Андроид. Windows. Антивирусы. Гаджеты. Железо. Игры. Интернет. Операционные системы. Программы.

Информационная деятельность в современном мире. Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Основные этапы разв

Введение …………………………………………………………………...3

Роль и значение информации в обществе…………….……………..…...4

Человек в информационном пространстве………………………………9

Заключение …………………………………………………….…............11

Используемая литература ………………………………….………….....12

ВВЕДЕНИЕ

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.

Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Величайшими изобретениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

1) переход от механических и электрических средств преобразования

информации к электронным;

2) миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

3) создание программно - управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку “пост-”, т.е. “после -”, словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером “информационное общество”.

Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека.

Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”. Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс. Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

В будущем информационным обществе решающее значение будут иметь глобальные информационные коммуникации. Основой для таких коммуникаций может стать международная компьютерная сеть Internet. Родина Internet - Соединенные Штаты Aмерики. Internet стала развитием военных технологий. Прародительницей выступила сеть ARPAnet (Advanced Research Project Agency net - сеть Управления перспективных исследований), разработанная и развернутая еще в 1969 г по заказу Министерства обороны США. Будучи экспериментальной, ARPAnet создавалась для поддержки научных исследований в военно-промышленной сфере. В частности, изучались методы построения сетей, которые были бы устойчивы к частичным повреждениям, например, при бомбардировке авиацией, - и сохраняли бы способность нормально функционировать в столь экстремальных условиях.

Модель APRAnet предусматривала постоянную связь между компьютером-источником и компьютером- приемником (станцией назначения) - сеть, по условию предполагалась ненадежной всякая часть ее могла исчезнуть в любой момент. Не только на сеть в целом, но и на связывающиеся компьютеры возлагалась ответственность обеспечивать налаживание и поддержание связи. Основной принцип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как равный с равным с любым другим компьютером, подключенным к сети.

По мере роста ARPAnet развивались и другие сети, для связи между которыми задействовали так называемые шлюзы, которые позволяли информации беспрепятственно попадать из одной сети в другую.

Стандарт, согласно которому могла развиваться сеть Internet, установили в 1983г. И с этого момента стало возможно добавлять шлюзы и подсоединять к ней новые сети, в то время как первоначальное ядро оставалось неизменным. Большинство аналитиков считают, что именно 1983г. - настоящая дата возникновения Internet, когда изначальная ARPAnet была разделена на сеть MILNET предназначавшуюся для использования в военных целях, и собственно ARPAnet, ориентированную на продолжение исследований в сетевой области. Сама ARPAnet прекратила свое существование в июне 1990г. а ее функции постепенно перешлю к более разветвленной структуре Internet. Может быть, именно тогда удалось впервые продемонстрировать надежность Internet как средства коммуникации, поскольку закрытие и соответственно выключение ARPAnet - родоначальницы Internet - никак не сказалось на работе сети в целом. В 1985г. количество подключенных к Internet сетей приблизилось к сотне, к 1987г. их число удвоилось, а в 1989-м - достигло пятисот. На сегодняшний день Internet состоит из более чем 12 тыс. объединенных между собой сетей.

Путь, проложенный Internet, предопределит многие элементы будущей магистрали. Internet - прекрасная, жизненно важная разработка, один из компонентов конечной системы, но в ближайшие годы он существенно изменится. Современному Internet недостает безопасности и системы учета, (billing system). Технологии, которые воплотят идею всеобщей информационной магистрали, должны еще развиться до должного уровня. Это будет единая высоко-пропускная сеть – соединение компьютерных и других коммуникаций.

ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Представления авторов концепции “информационного общества” о жизни человека в новом социуме являются слегка сказочными и утопичными. Таковы идиллические мечтания и воздушные замки Дж. Мартина и некоторых других, не процитированных здесь авторов. Они руководствуются идеей о том, что можно сделать человека счастливым, решив все его материальные проблемы, избавив от работы и обеспечив продолжительный досуг. Как уже неоднократно было доказано, это совершенно неверная точка зрения.

С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие.

Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию “информационного” общества. Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения.

Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные войны, экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира” и т.д. Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к “информационному обществу” - такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Кроме того, неясен вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления. Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы - является ли первая продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать иной путь.

К сожалению, авторы концепции “информационного общества” не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступления принесет для культурной жизни человечества. Этот вопрос был специально разработан лишь Тоффлером в его книгах “Третья волна” и статьях о будущем труда. В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации между людьми и повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому она стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно сильнее ускорить процесс обработки информационного потока. Этот процесс воздействует на культуру двояко: с одной стороны, максимально сближаются духовная и материальная стороны жизни человека, ибо в культуре необходимым образом присутствует подвергающийся вышеописанным трансформациям информационный элемент, а с другой стороны, происходит резкое разграничение эмоционального и информационного аспектов культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Информация - это, во-первых, знание относительно нового типа, пригодное для дальнейшего использования, а во-вторых, знание, производство, хранение и применение которого действительно становится все более важной для общества деятельностью, порождает соответствующие ему технико-организационные структуры. Возрастающая роль информации и информационных систем - исторический факт, лежащий в основании концепций информационного общества. Другой факт - быстрое, поистине революционное воздействие «информационного разума» на производство, управление, всю жизнь людей».

Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.

Имеют политические партии, ... общества . В различных системах положение, средств массовой информации различно: если в демократических обществах средства массовой информации ... с помощью усиления роли карательных органов...

  • Роль и место образования в обществе

    Реферат >> Социология

    Кафедра социологии Роль и место образования в обществе Выполнила: Черницина... детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. ... Роль образования в эко­номике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, инфор­мации ...


  • Содержание

    Введение........................................................................................................................3
    1. Понятие, сущность и виды информационной деятельности...............................5
    2. Классификация информационных технологий в современном обществе..........9
    3. Направления и тенденции развития информационной деятельности...............14
    Заключение.................................................................................................................22
    Список использованной литературы........................................................................23?
    Введение

    Актуальность избранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. Человечество вступило в новый этап своего развития. Современное общество принято именовать информационным. Это – показатель значимости информации в нашу эпоху, ее новой роли и новых возможностей. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. Использование электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в сфере экономики. В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Без них экономика и отдельно взятых предприятий, и целого государства будет оставаться среди отстающих. Информационная экономика изменила многие аспекты экономической реальности, в том числе, и функцию денег, которые из всеобщего эквивалента трудозатрат постепенно превратились в средство расчета. Виртуальные банки и системы оплаты – плод развития информационных технологий. В экономике и бизнесе информационные технологии применяются для обработки, сортировки и агрегирования данных, для организации взаимодействия участников процесса и вычислительной техники, для удовлетворения информационных потребностей, для оперативной связи.
    Таким образом, развитие компьютерной техники, информационно-коммуникационных технологий, создание и распространение глобальной сети Интернет, действительно, открывают невиданные ранее возможности для использования информации.
    Цель работы состоит в определении роли информационной деятельности в современном обществе.
    Объектом исследования выступают информация и информационная деятельность.
    При этом предметом исследования является выявление роли информационной деятельности в современном обществе.

    1. Понятие, сущность и виды информационной деятельности

    Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.
    В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.
    К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации. Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.
    Информация - наличие некоторых сведений о состоянии объекта и окружающей внешней среде. Любая информация, чтобы быть переданной, должна быть закодирована. Сигналами могут быть световые или световые импульсы, сигналы и т.д...
    ?
    Заключение

    В информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Свидетельство тому - увеличение вклада информационного сектора в создание национального богатства.
    Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Рассматривая информационный рынок России в целом, можно заметить, что он динамично развивается, внедряясь в самые различные сферы нашей жизни.
    Экономический образ мышления уходит в прошлое, заставляя переосмыслить казавшиеся бесспорными аксиомы, коренным образом изменяя точку зрения на многие проблемы. Оценка результатов информационной деятельности и информационного обмена предполагает использование новых критериев. Вероятно, они будут вырабатываться с использованием достижений многих научных дисциплин, которые занимаются изучением феномена информации.
    Вероятно, признание роли информации и информационной деятельности в современном экономическом и социальном развитии является первым, но не самым важным шагом на пути становления информационного рынка и информационной экономики в целом.

    ?
    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (с изм. от 13 июля 2015 г.).
    2. Альберт М. Основы менеджмента. – М.: ВЛАДОС, 2013. – с. 59.
    3. Алешин Л.И. Информационные технологии. - М.: Литера, 2008. - 424 с.
    4. Автоматизированные информационные технологии в экономике// Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ., 2014 . - 399 с.
    5. Васюхин О. В., Варзунов А. В. Информационный менеджмент: краткий курс. Учебное пособие. – СПбГУ ИТМО, 2010. – с.248
    6. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: Наука, 1993. - с. 19.
    7. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. - М.: МГСУ, 1999.- с.47.
    8. EITO - Европейская обсерватория по информационным технологиям.
    9. Издательство «Открытые системы»
    10. Информационный портал РЕСУРС >11. РИАНОВОСТИ Рейтинг крупнейших IT-компаний России2015
    12. Рейтинговое агентство.
    13. Отраслевой аналитический журнал «Современные Телекоммуникации России». -2010. №12.
    14. Международное научно-техническое сотрудничество. 2015

    Информационная деятельность играет огромную роль в современном мире и очень тесно связано с понятием и . С появлением информационных технологий, а точнее их улучшением, ведь книги или даже клинопись вместе с речью являются ИД, и развитием интернета как эффективного канала связи многое в нашей жизни изменилось, благодаря более простому обмену знаниями между людьми.

    Определение и характеристика

    Давайте теперь рассмотрим, что подразумевается под информационной деятельностью (далее ИД). ИД — это сбор, хранение, распространение и также создание ресурса и предоставление неограниченного доступа к нему. Простой пример — вот этот сайт. Наполнение сайта информацией и размещение его в сети интернет, это и есть ИД. Давайте рассмотрим (рис. 1) каждый пункт и кратко опишем каждый из них:

    • Первое сбор , подразумевает собой комплекс мер по добыче, отбору и в некоторых случаях даже анализу .
    • Второе, — организация надежного способа консервации для будущего доступа.
    • И последний, распространение — это возможность реализации публично оглашаемой или же задокументированной информации.

    Рис. 1, Сбор хранение и распространение информации в современном обществе

    Цель информационной деятельности

    Информационная деятельность имеет следующую цель , удовлетворить потребность физических или юридических лиц в необходимой им информацией.

    Таким образом можем сформировать определение:

    Цель информационной деятельности в удовлетворении потребности в информации групп людей

    В вышеуказанной деятельности есть несколько направлений в следующих областях:

    • Образование
    • Экономика
    • Наука и техника
    • Политика
    • Вопросы социального характера

    Каждое из этих направлений вносит свою лепту в развитие современного общества.

    С приходом более совершенного вида ИД (более технологичного) на замену учебников и голоса в образование, снизилась нагрузка учителя и преподавателя. К примеру школьник или студент может с помощью персонального компьютера и интернета получить любое необходимое знание по учебной программе.

    Примеры ИД в разных отраслях

    1. В экономике — информационная деятельность позволяет обеспечивать спрос на товары, благодоря рекламе.
    2. В науке, научные статьи доступны почти любому интересующемуся человеку и в следствии растет популярность науки и увеличивает количество заинтересованных, которые в дальнейшем могут стать учеными, что в дальнейшей перспективе позволяет двигать научно — прогресс вперед.
    3. В политике, видом ИД является СМИ которое позволяет освещать актуальные вопросы в государстве, позволяет формировать хоть и одностороннюю, но всё же связь с массами.

    Информационная деятельность в вопросах соц. характера помогают привлечь внимание к социальным группам которые нуждаются в помощи. Позволяют привлечь волонтеров, или средства для улучшение условий таких людей. что позволяет изменить общество в лучшую сторону.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1.2 Свойства информации

    1.4 Информационные процессы

    Заключение

    Список используемых источников

    ВВЕДЕНИЕ

    Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

    С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом - человек научился управлять различными видами вещества и энергии.

    С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества - литературу, искусство, архитектуру и т.д.

    В современном обществе века роль информации в жизни человека является определяющей - чем большей информацией он владеет, тем выше его ценность в обществе.

    Цель настоящей работы - раскрыть понятие информации, и обозначить место информации в современном обществе.

    1. Информация и ее роль в современном обществе

    1.1 Понятие информации и ее виды

    Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией.

    В современном обществе невозможно представить существование человека отдельно от понятия «информация». Термин информация используется во многих науках и во многих сферах человеческой деятельности. Он происходит от латинского слова «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение».

    Несмотря на привычность этого термина, строгого и общепринятого определения не существует. В литературе можно найти достаточно много определений этого термина, отражающих различные подходы к толкованию этого понятия.

    Так в Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение: «информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие информация следующим образом: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

    В информатике же наиболее часто используется следующее определение термина информация - это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

    Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

    Графическая или изобразительная - первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

    Звуковая - мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г., ее разновидностью является музыкальная информация - для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

    Текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами - буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

    Числовая - количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами - цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

    Видеоинформация - способ сохранения движущихся картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

    Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения - это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и другие виды, для которых современная наука даже не нашла признанных всеми терминов определения (например, экстрасенсорная информация).

    Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества - передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее - с использованием радиоволн.

    Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

    Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации.

    Постоянно совершенствуется программное обеспечение ведущих разработчиков (например, Microsoft Corporation), обеспечивающее коллективную работу с корпоративной информацией всех видов.

    1.2 Свойства информации

    Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.

    Наиболее важными свойствами информации являются ее общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

    Объективность информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Например, сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» - объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

    Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

    Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

    Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

    Преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

    Искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств измерений.

    Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

    Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления (погрешностью средства измерения).

    Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Иногда только вовремя полученная информация может быть полезна.

    Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

    Самая ценная информация - объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека.

    Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

    Имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

    Имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

    С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция - от лат; cumulatio - увеличение, скопление).

    Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.

    Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

    1.3 Понятие количество информации

    Свойство полноты информации негласно предполагает, что имеется возможность измерять количество информации. Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации. Понятия «информация», «неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Например, человек с утра предположил, что днем могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то в виде снега или дождя, т.е. непонятно -- «то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидел пасмурное небо и с большой вероятностью предположил -- осадки будут, т.е., получив информацию, снизил количество вариантов выбора. Далее, взглянув на наружный термометр, он увидел, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о температуре, человек получил полную информацию о предстоящей погоде и исключил все, кроме одного, варианты выбора.

    Получаемая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариантов вообще.

    За единицу информации принимается один бит (англ. bit -- binary digit --двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения -- да или нет.

    Бит -- слишком мелкая единица измерения информации. Напрактике чаще применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно восемь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодировать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компьютера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

    Широко используются еще более крупные производные единицы информации:

    1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

    1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

    1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт,

    1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт.

    1.4 Информационные процессы

    Получение информации тесно связано с информационными процессами. Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. Существуют следующие виды информационных процессов.

    Сбор данных -- это деятельность субъекта по накоплению данных с целью обеспечения достаточной полноты. Соединяясь с адекватными методами, данные рождают информацию, способную помочь в принятии решения. Например, интересуясь ценой товара, его потребительскими свойствами, мы собираем информацию для того, чтобы принять решение: покупать или не покупать его.

    Передача данных -- это процесс обмена данными. Предполагается, что существует источник информации, канал связи, приемник информации, и между ними приняты соглашения о порядке обмена данными, эти соглашения называются протоколами обмена. Например, в обычной беседе между двумя людьми негласно принимается соглашение, не перебивать друг друга во время разговора.

    Хранение данных -- это поддержание данных в форме, постоянно готовой к выдаче их потребителю. Одни и те же данные могут быть востребованы не однажды, поэтому разрабатывается способ их хранения (обычно на материальных носителях) и методы доступа к ним по запросу потребителя.

    Обработка данных -- это процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата. Сбор, накопление, хранение информации часто не являются конечной целью информационного процесса. Чаще всего первичные данные привлекаются для решения какой-либо проблемы, затем они преобразуются шаг за шагом в соответствии с алгоритмом решения задачи до получения

    выходных данных, которые после анализа пользователем предоставляют необходимую информацию.

    1.5 Роль информации в современном обществе

    Человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

    В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

    Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

    В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы -- это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы -- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность, сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг, повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

    В современном мире роль информации, средств ее обработки, передачи и накопления неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

    Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности общества.

    Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

    Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

    Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

    Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация - одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности.

    В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным.

    информация общество ресурс мировой

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе было дано определение понятию информации, были рассмотрены ее виды, приведены основные свойства информации. Дано понятие количества информации. Рассмотрены основные виды информационных процессов. Описана роль и место информации в современном обществе. Цели работы выполнены.

    Подводя итог, хочется отметить, что на наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информация начинает играть главенствующую роль не только в традиционных для нее областях, но и в абсолютно новых. Общество переходит в новую информационную эпоху.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.

      курсовая работа , добавлен 15.05.2007

      Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

      реферат , добавлен 12.10.2010

      Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

      презентация , добавлен 27.09.2017

      Понятие теории постиндустриального общества, концепции и варианты вероятных развитий событий. Какие перспективы нам открывает это постиндустриальное общество, или "третья волна" Элвина Тоффлера. Проблемы увеличения давления информации на человека.

      реферат , добавлен 30.06.2011

      Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества. Виды социальной информации. Статистическая информация Госкомстата России. Информация, собираемая с помощью массовых опросов.

      курсовая работа , добавлен 10.01.2011

      Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

      реферат , добавлен 19.05.2011

      Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

      курсовая работа , добавлен 16.04.2014

      Теоретические основы изучения методов сбора PR-информации. Основной обзор методов сбора и анализа PR-информации. Качественный анализ PR-информации – предварительный этап количественного исследования. Развитие образовательной деятельности в России.

      курсовая работа , добавлен 18.06.2012

      Единое социологическое знание науки об обществе. Поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Комплексный характер методов сбора социологической информации.

      презентация , добавлен 19.10.2015

      Социальная система человеческого общества. Взаимодействие информации и общества. Изменение социальных регуляторов. Прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий. Основные этапы становления и модели информационного общества.

    Техника безопасности в компьютерном классе

    Общие положения:

    К работе в компьютерном классе допускаются студенты, ознакомленные с данной инструкцией.

    Нахождение студентов в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (лаборанта).

    Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.

    Во время перемен проводится проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом студентов из класса.

    Каждый студент в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

    Перед началом работы необходимо:

    Убрать сумки на специально предоставленный стеллаж справа от входной двери.

    Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте. В случае их наличия немедленно сообщить об этом преподавателю.

    Разместить на столе только тетрадь, ручку и учебное пособие (так, чтобы, они не мешали работе на компьютере).

    Принять правильною рабочую позу, т.е. сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой.

    Начинайте работу только по указанию преподавателя.

    Во время работы:

    Плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

    Не пользуйтесь клавиатурой, если компьютер не включен;

    Не работайте за компьютером при недостаточном освещении; при плохом самочувствии;

    Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

    Находясь в компьютерном классе, студенты обязаны:

    Соблюдать тишину и порядок.

    Выполнять требования преподавателя и лаборанта.

    О плохом самочувствии (при появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения) сообщить преподавателю.

    После окончания работы завершить все активные программы.

    Оставить рабочее место чистым.

    Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

    Работать на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.

    Спина прямая, плечи опущены и расслаблены.

    Ноги на полу и не скрещены.

    Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

    При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

    Вставать с места без разрешения преподавателя.

    Находиться в верхней, грязной или влажной одежде.

    Работать на клавиатуре грязными или влажными руками.

    Приносить с собой еду, питье, жевательную резинку.

    Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки.

    Передвигать компьютеры и мониторы без разрешения преподавателя.

    Включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя.

    Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.

    Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе.

    Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши.

    Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок.

    Удалять и перемещать чужие файлы; запускать файлы в чужих папках.

    Запускать компьютерные игры.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях:

    При появлении программных ошибок или сбоев оборудования следует обратиться к преподавателю (лаборанту).

    При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю (лаборанту).

    В случае возгорания в кабинете находится огнетушитель для тушения электроприборов.


    Введение

    Роль информационной деятельности в современном обществе

    Основные понятия . Информационная деятельность. Информатика. Информационные технологии. Компьютер, его возможности и сферы применения.

    Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Такую деятельность называют информационной . Ядром информатики являются информационные технологии.

    Информационные технологии – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Компьютер, компьютерные сети и их программное обеспечение являются фундаментом современных информационных технологий.

    Первоначально компьютер создавался для автоматизации вычислений. В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации.

    Сегодня компьютер и помощник в бизнесе, и источник свежих новостей из «всемирной паутины» - сети Интернет, и средство мобильной связи, позволяющее, например, с помощью электронной почты быстро передать и получить информацию.

    Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

    Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

    Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы - энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

    Благодаря всему вышеперечисленному информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях. Начался процесс информатизации общества.

    Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации

    Вывод . В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

    Контрольные вопросы

    · Что представляет собой информационная деятельность человека?

    · Дайте определение понятию «информационные технологии»

    · Что является фундаментом современных информационных технологий.

    · Для каких целей первоначально создавался компьютер?

    · Какие функции может выполнять компьютер сегодня?

    · Сферы применения компьютера в современном обществе.

    Похожие публикации