Если бы в законе было написано «Блогер – физическое лицо, по своей воле периодически публикующее на специально созданном сайте или странице сайта в сети интернет (блоге) свое личное мнение по каким-либо вопросам и проблемам, предоставившее неограниченный доступ к блогу неопределенному кругу пользователей сети и возможность комментировать публикации», первого поста бы не было. Приблизительно такое представление сложилось в обществе о блогерах в настоящее время. Но в 97-ФЗ блогер обладает двумя родовыми признаками:

· он владелец сайта, т.е. владелец совокупности программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе (видимо, созданного блогером контента, но точно закон об этом не говорит), доступ к которой обеспечивается посредством сети интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты;

· на сайт, принадлежащий блогеру, в день заходит более 3000 пользователей сети интернет (опять-таки не ясно, в среднем за неделю, месяц, год или в тот день, когда на сайт, оснащенный рекомендованными счетчиками, зайдет в порядке систематического контроля инспектор Роскомнадзора и увидит хотя бы на одном счетчике число более 3000). Что счетчики показывают совершенно разные результаты, наглядно показал на примере своего сайта Тарас Злонов . Когда я писал этот абзац, показатели счетчиков у него не очень плавно колебались от 2 до 411.

Следующим важнейшим субъектом, чья деятельность регулируется новым законом, является организатор распространения информации . Кто же это? Если закон о блогерах, логично предположить, что это тот, кто предоставляет техническую возможность блогеру делиться своими мыслями – всякие там социальные сети, живые журналы, сайты, печатающие или перепечатывающие посты. Внимательно читаем определение части 1 новой ст.10.1 «трехглавого закона»: «Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет"».

Вы точно внимательно прочитали? И что увидели? Я увидел следующее. Если через сайт можно передать, доставить или обработать любое электронное сообщение, то владелец сайта или оператор информационной системы, эксплуатирующий ее по соглашению с владельцем, являются организаторами распространения информации. А это и сайты по бронированию чего угодно, и все интернет-магазины, и сайты, предоставляющие возможность прокомментировать его контент, и т.п.

А теперь приготовьтесь. Вы устойчиво сидите у своего ноутбука? Планшет опасно упасть не может? Тогда читайте. Под определение организатора распространения информации, данное в законе, подпадает любая организация, имеющая собственный почтовый сервер или внутренний портал с возможностью коммуникации персонала между собой.

Более того, если в соответствии с частью 7 статьи 10.2 владельцы сайтов, которые зарегистрированы в соответствии с законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, не являются блогерами, то указания на то, что они не являются организаторами распространения информации, в новой редакции закона нет, а значит, они (СМИ в интернете) должны выполнять все обязанности, предусмотренные частями 2-4 ст.10.1. Т.е. уже сегодня, а не с 1 сентября 2016 года, хранить на территории России персональные данные россиян, уведомить о своей деятельности Роскомнадзор и поставить средства СОРМ. Сегодня, а точнее – с 1 августа 2014 года.

И уже ясно, кто определит требования к устанавливаемому оборудованию. С 12 августа вступает в силу Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 741 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в эксплуатируемых им информационных системах». Естественно, этим органом стало Минкомсвязи, которое уже разместило на едином портале сведения о том, что публичное обсуждение проекта соответствующего приказа начато, правда, текст обсуждаемого документа пока не выложило.

Требований к оборудованию СОРМ пока нет. Зато в тот же день, 31 июля, Постановлением Правительства N 759 утверждены «Правила хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

И вы знаете, что, помимо прочего, попало в перечень фиксируемой информации? Не поверите. «Фактически фиксируемая коммуникационным сервисом информация об организации приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений, осуществляемых с использованием технологий электронных платежных систем, в том числе информация о произведенных денежных операциях (с указанием информации о корреспонденте-идентификаторе платежной системы, валюты, суммы, оплачиваемой услуги или товаров (при наличии), об иных данных, указанных при проведении денежной операции), осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы ("электронного кошелька"), суммы прихода либо расхода, иных данных, указанных при осуществлении транзакции)». Банкам, магазинам принимающим платежные карты, владельцам платежных терминалов и прочим организаторам электронных кошельков стоит обратить внимание.

Кстати, про то, за чей счет все это будет фиксироваться, ни в законе, ни в новых постановлениях нет ни слова.

В заключение. Пост – не про здравый смысл. Пост – про буквы, которые написаны в законе.

1. Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети "Интернет", голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети "Интернет" до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок , сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.1. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан предоставлять указанную в части 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети "Интернет" с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4.1. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети "Интернет" возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

4.2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматриваются размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет" и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц (далее - организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями), также обязан:

1) осуществлять идентификацию пользователей сети "Интернет", передачу электронных сообщений которых осуществляет организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями), по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) в течение суток с момента получения соответствующего требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти ограничить возможность осуществления пользователем сервиса обмена мгновенными сообщениями, указанным в этом требовании, передачи электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

3) обеспечивать техническую возможность отказа пользователей сервиса обмена мгновенными сообщениями от получения электронных сообщений от других пользователей;

4) обеспечивать конфиденциальность передаваемых электронных сообщений;

5) обеспечивать возможность передачи электронных сообщений по инициативе государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) не допускать передачу электронных сообщений пользователям сервиса обмена мгновенными сообщениями в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

4.3. Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации, вправе осуществлять идентификацию пользователей сервиса обмена мгновенными сообщениями самостоятельно путем определения абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться требования к порядку определения абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющимся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации.

4.4. Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации, обязан хранить сведения об идентификации абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - идентификационные сведения об абонентском номере) только на территории Российской Федерации. Предоставление третьим лицам идентификационных сведений об абонентском номере может осуществляться только с согласия пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Обязанность предоставить доказательство получения согласия пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями на предоставление третьим лицам идентификационных сведений об абонентском номере данного пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями возлагается на организатора сервиса обмена мгновенными сообщениями.

Похожие публикации